Еще раз – об учителях чтения - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 2
.RU

Еще раз – об учителях чтения - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 2


^ Еще раз – об учителях чтения
Выше мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия развивающейся личности и текста. Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры.

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. О том, как многие западные страны осознали роль «Человека читающего», и о том, как во многих странах строится «политика в области чтения» и разрабатываются национальные программы по стимулированию чтения детей и взрослых, (в том числе и мало читающих слоев населения), мы уже говорили в предыдущих публикациях этого цикла. С нашей точки зрения, Россия сегодня очень нуждается в развитии национальной политики в области поддержки чтения детей и юношества.

Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Процитируем еще раз выдержки из опубликованной в цикле статьи Н.Н.Сметанниковой:

«Чем быстрее научное и педагогическое сообщество в нашей стране осознает значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способ создания своего внутреннего мира, тем скорее будут найдены практические меры улучшения ситуации.

Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне, в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного чтеца и читателя должна быть связана с их развитием на других предметах, что предполагает владение учителями всех предметов приемами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.

Альтернативой может стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы будут обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов.

В системе постдипломного, а затем и высшего образования необходимо подготовить специалиста-консультанта, а затем учителя чтения и культуры учения, который придет в учебные заведения для проведения урока чтения».

С точки зрения педагога – международного эксперта Н.Н. Сметанниковой, сотрудничество школы и библиотеки должно содействовать разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения, расширению круга чтения и других средств выполнения учебных стандартов. «Работа с информацией, включающая пять основных шагов, таких как: (1) создание и передача информации, (2) создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели), (3) организация информации (предметный указатель, базы данных), (4) физическая организация информации (классификационные системы в библиотеках), (5) оценка информации, объединяет профессии педагога и библиотекаря и может послужить основой для их совместной подготовки и переподготовки»43.
^ Детское чтение нуждается в государственной поддержке
Парадоксальность нашей сегодняшней ситуации заключается в том, что сегодня, когда многие страны мира особенно ясно осознали ценность знания и компетентности, необходимость развития читательской грамотности и информационной культуры, развития области обучения этим умениям и навыкам школьников и студентов, есть специалисты, которые считают, что у нас и так все в порядке.

Действительно, в России многое уже сделано. Однако, можем ли мы адекватно оценить себя в интересующем нас плане? Понять, что необходимо? Сравнить то, чем обладаем мы и что есть в других странах? С нашей точки зрения, сегодня, как никогда раньше, необходим сбор информации о чтении (равно как и об информационной культуре) в сферах разных наук, развитие междисциплинарного подхода, изучение международного опыта и многое другое.

Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент в этой политике сделан на чтении детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит межведомственный характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования. Но в любом случае, фундаментом для проведения этой политики в области детского чтения являются библиотеки – публичные, школьные и другие.

Изучение мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства развивают программы поддержки детского чтения:

Организация таких программ обычно осуществляется и координируется Министерством и/или Центром детского чтения (центром чтения) и проводится в рамках национальных кампаний, а также региональных проектов.

С нашей точки зрения, сегодня необходимо:


Результаты анализа современной ситуации в России заставляют говорить об актуальности разработки и реализации Национальной программы поддержки детского чтения и в ее рамках, по крайней мере, трёх долговременных межведомственных комплексных программ.

1. «Новая программа формирования читательской – медиа - библиотечно-библиографической - информационной культуры подрастающего поколения»

Для разработки и выполнения такой программы должны быть объединены силы специалистов в области образования, культуры, информатизации, книгоиздания, средств массовой информации; привлечены фонды и профессиональные и общественные организации (Например, Межрегиональная «Русская ассоциация чтения», Ассоциация детских писателей, Российская библиотечная ассоциация и другие).

2. «Программа поддержки развития детской литературы»

(меры по поддержке детского писателя, переводчика, художника детской книги, издателя книг для детей, а также систему мер по развитию и поддержке критики, рекомендательной библиографии и исследований в области детской литературы).

В рамках этой программы необходимо осуществление социальной и психолого-педагогической экспертизы изданий для детей.

3. Программа проведения национальных акций в целях стимулирования чтения44.

