.RU

Еще раз – об учителях чтения - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 2


^ Еще раз – об учителях чтения
Выше мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия развивающейся личности и текста. Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры.

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. О том, как многие западные страны осознали роль «Человека читающего», и о том, как во многих странах строится «политика в области чтения» и разрабатываются национальные программы по стимулированию чтения детей и взрослых, (в том числе и мало читающих слоев населения), мы уже говорили в предыдущих публикациях этого цикла. С нашей точки зрения, Россия сегодня очень нуждается в развитии национальной политики в области поддержки чтения детей и юношества.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Процитируем еще раз выдержки из опубликованной в цикле статьи Н.Н.Сметанниковой:

«Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации.

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне, в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием на других предметах, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Альтернативой может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов.

В системе постдипломного, а затем и высшего образования необходимо подготовить специалиста-консультанта, а затем учителя чтения и культуры учения, который придет в учебные заведения для проведения урока чтения».

С точки зрения педагога – международного эксперта Н.Н. Сметанниковой, сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов. «Работа с информацией, включающая пять основных шагов, таких как: (1) создание и передача информации, (2) создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели), (3) организация информации (предметный указатель, базы данных), (4) физическая организация информации (классификационные системы в библиотеках), (5) оценка информации, объединяет профессии педагога и библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и переподготовки»43.
^ Детское чтение нуждается в государственной поддержке
Парадоксальность нашей сегодняшней ситуации заключается в том, что сегодня, когда многие страны мира особенно ясно осознали ценность знания и компетентности, необходимость развития читательской грамотности и информационной культуры, развития области обучения этим умениям и навыкам школьников и студентов, есть специалисты, которые считают, что у нас и так все в порядке.

Действительно, в России многое уже сделано. Однако, можем ли мы адекватно оценить себя в интересующем нас плане? Понять, что необходимо? Сравнить то, чем обладаем мы и что есть в других странах? С нашей точки зрения, сегодня, как никогда раньше, необходим сбор информации о чтении (равно как и об информационной культуре) в сферах разных наук, развитие междисциплинарного подхода, изучение международного опыта и многое другое.

Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент в этой политике сделан на чтении детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит межведомственный характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования. Но в любом случае, фундаментом для проведения этой политики в области детского чтения являются библиотеки – публичные, школьные и другие.

Изучение мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства развивают программы поддержки детского чтения:

Организация таких программ обычно осуществляется и координируется Министерством и/или Центром детского чтения (центром чтения) и проводится в рамках национальных кампаний, а также региональных проектов.

С нашей точки зрения, сегодня необходимо:


Результаты анализа современной ситуации в России заставляют говорить об актуальности разработки и реализации Национальной программы поддержки детского чтения и в ее рамках, по крайней мере, трёх долговременных межведомственных комплексных программ.

1. «Новая программа формирования читательской – медиа - библиотечно-библиографической - информационной культуры подрастающего поколения»

Для разработки и выполнения такой программы должны быть объединены силы специалистов в области образования, культуры, информатизации, книгоиздания, средств массовой информации; привлечены фонды и профессиональные и общественные организации (Например, Межрегиональная «Русская ассоциация чтения», Ассоциация детских писателей, Российская библиотечная ассоциация и другие).

2. «Программа поддержки развития детской литературы»

(меры по поддержке детского писателя, переводчика, художника детской книги, издателя книг для детей, а также систему мер по развитию и поддержке критики, рекомендательной библиографии и исследований в области детской литературы).

В рамках этой программы необходимо осуществление социальной и психолого-педагогической экспертизы изданий для детей.

3. Программа проведения национальных акций в целях стимулирования чтения44.

Сегодня необходима также государственная поддержка Русской ассоциации чтения и других общественных организаций, которые способствуют поддержке чтения в стране.

