.RU

Еще раз – об учителях чтения - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 2


^ Еще раз – об учителях чтения
Выше мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия развивающейся личности и текста. Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры.

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. О том, как многие западные страны осознали роль «Человека читающего», и о том, как во многих странах строится «политика в области чтения» и разрабатываются национальные программы по стимулированию чтения детей и взрослых, (в том числе и мало читающих слоев населения), мы уже говорили в предыдущих публикациях этого цикла. С нашей точки зрения, Россия сегодня очень нуждается в развитии национальной политики в области поддержки чтения детей и юношества.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Процитируем еще раз выдержки из опубликованной в цикле статьи Н.Н.Сметанниковой:

«Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации.

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне, в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием на других предметах, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Альтернативой может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов.

В системе постдипломного, а затем и высшего образования необходимо подготовить специалиста-консультанта, а затем учителя чтения и культуры учения, который придет в учебные заведения для проведения урока чтения».

С точки зрения педагога – международного эксперта Н.Н. Сметанниковой, сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов. «Работа с информацией, включающая пять основных шагов, таких как: (1) создание и передача информации, (2) создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели), (3) организация информации (предметный указатель, базы данных), (4) физическая организация информации (классификационные системы в библиотеках), (5) оценка информации, объединяет профессии педагога и библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и переподготовки»43.
^ Детское чтение нуждается в государственной поддержке
Парадоксальность нашей сегодняшней ситуации заключается в том, что сегодня, когда многие страны мира особенно ясно осознали ценность знания и компетентности, необходимость развития читательской грамотности и информационной культуры, развития области обучения этим умениям и навыкам школьников и студентов, есть специалисты, которые считают, что у нас и так все в порядке.

Действительно, в России многое уже сделано. Однако, можем ли мы адекватно оценить себя в интересующем нас плане? Понять, что необходимо? Сравнить то, чем обладаем мы и что есть в других странах? С нашей точки зрения, сегодня, как никогда раньше, необходим сбор информации о чтении (равно как и об информационной культуре) в сферах разных наук, развитие междисциплинарного подхода, изучение международного опыта и многое другое.

Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент в этой политике сделан на чтении детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит межведомственный характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования. Но в любом случае, фундаментом для проведения этой политики в области детского чтения являются библиотеки – публичные, школьные и другие.

Изучение мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства развивают программы поддержки детского чтения:

Организация таких программ обычно осуществляется и координируется Министерством и/или Центром детского чтения (центром чтения) и проводится в рамках национальных кампаний, а также региональных проектов.

С нашей точки зрения, сегодня необходимо:


Результаты анализа современной ситуации в России заставляют говорить об актуальности разработки и реализации Национальной программы поддержки детского чтения и в ее рамках, по крайней мере, трёх долговременных межведомственных комплексных программ.

1. «Новая программа формирования читательской – медиа - библиотечно-библиографической - информационной культуры подрастающего поколения»

Для разработки и выполнения такой программы должны быть объединены силы специалистов в области образования, культуры, информатизации, книгоиздания, средств массовой информации; привлечены фонды и профессиональные и общественные организации (Например, Межрегиональная «Русская ассоциация чтения», Ассоциация детских писателей, Российская библиотечная ассоциация и другие).

2. «Программа поддержки развития детской литературы»

(меры по поддержке детского писателя, переводчика, художника детской книги, издателя книг для детей, а также систему мер по развитию и поддержке критики, рекомендательной библиографии и исследований в области детской литературы).

В рамках этой программы необходимо осуществление социальной и психолого-педагогической экспертизы изданий для детей.

3. Программа проведения национальных акций в целях стимулирования чтения44.

