.RU

Еще одно измерение слов — «унтертон» - Райнер Пацлаф


^ Еще одно измерение слов — «унтертон».
Если для самого начала жизни необычайно важно, чтобы речь формировала телесные орга­ны, то для всей будущей жизни ребенка столь же важно формирование душевных органов — фан­тазии и творческого воображения. А вот подхо­дящей для этого среды дети почти полностью лишены — звучащая сегодня повсюду речь в высшей степени абстрактна, чего мы попрос­ту не замечаем. Поэтому очень важным вкладом в здоровое развитие ребенка может стать созна­тельное употребление взрослыми образно-кон­кретной речи. Такую речь взрослые могут выработать сами, там и сям выуживая слухом обра­зы, незаметно для нас дремлющие в каждом слове147.

Зачастую достаточно небольшого умственно­го усилия, чтобы заметить их, — и тогда внезап­но начинаешь соображать, до тебя доходит, ста­новится прозрачным и тебя озаряет, что, скажем, слово «стоеросовый» подразумевает «стоя» и «расти». Правда, многие такие образы так затер­лись, что их уже и не расслышать, несмотря на все усилия. Тогда поможет этимологический сло­варь, раскрывающий происхождение и изна­чальное значение слов. Право, при случае стоит туда заглянуть. Можете ли вы, к примеру, ска­зать, какой образ скрыт в слове «здоровый»? Языкознание говорит, что его исходные значе­ния связаны с древними корнями «съ» (хоро­ший) и «дорво» (дерево) и, значит, выражают смысл «из хорошего дерева». Это слово род­ственно немецкому «kemgesund» (здоровый как бык, от «Kern» — сердцевина, ядро) и латинско­му «robur» (древесина дуба). Теперь скрытый в слове образ ясен и без ученых дефиниций!

Правда, иногда заставляют поломать голову и этимологические словари. Когда вы справляе­тесь там, скажем, об изначальной образной основе слова «истина», то узнаёте сразу три вещи, по­скольку ученые еще не пришли к единому мне­нию. Во-первых, его связывают с «есть»: значит, «истина» — это то, что «есть» на самом деле. Во-вторых, ему родственно значение, выраженное словом «ясный» (пылающий, блистающий): зна­чит, «истинный» — «ясный как день». Наконец, предполагают родство с древним местоимением, означающим «тот же самый»: значит, «истин­ный» — такой, который всегда остается тем же самым, не меняется, не лжет.

Подобным образом дело обстоит с глаголом «превращаться» (разные формы его основы — ворочать, воротить, вертеть). Оно родственно латинскому vertere и означает «поворачивать, обращать, вертеть, переворачивать». Но что об­щего у превращения с переворачиванием? За­гадка будет решена, когда мы узнаем, что по-латыни vertere может означать еще и «пахать плугом»: пахарь «переворачивает» плугом пла­сты земли, чтобы подготовить ее к новому севу. А значит, он обращает дотоле незримую «под­почву» лицом к свету и наоборот — зримую до­толе поверхность лицом к тьме, незримости. Точно так же однолетнее растение по весне «об­ращается» от незримости к зримости, а осенью — назад к незримости: оно превращается, становится*.

Совершая время от времени такие экскурсии в область истории слов, взрослые приучатся улавливать в них конкретное, а тогда и речь их станет вскоре конкретной, задушевной, насы­щенной образами. И чем яснее для них, каковы на «вкус» жизненные соки слов, тем питатель­нее будет их речь для детских душ. Слова будут звучать совершенно так же, как прежде, но в них, по выражению Рудольфа Штайнера, за­вибрирует «унтертон»**, идущий прямо в душу и творящий новую, более интимную общность детей и взрослых.

Отношение к речи, к языку вообще совер­шенно изменяется, когда ребенок переходит в пубертатный возраст. Подросток выхватывает из языка понятийные структуры, логические закономерности и начинает ловко ими жонглировать.

Он поворачивается спиной к речи как звуковому потоку и входит в сферу чистого мышления, туда, где математики, говорящие на любом языке, приходят к однозначным и окон­чательным результатам. Но это уже другая тема, рассматривать которую тут не место148.
^ В начале — Слово.
Наше рассмотрение показало, сколь необы­чайно важно воздействие творческого, формосозидающего слова на все аспекты жизни детей. Оно помогает сложиться телесным и душевным органам малыша, оформляет его душевные силы и словно вдыхает в них жизнь, подготав­ливает к самостоятельности его ум при перехо­де к пубертатному возрасту. Без слова человек никогда не становится человеком, без него не­возможно становление, развитие. «В начале было Слово»: теперь, перед лицом разразив­шейся катастрофы языка, мы начинаем заново открывать для себя глубокий смысл этих древ­них, библейских слов.

