.RU

Еще раз – об учителях чтения - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 2


^ Еще раз – об учителях чтения
Выше мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия развивающейся личности и текста. Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры.

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. О том, как многие западные страны осознали роль «Человека читающего», и о том, как во многих странах строится «политика в области чтения» и разрабатываются национальные программы по стимулированию чтения детей и взрослых, (в том числе и мало читающих слоев населения), мы уже говорили в предыдущих публикациях этого цикла. С нашей точки зрения, Россия сегодня очень нуждается в развитии национальной политики в области поддержки чтения детей и юношества.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Процитируем еще раз выдержки из опубликованной в цикле статьи Н.Н.Сметанниковой:

«Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации.

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне, в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием на других предметах, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Альтернативой может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов.

В системе постдипломного, а затем и высшего образования необходимо подготовить специалиста-консультанта, а затем учителя чтения и культуры учения, который придет в учебные заведения для проведения урока чтения».

С точки зрения педагога – международного эксперта Н.Н. Сметанниковой, сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов. «Работа с информацией, включающая пять основных шагов, таких как: (1) создание и передача информации, (2) создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели), (3) организация информации (предметный указатель, базы данных), (4) физическая организация информации (классификационные системы в библиотеках), (5) оценка информации, объединяет профессии педагога и библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и переподготовки»43.
^ Детское чтение нуждается в государственной поддержке
Парадоксальность нашей сегодняшней ситуации заключается в том, что сегодня, когда многие страны мира особенно ясно осознали ценность знания и компетентности, необходимость развития читательской грамотности и информационной культуры, развития области обучения этим умениям и навыкам школьников и студентов, есть специалисты, которые считают, что у нас и так все в порядке.

Действительно, в России многое уже сделано. Однако, можем ли мы адекватно оценить себя в интересующем нас плане? Понять, что необходимо? Сравнить то, чем обладаем мы и что есть в других странах? С нашей точки зрения, сегодня, как никогда раньше, необходим сбор информации о чтении (равно как и об информационной культуре) в сферах разных наук, развитие междисциплинарного подхода, изучение международного опыта и многое другое.

Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент в этой политике сделан на чтении детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит межведомственный характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования. Но в любом случае, фундаментом для проведения этой политики в области детского чтения являются библиотеки – публичные, школьные и другие.

Изучение мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства развивают программы поддержки детского чтения:

Организация таких программ обычно осуществляется и координируется Министерством и/или Центром детского чтения (центром чтения) и проводится в рамках национальных кампаний, а также региональных проектов.

С нашей точки зрения, сегодня необходимо:


Результаты анализа современной ситуации в России заставляют говорить об актуальности разработки и реализации Национальной программы поддержки детского чтения и в ее рамках, по крайней мере, трёх долговременных межведомственных комплексных программ.

1. «Новая программа формирования читательской – медиа - библиотечно-библиографической - информационной культуры подрастающего поколения»

Для разработки и выполнения такой программы должны быть объединены силы специалистов в области образования, культуры, информатизации, книгоиздания, средств массовой информации; привлечены фонды и профессиональные и общественные организации (Например, Межрегиональная «Русская ассоциация чтения», Ассоциация детских писателей, Российская библиотечная ассоциация и другие).

2. «Программа поддержки развития детской литературы»

(меры по поддержке детского писателя, переводчика, художника детской книги, издателя книг для детей, а также систему мер по развитию и поддержке критики, рекомендательной библиографии и исследований в области детской литературы).

В рамках этой программы необходимо осуществление социальной и психолого-педагогической экспертизы изданий для детей.

3. Программа проведения национальных акций в целях стимулирования чтения44.