Сегодня необходима также государственная поддержка Русской ассоциации чтения и других общественных организаций, которые способствуют поддержке чтения в стране.

estoniya-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-10-fevralya-2012-goda.html
estonskaya-kultura-v-xx-veke-ekzamenacionnie-temi.html
estradno-scenicheskij-tanec-i-ego-perspektivi-kak-vida-sporta.html
estva-h-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-tendencii-v-ekonomike-i-upravlenii.html
et-jtais-fier-de-lui-apprendre-que-je-volais-alors-il-scria-francuzskij-yazik-s-malenkim-princem.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-14.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-3-sharlin-harris-huzhe-chem-mertvij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/t-n-kandaurova-mecenati-botkini-l-n-velihovskij-t-n-kandaurova-botkini-blagotvoriteli-mecenati-kollekcioneri-obshestvennie-deyateli.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zashita-informacii-po-vibroakusticheskomu-kanalu-utechki-informacii-chast-10.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dogovr-franchajzingu-chast-13.html
  • write.bystrickaya.ru/eyu-rivkin-moskvovedenie-5-11-klassi-programma-dlya-obsheobrazovatelnih-shkol-m-1997.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ustanovku-provodki-pereklyuchatelya-9cap-9caf-9chp-9chf-9-kanalnaya-kompyuternaya-sistema-radioupravleniya-instrukciya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-turizm-disciplina-tehnologii-i-organizaciya-operatorskih-i-agentskih-uslug.html
  • learn.bystrickaya.ru/ev-korovkina--ekologicheskij-karkas-muzeya-zapovednika-karabiha-n-p-ryazancev-materiali-muzejnogo-otdela-narkomprosa.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-vozvrashenie-k-nachalu-graham-hancock-robert-bauval-grem-henkok-robert-byuvel.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-opisanie-metodov-issledovaniya-nauchnij-otchet-po-proektu-proektirovanie-differencirovannogo-holdinga-iz-malih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovoe-proektirovanie-osennij-semestr.html
  • education.bystrickaya.ru/151000-tehnologicheskie-mashini-i-oborudovanie-stranica-11.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yaroslavl-stanet-mezhdunarodnoj-ploshadkoj-dlya-politicheskih-diskussij-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/domashn-zadanie-primechanie-1-vvedenie-3-ch-chto-izuchayut-v-kurse-zemlya-planeta-lyudej-vvodnij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/64programma-massovih-sportivno-ozdorovitelnih-meropriyatij-den-zdorovya-perspektivnaya-nachalnaya-shkola.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-letnej-ekzamenacionnoj-sessii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-pismennaya-rech-programmi-po-rki-21-uchebniki-po-rki-22-urok-kak-osnovnaya-forma-organizacii-uchebnogo-processa.html
  • credit.bystrickaya.ru/polupredikativnie-edinici-v-serbskom-perevode-romana-me-saltikova-shedrina-chast-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-grazhdanskogo-obshestva-v-kurskoj-oblasti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sharl-de-koster-i-ego-roman-legenda-o-tile-ulenshpigele.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-4-mehanizm-gosudarstvennogo-kurs-lekcij-omsk-izdatelstvo-sibadi-2007.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-sfera-primeneniya-nastoyashego-federalnogo-zakona-vcelyah-nastoyashego-federalnogo-zakona-mnogodetnoj-semej-priznaetsya-semya-v-sostave-kotoroj-est-tri-i-bolee-detej-v-vozraste-do-vosemnadcati-let.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-laboratornaya-rabota-7-organizacionno-normativnaya-dokumentaci-uchebnaya-programma-kursa-teoriya-i-metodika.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-kompleksov-mnogokanatnih-podemov-s-nazemnim-raspolozheniem-podemnih-mashin.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-kontrakta-po-rezultatam-aukciona-rektor-dvgtu-a-a-fatkulin-2-6-iyunya-2008-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/44-avtomatizaciya-predpriyatij-svyazi-1-seti-svyazi-sistemi-kommutaciii-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • institut.bystrickaya.ru/tip-otveta--tip-voprosa-figurativnij-foneticheskij-semanticheskij-foundations-of-human-sciences-series.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/adovkatura-v-rossii-chast-11.html
  • turn.bystrickaya.ru/opasnosti-opasnie-situacii-i-sobitiya-po-gost-r-51344-99-metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-i-podgotovke.html
  • college.bystrickaya.ru/-bankovskogo-scheta-v-rublyah-rf-s-polucheniem-bankovskoj-karti-visa-electronplus.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nemeckij-yazik-professionalnij-iii-kurs-5-semestr-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-matematika-algebra-po-napravleniyu-podgotovki-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • lesson.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vserossijskom-master-klasse-uchitelej-rodnih-vklyuchaya-russkij-yazikov-obshie-polozheniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/volshebnij-kompyuter-35-chasov.html
  • tests.bystrickaya.ru/krugovorot-veshestv-v-biosfere-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.