Слова «Wort» (нем. «слово») и «werden» (нем. «становиться») неспроста восходят к од-ному и тому же корню. Ведь в творческом слове всегда скрыта энергия становления — в смысле разъясненного выше «обращения» (wenden): то, что у говорящего живет в мыслях и пережива­ниях, речь «преобращает» (преобразует) вовне в слышимые звуки, доходящие через воздух до слушателя. А в нем акустические явления — зву­ковые волны, в свой черед, «преобращаются» во внутренне воспринимаемые мысли и пережива­ния. Слово обращает сверхчувственное в чув­ственное, а чувственное — в сверхчувственное.

Но эта исконная сила речи не действует, если ее прогоняют через машины. Ей нужен человек, который превратит себя в посредника слова. Лишь тогда она сможет препроводить «я» ре­бенка из миров сверхчувственных в чувствен­ный мир, лишь тогда она сможет высвободить из чувственного мира сверхчувственные силы, необходимые ребенку для установления связи между душой и умом, с одной стороны, и те­лом — с другой.

У взрослого есть возможность поставить себя на службу созидательному, строительному и формообразующему вселенскому Слову. Но тогда он не должен забывать: хотя слова произ­носит он сам, хотя без него они не могли бы воздействовать на ребенка, но их энергия идет не от него. Его самого человеком сделало Слово — а он лишь передает энергию Слова ребенку, стре­мящемуся стать человеком.

1 Frankfurter Allgemeine Zeitung от 23.11.1999, с. 70, и Frankfurter Rundschau от 30.11.1999, местный обзор, с. 3.

2 Шпигель. № 51.1994. С. 97.

3 Buzzell, Ketf/г. The Children of Cyclops. The Influ­ence of Television Viewing on the Developing Hu­man Brain. Published by The Association of Waldorf Schools of North America. Fair Oaks 1998. P. 52.

4 Баззл своей книгой хотя бы отчасти заполнил эту лакуну для англоязычных стран.

5 Zajonc Arthur. Die gemeinsame Geschichte von Licht und Bewusstsein. Reinbek bei Hamburg 1994. S. 13ff.

6 Griisser O.J., Griisser-Cornehls U. Gesichtssinn und Okulomotorik. In: Schmidt Robert F., Thews Ger­hard. Physiologie des Menschen. Berlin, Heidel­berg, New York etc. 271997. S. 278ff.

7 Приводится по книге: Yarbus Alfred L. Eye Mo­vements and Vision (пер. с русского). New York 1967. P. 180.

8 Griisser O.J., Griisser-Cornehls U. Gesichtssinn. In: Schmidt Robert F., Thews Gerhard. Physiologie des Menschen (см. выше). 231987. S. 252.

9 Yarbus Alfred L. Op. cit. Гл. 7. С. Шелл.

10 Zangemeister W. H., Sherman K., Stark L. Evidence for a Global Scanpath Strategy in Viewing Abstract Compared with Realistic Images//Neuro-psychologia. Vol. 33, № 8,1995. P. 1009-1025.

11 Limann O. Fernsehtechnik ohne Ballast. Mtinchen 111976. S. 106.

* Соответствующее немецкое слово вызывает представле­ние о пустом, бессмысленном взгляде. — Здесь и далее звездочками отмечены примечания переводчика.

12 To, что здесь сказано о парализующем глаза воз­действии электронных образов, в строгом смыс­ле слова относится прежде всего только к тради­ционным электронно-лучевым трубкам, в том числе — компьютерных мониторов, поскольку в них частота обновления изображения соответ­ствует принятым для телеприемников. Повыше­ние частоты обновления до, к примеру, 100 Гц в принципе ничего не меняет. Правда, при рабо­те над текстом и графикой проблема не столь остра, ведь тут речь идет главным образом о не­подвижных изображениях. Тем не менее опыт показывает, что негативное воздействие на гла­за традиционных компьютерных мониторов го­раздо сильнее, чем новых плоскоэкранных мо­ниторов, работающих на жидких кристаллах (ЖК, LCD) или подобных технологиях. Ведь жидкий кристалл, если уж он включен, не гаснет, а продолжает светиться с постоянной интенсив­ностью любое время, пока в изображении или в части изображения ничего не изменилось. На­сколько мне известно, до сих пор не существует никаких исследований, посвященных деталям движения глаз при работе с такими изображени­ями, точно так же как и физиологии зрения при просмотре кинолент — ведь тут, в противопо­ложность телевидению, на экран всегда проеци­руются полносоставные кадры, правда, регуляр­но чередующиеся (незаметными для глаз) «темными» паузами («мигающие»).