Сегодня необходима также государственная поддержка Русской ассоциации чтения и других общественных организаций, которые способствуют поддержке чтения в стране.

estoniya-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-10-fevralya-2012-goda.html
estonskaya-kultura-v-xx-veke-ekzamenacionnie-temi.html
estradno-scenicheskij-tanec-i-ego-perspektivi-kak-vida-sporta.html
estva-h-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-tendencii-v-ekonomike-i-upravlenii.html
et-jtais-fier-de-lui-apprendre-que-je-volais-alors-il-scria-francuzskij-yazik-s-malenkim-princem.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-14.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-nedvizhimosti.html
  • books.bystrickaya.ru/deponirovannie-nauchnie-raboti-sistema-standartov-po-informacii-bibliotechnomu-i-izdatelskomu-delu.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelej-sudov-hotyat-izbavit-ot-korrupcionnih-podozrenij-kommersant-gazeta-moskva-mariya-plyusnina-ekaterinburg-maksim-ivanov01-02-2011-14-stranica-57.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-otchet-o-vipolnenii-nauchno-issledovatelskoj-raboti.html
  • college.bystrickaya.ru/27-samoreguliruemie-organizacii-v-oblasti-energeticheskogo-obsledovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-razvitiya-medicini-i-medicinskogo-obrazovaniya-v-kabardino-balkarii-napravlenie-podgotovki.html
  • urok.bystrickaya.ru/priroda-sveta-spontannoe-i-vinuzhdennoe-izluchenie-inversiya-zaselennosti-energeticheskih-urovnej-princip-raboti-lazera.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-prirodoohrannij-potencial-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/34-raspredelenie-resursov-i-resursnie-konflikti-kurs-upravlenie-proektami-avtori-soolyatte-andrej-yurevich.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-17-glava-5-lekciya-evangelskie-pritchi-klassifikaciya-i-istolkovanie-lekciya-ekzegeticheskij-razbor-evangeliya.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-studentov-grupp-pkm-po-izucheniyu-disciplini-tehnologiya-materialov-i-pokritij-6-semestr.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/av-dudarenko-materiali-konferencij-i-prezidiumov-os-konferenciya-obshestvennogo-soveta-18-marta-2009-goda.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predlagayut-vam-neobichnij-setevoj-proekt-po-sozdaniyu-detskogo-poznavatelnogo-biologicheskogo-zhurnala.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-obrazovatelnaya-programma-po-predmetu-himii-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metallicheskih-materialov.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-pokrovskij-pedagogicheskij-kolledzh-v-2011-godu.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2005-goda-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/24-sentyabrya-geshe-dzhampa-tinlej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/predislovie-stranica-21.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-48-kniga-pyataya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-integraciya-rossii-i-stran-sng-v-mirovoe-hozyajstvo-2-osnovnie-ponyatiya-territorialnoj-organizacii-naseleniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-sostavlena-na-osnove-normativno-pravovih-dokumentov-federalnij-zakon-273-fz-ot-29-12-2012-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/logistika-chast-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/universalnoe-posobie-dlya-shkolnikov-studentov-i-lyudej-otl-obmanul-tovarisha-lektora.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanislav-v-lebedeffvrrazdel-1-stranica-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utopiya-antiutopiya-i-piratskie-utopii-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-ritorika-kod-disciplini-po-uchebnomu-planu-gse-v-1-dlya-studentov-specialnosti-032301-65-regionovedenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-permskogo-gosudarstvennogo-universiteta-stranica-7.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-harakteristika-hozyajstvennoj-deyatelnosti-obshestva-zadanie-na-vipusknuyu-rabotu-slushatelyu-uchebnoj-gruppi-925-k.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-petushinskogo-rajona-za-2010-god-i-zadachi-dalnejshego-ustojchivogo-razvitiya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-preodolenie-plehanova-1-don-kihoti-20-h-godov-pereval-isudba-ego-idej-m-sovetskij-pisatel-1989-400-s.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-i-ukazaniya-tema-11-nastoyashee-posobie-yavlyaetsya-sbornikom-zadach-po-matematike-dlya-studentov-gou-spo-kirovskij.html
  • desk.bystrickaya.ru/politika-pravo-mirovaya-literatura-28.html
  • write.bystrickaya.ru/fnansovij-analz-ruhu-groshovih-koshtv-na-pdprimstv-tov-avtopolyus.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-municipalnomu-kontraktu-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.