estoniya-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-10-fevralya-2012-goda.html
estonskaya-kultura-v-xx-veke-ekzamenacionnie-temi.html
estradno-scenicheskij-tanec-i-ego-perspektivi-kak-vida-sporta.html
estva-h-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-tendencii-v-ekonomike-i-upravlenii.html
et-jtais-fier-de-lui-apprendre-que-je-volais-alors-il-scria-francuzskij-yazik-s-malenkim-princem.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-14.html
  • school.bystrickaya.ru/globalzacya-svtogospodarskih-zvyazkv-chast-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-disciplina-semejnoe-pravo-rf-tema-osnovaniya-i-poryadok-ogranicheniya-i-lisheniya-roditelskih-prav.html
  • urok.bystrickaya.ru/povedenie-v-konfliktah-chast-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lukashev-o-v-izdaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/33-stili-upravleniya-i-uchebnoe-posobie-vipusk-vtoroj.html
  • school.bystrickaya.ru/informacionnij-sajt-defsecinfo-vengriya-9-marta-2009-g-4-mlrd-dollarov-nazarbaeva-v-protivoves-krizisu.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znaete-li-vi-kak-rastet-trava-pervie-rostki-poyavlyayutsya-zadolgo-do-nachala-spada-vodi-vnachale-vse-krugom-stanovitsya-sinim-zatem-sirenevim-potom-zheltim-belim.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-kak-lekarstvo-stranica-17.html
  • crib.bystrickaya.ru/izmenenie-stepeni-kristallichnosti-cellyulozi-solomi-kukuruzi-posle-mehanicheskoj-obrabotki-substrata-i-posle-fermentativnogo-gidroliza.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernie-voprosi-k-ekzamenu-po-ipu-2-kurs-1-semestr-2010-2011-uch-god.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-striatuma-v-asimmetrii-kompensatornih-processov-i-nejrohimicheskoj-asimmetrii-pri-vipolnenii-manipulyacionnih-dvizhenij-u-kris.html
  • institut.bystrickaya.ru/svyatitel-nikolaj-serbskij-velimirovich-misli-o-dobre-i-zle-2001.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakreplenie-temi-yazikovie-sredstva-izobrazheniya-zhizni-i-virazheniya-tochki-zreniya-avtora-v-epicheskom-proizvedenii-na-primere-rasskaza-i-s-turgeneva-biryuk-seminar-v-8-klasse-celi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-vcelyah-obespecheniya-gosudarstvennih-nuzhd-magnitogorskaya-tamozhnya-organizuet-vibor-organizacii-na-okazanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-ponyatiya-ispolzuemie-v-nastoyashem-federalnom-zakone.html
  • composition.bystrickaya.ru/osushestvlenie-etih-celej-i-zadach-predpolagaet-programma-razvitiya-mou-sosh-p-solidarnost-eleckogo-rajona-pasport.html
  • report.bystrickaya.ru/hronologicheskij-ukazatel-trudov-artisevich.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-2-pravila-sociologicheskogo-poznaniya-volkov-yu-g-mostovaya-i-v-v67-sociologiya-uchebnik-dlya-vuzov-pod.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-2-vipolnenie-vichislenij-laboratornaya-rabota-1-osvoenie-priemov-raboti-s-elektronnimi-tablicami-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sherloka-holmsa-1-arthur-conan-doyle-silver-blaze-stranica-9.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosibirske-otchet-ispolnitelnoj-direkcii-asdg-sovetu-i-xxv-obshemu-sobraniyu-asdg.html
  • exam.bystrickaya.ru/vivodi-1-teoreticheskaya-chast-evolyuciya-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-v-rf-ekonomicheskie-i-pravovie-osnovi-6.html
  • bystrickaya.ru/vvedenie-novoj-valyuti-evro-chast-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-etnologiya-dpp-f-06-ukazivaetsya-naimenovanie-i-shifr-disciplini-v-sootvetstvii-s-gos-i-uchebnim-planom-cel-i-zadachi-disciplini.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-230303-bitovaya-radioelektronnaya-apparatura.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-tura-den-kiev-bangkok-vilet-iz-kieva-samoletom-aviakompanii-aerosvit-po-marshrutu-kiev-bangkok-den-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-pervonachalnij-dopros-r-garris-shkola-advokaturi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shtatnij-rabotnik-familiya-imya-otchestvo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-a-pahnutov-rassmotreni-voprosi-realizacii-avtoregressionnih-modelej.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-x-protagor-utopiya-platona.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-gorodskogo-okruga-gorod-joshkar-ola-reshenie-xviii-sessii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-ppbo-07-91-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-33-pravomernoe-povedenie-pravonarushenie-yuridicheskaya-otvetstvennost-pravoohranitelnie-organi-rossijskoj-federacii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-zaglavij-proizvedenij-41.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-specialnostej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.