13 ^ Crown Peter, Featherman Gregg et al. Electro-encephalographic and Electrooculographic Corre­lates of Television Viewing. Final Technical Report. National Science Foundation, Student-Originated Studies, Grant No. SPI 78-03698. Hampshire College, Amherst (Mass.). March 1979, p. 20 и табл. З. Авторы сравнивают измеряемое при телепросмотре число саккад не с их числом при деятельности глаз в природной среде, а при чте­нии журнала «Тайм», но все равно приходят к сходным соотношениям: от 5 до 7 саккад за 20 секунд телепросмотра против 40—55 при чтении. Это означает снижение активности глаз примерно на 90%.

14 Buzzell. Op. cit., p. 81.

15 По: Buzzell. Op. cit., p. 95. Crown и др. усаживали испытуемых так, чтобы телеэкран занимал 11,4 градуса их горизонтального поля зрения (с. 13). Это соответствует его сокращению на 94%.

16 Krugman Herbert E. Electroencephalographic Aspects of Low Involvement//American Associa­tion of Public Opinion Research. New York 1970.

17 Scheurle Hans Jurgen. Information und Be-wuBtseinshelligkeit — Was kann die neuro-physiologische Forschung zur Untersuchung des Fernsehens beitragen?//Das Problem von Wahr-nehmung und BewuBtsein auf dem Hintergrund der Medien- und Hirnforschung. Medienkritische Reihe. Hg. von Heinz Buddemeier. Band 1. Bremen 1998. S. 114.

18 На сходство телепросмотра с трансом уже в 1979 г. на основе измерений ЭЭГ указала суп­ружеская пара австралийских исследователей Ф. и М. Эмери (Emery Fred and Merrelyn. A Choice of Futures. Leiden 1976). См. также подробную рецензию: ManderJerry. Schafft das Fernsehen ab! Eine Streitschrift gegen das Leben aus zweiter Hand. Reinbek bei Hamburg 1979 (оригинальное американское издание: New York 1978). S. 196ff.

19 Mulholland Thomas B. The Concept of Attention and the Electroencephalographic Alpha Rhythm// Attention in Neurophysiology. London 1969. См. также: Scheurle. Op. cit., S. 121ff.

20 Поэтому можно вместе с американскими иссле­дователями назвать телепросмотр особым слу­чаем сна наяву («day dreaming») — на ЭЭГ в этом случае обнаруживаются совершенно те же изменения (Kubey Robert, Csikszentmihalyi Mihaly. Television and the Quality of Life: How Viewing Shapes Everyday Experience. Hillsdale (New Jersey) 1990. P. 101).

21 См.: Scheurle. Op. cit., S. 162ff. Другая литерату­ра о параллелизме телевидения и гипноза при­водится в цитированной книге Kubey и Csiks­zentmihalyi (р. 102).

22 См.: Klesges Robert С, Shelton Mary L, Klesges Lisa M. Effects of Television on Metabolic Rate: Potential Implications For Childhood Obesity// Pediatrics. Vol. 91. Nr. 2.1993. P. 281-286.

23 Bodanis David. The Secret Family. Twenty-four Hours inside the Mysterious World of our Minds and Bodies. New York 1997. P. 107.

24 Buzzell. Op. cit., p. 85ff.

* Точнее, разумеется, людям, которые ею распоряжаются.

25 Неверла (см.: ^ Neverla Irene. Fernseh-Zeit. Zu-schauer zwischen Zeitkalkbl und Zeitvertreib. Eine Untersuchung zur Fernsehnutzung. Munchen 1992) сообщает об исследованиях, установив­ших частоту смены кадров для телефильмов примерно в 6—8 секунд, для дневных программ 2—5 секунд, для видеоклипов в среднем 2,2 се­кунды (S. 69ff). Буддемайер (Buddemeier Heinz. Leben in ktinstlichen Welten. Cyberspace, Videoclips und das tflgliche Fernsehen. Stuttgart 1993) при перепроверке установил в 1992 г. для одной дневной программы значение 2 — максимум 8 секунд, а среднее значение для всех катего­рий — 4,3 секунды.