Сегодня необходима также государственная поддержка Русской ассоциации чтения и других общественных организаций, которые способствуют поддержке чтения в стране.

estoniya-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-10-fevralya-2012-goda.html
estonskaya-kultura-v-xx-veke-ekzamenacionnie-temi.html
estradno-scenicheskij-tanec-i-ego-perspektivi-kak-vida-sporta.html
estva-h-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sovremennie-tendencii-v-ekonomike-i-upravlenii.html
et-jtais-fier-de-lui-apprendre-que-je-volais-alors-il-scria-francuzskij-yazik-s-malenkim-princem.html
et-linterprtation-sotrique-stranica-14.html
  • testyi.bystrickaya.ru/50-filial-banka-vneshnej-torgovli-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-oao-vneshtorgbank-v-g-ufe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-rukovodstvo-provedeniem-sorevnovanij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-k-gavryushin-mitropolit-daniil-redaktor-dialektiki.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-meropriyatiyu-17-4-razrabotka-i-vnedrenie-kompleksa-specializirovannih-obrazovatelnih-programm-povisheniya-kvalifikacii-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-shrift-i-promgrafika-1-kurs.html
  • school.bystrickaya.ru/edinij-perechen-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-1-dekabrya-2009-g-n-982-ob-utverzhdenii-edinogo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-populyarizaciya-i-razvitie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-sredi-molodyozhi-povishenie-sportivnogo-masterstva.html
  • books.bystrickaya.ru/doshkolnoe-vospitanie-3-2008-n-aulova-veter-v-grive-o-semenova-loshadi-lechat-voprosi-teorii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oborudovanie-dlya-obespecheniya-poverki-kontaktnih-sredstv-izmereniya-temperaturi-razdelenie-metrologicheskogo-oborudovaniya-na-semejstva-po-osnovnim-priznakam.html
  • student.bystrickaya.ru/13formi-kontrolya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-finansi-organizacij-predpriyatij-dlya-studentov-ochnogo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/primernoe-perspektivnoe-planirovanie-raboti-po-formirovaniyu-leksiko-grammaticheskih-kategorij-i-razvitiyu-svyaznoj-rechi-stranica-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhurnala-poseshaemosti-lekcij-i-zhurnala-otrabotok-zanyatij-i-lekcij-i.html
  • klass.bystrickaya.ru/arendarenko-a-v-realizaciya-principa-socialnoj-spravedlivosti-v-sovremennom-ugolovnom-prave-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-makroekonomicheskaya-nestabilnost-ekonomicheskie-cikli-i-volni-makroekonomicheskaya-nestabilnost-i-ee-prichini-soderzhanie-i-obshie-cherti-ekonomicheskogo-cikla.html
  • tests.bystrickaya.ru/majskij-sneg-buri-vremeni.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskoj-akademii-upravleniya-i-ekonomiki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/evolyuciya-povedeniya-kniga-kanadskogo-avtora-uchebnik-obshej-psihologii-s-osnovami-fiziologii-visshej-nervnoj-deyatelnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specificheskie-osobennosti-melkoj-motoriki-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-onr.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-professionalnoe-prakticheskie-rekomendacii-otdelnie-glavi-i-rekomendacii-publikuyutsya-v-zhurnale-upravlenie-personalom.html
  • essay.bystrickaya.ru/dvizhenie-raskola-i-palingeneza-postizhenie-istorii.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-t-i-z-d-a-t-e-l-ya-k-ch-i-t-a-t-e-l-yu-bezumnij-den-ili-zhenitba-figaro.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistemi-kommutacii-sbornik-tipovih-uchebnih-programm-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-45-01-03-seti.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-urovnya-razvitiya-franchajzinga-na-predpriyatiyah-sferi-uslug-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-ekonomika-organizaciya-i-upravlenie-predpriyatiyami-otraslyami-kompleksami-sfera-uslug.html
  • crib.bystrickaya.ru/graficheskie-neverbalnie-sredstva-peredachi-informacii-v-modulnoj-reklame-gazet-tverskoj-oblasti-10-01-10-zhurnalistika-filologicheskie-nauki.html
  • school.bystrickaya.ru/evrointegraciya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtorskij-igrovoj-dialog-i-ego-teatralizaciya-kak-sredstvo-obogasheniya-slovarya-razvitiya-emocionalnoj-virazitelnoj-grammaticheski-oformlennoj-rechi-rebenka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-g-spravochnoe-5-1organizaciya-raboti-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-na-proizvodstvennih-obektah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-ekzamenacionnoj-sessii-dlya-studentov-gruppi-ugv-301-fakulteta-upravleniya.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-anna-gavalda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-prepodavatelya-specialnost-prikladnaya-informatika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soobshenie-shest-poslednee-istochniki-te-zhe-chto-i-u-vas-chto-mozhno-legko-najti-v-seti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-050720-fizicheskaya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nosilki-transhejnie-nt-ponyatiya-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-medicinskoj-podgotovke-avarijno-spasatelnie-raboti.html
  • university.bystrickaya.ru/etnomdeniet-ndilitari-otansjgshtk-asietterd-aliptastiru-rali.html
  • school.bystrickaya.ru/luchshie-prakticheskie-metodi-yuridicheskogo-obrazovaniya-ponya-tie-i-k-arta-roj-staki-i-drugie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.