26 Дьюк-Элдер (Duke-Elder, Sir Stewart (изд.). System of Ophthalmology. Vol. VI. Ocular motility and strabismus. St. Louis 1973) сообщает о сакка-дах в интервале 3—4 секунды (с. 141). Шульце-Крюгер (Schulze-Kruger Rolf Ekkehard. Analyse von Augenbewegungen des Menschen zur Symmetrie- und Raumwahrnehmung und Ver-gleich zu einem aktiven Kamerasystem. Fortschritt-Berichte VDI Reihe 17 (Biotechnik), Nr. 83. Dusseldorf 1992) определяет максимальное вре­мя фиксации в 2 секунды (с. 12). Авторитетней­ший учебник Шмидта — Тевса (Schmidt RobertF., Thews Gerhard. Physiologie des Menschen. Berlin, Heidelberg, New York etc. 271997) констатирует, что при особом усилии от саккад можно удер­живаться «в течение нескольких секунд» (с. 251).

27 См.: Sturm Bertha. Wahrnehmung und Fernsehen: die fehlende Halbsekunde//Media Perspektiven, 1/1984. S. 58 - 65.

28 Sturm Hertha. Wissensvermittlung und Rezipient: die Defizite des Fernsehens//Wissensvermittlung, Medien und Gesellschaft. Ein Symposium der Bertelsmann Stiftung, 1989. S. 55f.

29 См. его предисловие к цитированной книге Баззла.

* Под манией в психологии понимается злоупотребление вызывающими зависимость веществами и факторами (видами деятельности) в противоположность их нор­мальному употреблению.

30 Обзор можно найти у Шмитта-Засе (Schmitt-Sasse Joachim. „Macht Filme wie komplexe Werbespots!" Strategien einer produktionsorien-tierten Medienwirkungsforschung//Bo/m et al. (Hg.): Ansichten einer kunftigen Medien-wissenschaft, 1988. S. 183ff).

31 По этим вопросам см. фундаментальную рабо­ту Кеплингера (Kepplinger Hans Mathias. Darstellungseffekte. Experimented Untersu-chungen zur Wirkung von Pressefotos und fernsehfilmen. Alber Broschur Kommunikation, Bd. 15, Freiburg, Munchen 1987).

32 ^ MattenklottAxel, Donsbach Wolfgang, BrosiusHans-Bernd. Die Realitat des Fernsehzuschauers: die Illusion des Augenzeugen//Franzmann et al. (Hg.). Auf den Schultern von Gutenberg. Medien-okologische Perspektiven der Fernsehgesellschaft. Berlin, Munchen 1995. S. 252-263. В этой же книге стоит прочесть статью Кеплингера «Die Bedeutung der Fernsehbilder fur das Realitats-verstandnis der Femsehzuschauer» (S. 246—251).

33 LahrHelmutvan der. Lesen: Verlust einer Schlussel-qualifikation fur die Informationsgesellschaft// Media Perspektiven 1/1996, S.2.

34 Sturm Hertha. Op. cit., 1989. S. 66.

35 Sturm Hertha, Vitouch Peter, Bauer Herbert, Grewe-Partsch Marianne. Emotion und Erregung — Kinder als Femsehzuschauer. Eine psychophysio-logische Untersuchung//Fernsehen und Bildung. Internationale Zeitschrift fur Medienpsychologie und Medienpraxis. Themenheft „Mediendrama-turgieundZuschauerverhalten".Jg. 16 (1982) 1— 3. S. 13.

36 См.: Zeutschner Heiko. Die braune Mattscheibe. Unsere Glotze wird 60 — Fernsehen im National-sozialismus//Siiddeutsche Zeitung. 25.3.1995.

37 При этом примечательно, что «в то время в се­мьях с детьми телевизоры встречались более чем вдвое чаще», чем в семьях без детей (Greenfield Patricia Marks. Kinder und neue Me-dien. Die Wirkung von Fernsehen, Videospielen und Computern (оригинальное американское издание 1984). Munchen, Weinheim 1987. S. 173. Anm. 2).

38 В Федеративной Республике Германии чистое «просмотровое время» (которое надо отличать от намного большего «времени работы телеви­зора») в статистически среднем измерении для всего населения выросло с 1 часа в день в нача­ле 60-х годов до более 3 часов в день в 1998 г. (см.: Media Perspektiven. Basisdaten 1998. S. 71). В США среднее просмотровое время составля­ет уже начиная с 1980 г. 4—5 часов, время рабо­ты телевизора — 7—8 часов ежедневно.

39 Для подростков это показано, например, в ис­следовании: Schmidbauer Michael, Lohr Paul. Jugendmedien und Jugendszenen. Ergebnisse einer aktuellen Untersuchung//TelevIZIon. 10/1997/1. S. 13-26.

40 См. об этом мое подробное изложение в книге: Patzlaff Rainer. Medienmagie oder die Herrschaft uber die Sinne. Stuttgart 31999. S. 12ff.

41 Об этом пишет Неверла (см. цит. соч.).

42 См.: Gerbner George, Gross L. Living with Televi­sion: The Violence Profile//Journal of Commu­nication 26 (1976). P. 172-199.

43 Thomas Gunter. Medien — Ritual — Religion. Zur religiosen Funktion des Fernsehens. Frankfurt/M. 1998.

44 Opaschowski Horst W. Deutschland 2010. Wie wir morgen leben — Voraussagen der Wissenschaft zur Zukunft unserer Gesellschaft. Hamburg 1997. S. 93.

45 См.: Neverla. Op. cit. (1992).

46 Opaschowski. Ibidem

47 Ibidem, S. 92.

48 Eurich Claus. Das verkabelte Leben. Wem schaden und wem nutzen die neuen Medien? Reinbek bei Hamburg 1980. S. 25f.

* Возрастания (англ.).

49 См.: Noelle-Neuman Elisabeth. Das Fernsehen und die Zukunft der Lesekultur//Frohlich et al. (Hg.). Die verstellte Welt. Beitrage zur Medienokologie, 1992. S. 223 и прим. 1.

50 См.: Singer Jerome L., Singer Dorothy G. Wider die Verkiimmerung der Phantasie. Fernsehen, Lesen und die Entwicklung der Vorstellungskraft// Frohlich et al. (Hg.). Die verstellte Welt. S. 98-114.

51 LahrHelmutvan der. Lesen: Verlust einer Schlussel-qualifikation fur die Informationsgesellschaft// Media Perspektiven 1/1996, S.2.

52 См.: Der Spiegel. 51/1994. S. 97.

53 Sturm. Op. cit. (1989), S. 49f.

54 Noelle-Neuman. Op. cit., S. 231.

* Смысл этого высказывания, конечно, относителен — даже для Европы. В нашей стране соотношение, скорее, обратное.

55 Ibidem, S. 232.

56 Behrens Harald, Kiefer Marie-Luise, Meder Arne. Spezialisierung der Mediennutzung im dualen Rundfunksystem//Media Perspektiven 2/1997, S. 90.

* В психологии комплексом Каспара Хаузера (по имени реального лица, жившего ок. 1812—1833 гг.) называют нарушение личности, состоящее в эмоциональной скудо­сти и патологической необщительности, вызванных соци­альной изоляцией или ослаблением социальных связей.

57 Opaschowski. Op. cit., S. 98.

58 ^ Huth Silvia. Zur Wirkung des Vielfernsehens. Ergebnisse aus der empirischen Forschung in den USA//Fernsehen und Bildung. Internationale Zeitschrift fur Medienpsychologie und Medien-praxis. Themenheft „Mediendramaturgie und Zuschauerverhalten", Jg. 16 (1982) 1-3, S. 207.

59 Singer Dorothy G. Fernsehen, Lesen und Phantasie-entwicklung//Franzmann et al. (Hg.). Auf den Schultern von Gutenberg. Medienokologische Perspektiven der Fernsehgesellschaft. Berlin, Mtinchen 1995. S. 123.

60 См.: Huth. Op. cit., S. 212. Из новых исследований на эту тему см.: Bohme-Durr Karin. Bild-magnet Fernsehen//TeIevIZIon, 12, 1999/1, S. 20-25.

** Демоскопия в социальной психологии — опрос обще­ственного мнения, с помощью небольшой выборки (около 2000 респондентов) отображающий общественное мнение совокупного населения страны.

61 Noelle-Neuman. Op. at., S. 229.

62 Eimeren Birgit van, Maier-Lesch Brigitte. Die Sache mit der Politik im Fernsehen//TelevIZIon, 10/1997/1. S. 9-13.

63 См.: Postman Neil. Sieben Thesen zur Medien-technologie//Frohlich et al. (Hg.). Die verstellte Welt, 1992. S. 9-22.

64 См.: Opaschowski. Op. cit. S. 84.

65 См.: Sicking Peter. Leben ohne Fernsehen. Eine qualitative Nichtfernseherstudie. Wiesbaden 1998.

66 Отсюда, разумеется, нельзя вывести обратное заключение, будто низкий коэффициент интел­лекта — следствие частого употребления теле­визора. Подробнее об этом см.: Ruth. Op. cit., S. 206.

* См. примечание к с. 53.

67 Opaschowski. Op. cit., S. 87.

68 Signorielli Nancy. Ungesunde Botschaften. Me-dieneinflusse auf das Gesundheits- und Ernahrungsverhalten von Kindern//Franzmann et al. (Hg.). Auf den Schultern von Gutenberg. Medienokologische Perspektiven der Fernsehgesellschaft. Berlin, Miinchen 1995. S. 151.

69 См.: Ridder Christa-Maria. US-Kinderfernsehen zwischen Kommerz und Regelungsversuchen im offentlichen Interesse//Media Perspektiven 1/1997. S. 31-41.

70 Из исследовательского отчета Синьорьелли (S. 151).

71 Синьорьелли (op. cit., S. 152) пишет об этом: «В 1979 г. Гербнер, Морган и Синьорьелли в те­чение целой недели исследовали показы еды, напитков, поглощения пищи и т. п. на амери­канском телевидении во время основных пере­дач и в детских программах выходных дней, за­фиксировав, что приблизительно девять раз за один час можно увидеть, как едят и пьют или услышать разговоры о еде».

72 См.: Klesges. Op. cit.

* Булимия — болезнь (встречается прежде всего у жен­щин), проявляющаяся в маниакальных приступах пато­логического голода («волчьего аппетита»).

73 Цитируется по: Signorielli. Op. cit., S. 154.

74 Ibidem, S. 159. Там же см. литературу вопроса.

75 Ibidem, S. 160.

76 Kruger Udo Michael. Gewalt in von Kindern genutzten Fernsehsendungen//Media Perspekti­ven, 3/1996. S. 114.

* Катарсис — «очистительное» для души эмоциональное потрясение (такое действие, по Аристотелю, оказывает трагедия).

77 Ibidem, S. 115.

78 Ibidem.

79 Der Spiegel, 14/1998. S. 163.

80 Подробно об этом см.: Patzlaff Rainer. Sprach-zerfall und Agression. Geistige Hintergriinde der Gewalt und des Nationalismus. Stuttgart 1994.

81 См. интервью, взятое Марией Биль у Дэйва Гросмена, в: Zeit. 23.9.1999. S. 5.

* Психологический термин, означающий «вырабатывать условный рефлекс».

82 Grossmann Dave. Kinder trainieren Gewalt. Wie die Medien Kinder gewaltbereit machen//Family, 2/ 1999. (Сокращенная переработка из: Christianity Today. August 1998. Carol Stream, Illinois, USA). S. 58.

83 Ibidem, S. 60.

84 Suddeutsche Zeitung, 17.5.1999.

85 См.: Winn Marie. Die Droge im Wohnzimmer. Reinbek b. Hamburg 1979. (Оригинальное аме­риканское издание вышло под названием «The Plug-In Drug».)

* Недель отказа от ТВ (англ.).

* Жаль, что тут автора можно понять так: телевидение — это плохо, но если его потребление ограничить, все будет замечательно, потому что все остальное в нашей жизни прекрасно. Правда, он не говорит: «состояние полной лич­ной свободы», так что читателю есть над чем подумать.

86 См.: Buzzett. Op. cit., p. 49.

87 Более подробно см.: Cohen Karen M. The De­velopment of Strategies of Visual Search//Fischer et al. (изд.). Eye Movements: Cognition and Visual Perception. Hillsdale (New Jersey) 1981. P. 271-288; Mikasch Heidemarie D., Haack Johannes. Blickbewegungsforschung — Einfiihrung in die physiologischen Grundlagen, Techniken und in die Problem- und Anwendungsbereiche//Issing et al. (Hg). Blickbewegung und Bildverarbeitung, 1986. S. 11-36.

88 См.: Fischer Burkhart. Blick-Punkte. Neuro-biologische Prinzipien des Sehens und der Blick-steuerung. Bern, Gottingen, Toronto, Seattle 1999. S. 221ff.

89 См.: Buzzell. Op. cit., p. 50.

* Кажется, автор тут не совсем точен: какие-то структуры, несомненно, образуются под этим воздействием, но ка­кие именно, вероятно, еще не выяснено. Можно только предположить, отталкиваясь от мысли автора о неесте­ственности экранных образов для детского восприятия, что и «структуры» эти будут столь же неестественны (и притом неустранимы впредь). В любом случае время, затраченное на такое восприятие, уходит впустую в смысле формирования правильных структур мозга, и потому можно сказать, что оно мешает естественному процессу развития, так что ребенок вырастает психичес­ки недоразвитым.

90 Fischer. Op. cit., S. 221.

91 Scheurle. Op. cit., S. 90.

92 Singer, Singer. Op. cit., (1992), S. 112.

93 Benz Ute. Warum sehen Kinder Gewaltfilme? Miinchen 1998. S. 62.

94 См.: Greenfield. Op. cit., S. 50.

95 См.: Reeves, Hawkins (1986), S. 43. (Автор, веро­ятно, забыл включить этот источник в свой список литературы, который в оригинале при­веден отдельно от ссылок, где указываются только фамилии авторов и год издания; я все равно воспроизвожу эту и следующую ссыл­ки — может быть, они пригодятся специалис­там. — Пер.)

96 См.: Ibidem.

97 TheunertHelga, Schorb Bernd. «Mordsbilder»: Kin­der und Fernsehinformation. Eine Untersuchung zum Umgang von Kindern mit realen Gewalt-darstellungen in Nachrichten und Reality-TV im Auftrag der Hamburgischen Anstalt fur neue Me-dien (HAM) und der Bayerischer Landeszentrale fur neue Medien (BLM). Schriftenreihe der HAM. Band 13. Berlin 1995. S. 217.

98 Ibidem, S. 220.

99 Ibidem, S. 212.

100 См.: Glogauer Werner. Die neuen Medien veran-dern die Kindheit. Nutzung und Auswirkungen des fernsehens, der Videospiele, Videofilme u. a. bei 6-bis lOjahrigen Kindern und Jugendlichen. Wein-heim 1993.

* «Теледетей» (англ.), т. е. детей, «выращенных телевизо­ром».

101 Цит. по: Wagner Luise, Drosser Christoph. Tuning fur unsere Sinne//Konrad. 1.1997. S. 104.

102 Singer Dorothy G. Op. cit. (1995). S. 127.

103 См.: Franzmann Bodo. Vor dem Einbruch der Multimedia-Kultur — Leseforscher tiberpriifen die Besta'nde//Spektrum der Wissenschaft. 10/1995. S. 116-119.

104 Подробное сообщение на эту тему опубликова­но в журнале «Шпигель» (36/1995, S. 82-87).

* По-русски это название могло бы звучать примерно так: «Заяц пишется через Е».

105 Sanders Barry. A is for Ox. Violence, Electronic Media and the Silencing of the Written Word. New York 1994. P. 173. Моя рецензия на эту книгу опубликована в журнале Erziehungskunst, 2/1996, S. 190-194.

106 См.: Literacy, Economy and Society. Results of the First International Adult Literacy Survey. Изд. Ге­неральным секретарем ОЭСР (Париж) и Орга­низацией по экономическому сотрудничеству и развитию. Париж, Оттава, 1995.

107 См.: Lehmann RainerH. et. al. Leseverstandnis und Lesegewohntheiten deutscher Schtiler und Schti-lerinnen. Reihe Beltz Stiftung Lesen. Weinheim, Basel 1995.

108 См.: Franzmann. Op. cit., S. 117.

109 Lahr Helmut van der. Lesen: Verlust einer Schlussel-qualifikation fur die Informationsgesellschaft// Media Perspektiven, 1/1996. S. 2-7.

** Выражение из названия процитированной автором выше книги Г. ван дер Лара. Сомнительно, чтобы эта тенденция что-то означала по крайней мере для нашей страны: поли­тическая и экономическая «элита», с одной стороны, и культурная элита — с другой в ней резко разделены, при­чем последняя оттеснена на социальную периферию, а первая отнюдь не демонстрирует признаков образования (не говоря уже — культуры).

110 См. об этом цитированную статью Нёлле-Ной-ман (1992).

111 Der Spiegel, 38/1993, S. 143-146.

112 Stiddeutsche Zeitung Magazin, Nr. 28 от 12.7.1996, S. 5.

113 См.:

estestvennoe-dvizhenie-naseleniya-kratkoe-soderzhanie.html
estestvennoe-otkrovenie-l-i-vasilenko-kratkij-religiozno-filosofskij-slovar.html
estestvennonauchnaya-kompetentnost-stranica-5.html
estestvennonauchnij-bazis-koncepcii-zolotogo-milliarda-v-svete-informacionnogo-obespecheniya-sociuma-chast-2.html
estestvennonauchnij-profil-22-chel-815-fiziko-tehnicheskij-uchebno-metodicheskoe-posobie-ulyanovsk-2004.html
estestvnauki-v-celom-byulleten-novih-postuplenij-za-oktyabr-2009-goda.html
  • urok.bystrickaya.ru/pribil-ee-sushnost-formi-i-faktori-opredelyayushie-velichinu-pribili-programma-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obedinenie-organizacij-vipolnyayushih-stroitelstvo-rekonstrukciyu-i-kapitalnij-remont-obektov-atomnoj-energii-soyuzatomstroj-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-treh-faktorov-proizvodstva-zh-b-seya-i-ee-sushnost-teoriya-stoimosti-v-rabote-e-bem-baverka-osnovi-teorii-cennosti-hozyajstvennih-blag.html
  • znanie.bystrickaya.ru/abazhur-bumazhnij-uninie-voobshe-abazhur-ozhidaj-milosti-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-stranica-8.html
  • credit.bystrickaya.ru/odopolnenii-spiska-pobeditelej-konkursa-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-utverzhdennogo-prikazom-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-uchitelya-tatarskogo-yazika-i-literaturi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-v-kontekste.html
  • studies.bystrickaya.ru/kollizionnie-normi-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-vistupleniya-komandi-molodih-issledovatelej-respubliki-komi-na-vserossijskom-forume-nauchnoj-molodezhi-shag-v-budushee-moskva-21-25-marta-2011-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/etika-reportera-lekciya-sovremennie-tendencii-v-podache-radioinformacii-.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kriminalisticheskaya-harakteristika-ubijstv-s-primeneniem-ognestrelnogo-oruzhiya-chast-10.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-ezotericheskie-vliyaniya-dzhejmshbrennan-okkultnij-rejh.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-sostoyaniya-debitorskoj-i-kreditorskoj-zadolzhennosti-chast-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-g-baranec-metamorfozi-etosa-stranica-18.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obezyani-na-ferme-kniga-kita-manna-otpravlyaet-chitatelya-na-attrakcion-istorii-rasskazivaya-kak-razvivalos-dvizhenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kachestvo-drevesnih-stvolov-povishenie-kachestvennoj-produktivnosti-nasazhdenij-na-lesovodstvennoj-osnove-06-03.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-tvorcheskih-konkursah-v-ramkah-iii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-poseleniya-ea-bojcova-oficialnoe-izdanie-byulleten.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurort-shmareshki-toplice-krka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-xxx-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-vladivostok.html
  • report.bystrickaya.ru/izmerenie-skorosti-sveta.html
  • books.bystrickaya.ru/cennostnie-orientiri-soderzhaniya-uchebnogo-predmeta-programma-literaturnoe-chtenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschet-vodosnabzheniya-poselka-i-nasosnoj-ustanovki.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-i-poryadok-razrabotki-finansovoj-politiki-firmi-uchebnoe-posobie-2007-orenburg-soderzhanie-tema-soderzhanie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-posvyashena-opredeleniyu-termina-transkriptom.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-empiricheskoe-issledovanie-osobennostej-vospriyatiya-i-ocenki-studentami-korporativnoj-kulturi-rgsu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/negosudarstvennij-pensionnij-fond-npf-erel-licenziya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-zapolneniyu-anketi.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferenciya-provoditsya-v-ramkah-ii-vserossijskogo-festivalya-nauki-s-celyu-privlecheniya-starsheklassnikov-k-issledovatelskoj-deyatelnosti-podderzhki-raboti-shkolnih-nauchno-issledovatelskih-obshestv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-na-vnutrennij-audit-predislovie.html
  • writing.bystrickaya.ru/biznes-plan-investicionnogo-proekta-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublikali-blm-mekemeler-oushilarini-arasinda-zh-zhabaeva-arnalan-zhir-alibi-zhambil-tairibindai-respublikali-zhas-aindar-ajtisin-tkzud.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-i-zadaniya-vtorogo-novosibirskogo-regionalnogo-turnira-yunih-biologov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/perechen-rabochih-mest-dlya-realizacii-investicionnih-proektov-finansirovanie-meropriyatij-programmi-za-schet-sredstv.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassnij-chas-6-klass-otchet-o-provedenii-ekologicheskogo-uroka-dlya-shkolnikov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.