.RU

Еще в 1971 г. президент Акаде­мии наук США Ф. Хендлер заявил: «Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания» [15]


^ Еще в 1971 г. президент Акаде­мии наук США Ф. Хендлер заявил: «Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания» [15].
Создание современной инфраструктуры поддержки инноваций - главное экономическое условие успешной информатизации, и, как следствие, новой экономики, основанной на знаниях.

По большому счету, можно сказать, что в России имеется основа для развития современной экономики, основанной на знаниях. В стране уже реализован целый ряд программ и инициатив по усовершенствованию информационно-коммуникационной инфраструктуры, появилось несколько новых программ, направленных на развитие России через использование ИКТ во всех сферах деятельности.

В России сегодня разработана концепция развития информатизации как стратегия перехода к информационному обществу. Она полностью соответствует провозглашенному сегодня курсу модернизации системы государственного управления, экономики, социальной сферы. Эта стратегия, впрочем, как и в большинстве других стран, опирается на развитие ИКТ, хотя и содержит положения о необходимости создания социально-экономических и культурных предпосылок движения к информационному обществу. При обосновании заданий ее программной реализации используются, главным образом, те же показатели развития ИКТ, что и в других странах: число компьютеров на 1000 жителей, объем информационно-вычислительных услуг, доля занятых в производстве информационных продуктов и услуг, объем продаж ИКТ и пр.

В российской стратегии перехода к информационному обществу информация и знания представлены как главная составляющая потенциала социально-экономического развития. Однако это скорее лозунг, идея, не подкрепленная представлениями о необходимых институциональных (политических, экономических и организационных) преобразованиях в российском обществе. Выработка этих представлений - сложная задача, поскольку между развитием ИКТ и трансформациями в мировом финансовом и экономическом пространствах существуют глубинные взаимосвязи. ИКТ и информационно-коммуникационная инфраструктура служат необходимой "подложкой", технологическим фундаментом этих трансформаций, обеспечивающих эффективное функционирование инновационных экономик в тех странах, где не только достигнут высокий уровень развития ИКТ, но и создана инфраструктура развития и самоподдержания инноваций. Рост новых применений ИКТ в этих странах, сочетается с развитием и приложениями других современных технологий (биотехнологий, генной инженерии, электрохимии, ядерных и космических технологий и т.д.). Это позволяет производить растущее многообразие товаров и услуг по снижающимся (в расчете на "единицу эффективности") ценам и обеспечивающим быстрое перемещение в нужном направлении товаров, энергии, информации, труда и капитала. При этом сами новые технологии развиваются ускоренно. Они подчиняются, в частности, законам Мура (процессинговая мощность кремниевого чипа удваивается каждые 18 месяцев) и Меткальфа (эффективность сети растет пропорционально квадрату числа ее пользователей).

^ Между тем, само возникновение и рост сфер применения новых технологий становится возможным только благодаря инновациям. Возникает цепь:

Знания -> инновации -> новые технологии -> рост производительности

Именно стабильное функционирование этой цепочки при определенных условиях приведет к возникновению информационного общества. Выявление этих условий имеет принципиальное значение. Одно из таких условий связано с переходом от инноваций к результативным технологиям. Инновация создает возможность ее выгодного (для граждан и общества в целом) применения, но в ней самой отсутствует механизм реализации этой возможности. Такой механизм должен возникнуть дополнительно, иначе инновации будут бесполезными.

Классическим примером этого служит средневековый Китай. В начале XV века Китай обладал многими из тех изобретений, которые спустя 300-400 лет привели к промышленной революции в Европе (порох, печатный станок, домны, прядильные и другие машины, приводимые в движение водой). Не было лишь инфраструктуры, обеспечивающей их широкое применение в обществе. Результатом стал длительный застой в этой стране, прерванный лишь в конце XX века. Другим примером негативных последствий отсутствия инфраструктуры распространения открытий и изобретений в экономике и в общественной жизни может служить СССР, проигравший технологическое и экономическое соревнование с Западом, несмотря на блестящие открытия и изобретения советских ученых и инженеров.

^ Инфраструктура, о которой идет речь, состоит из трех основных элементов. Это:

1) государственная поддержка фундаментальной науки и НИОКР;

2) создание мотивационного механизма рыночного вознаграждения инноваций;

3) создание и функционирование значительного венчурного фонда, представляющего собой эффективную форму самофинансирования открытий и изобретений на рыночной основе.

Преимущества, которые имеет сегодня экономика США, в значительной степени основаны на том, что этой стране удалось создать рыночную инфраструктуру поддержки инноваций, основанную на широком применении всех трех перечисленных элементов. Соединение потока инноваций и инфраструктуры, обеспечивающей растущее их применение в экономике и общественной жизни, ведет к ускорению темпов экономического роста, и на больших интервалах времени, к значительному повышению уровня жизни (как в среднем, так и по основным социальным группам). Согласно статистике, ВВП США на душу населения возрастал ежегодно в XIX веке в среднем на 1,5%, в XX - на 2%, а в первой четверти XXI века может достигнуть, согласно прогнозам, 3,5%.

Другим условием функционирования вышеприведенной цепи является повышение производительности. При этом следует различать два разных вида производительности:

1) производительность труда, измеряемая объемом выпуска в расчете на один человеко-час, она растет в результате применения более совершенных технологий, увеличения количеств используемых труда и капитала. Рост производительности труда влечет не инфляционный рост ВВП, уменьшает стоимость товаров и услуг, повышает качество жизни;

2) общая производительность факторов производства (total factors productivity - TFP), растущая с увеличением эффективности использования труда и капитала как факторов производства. В отличие от производительности труда, рост TFP не является чисто технологическим, он вызывается замещением услуг труда человеческим капиталом и увеличением роли информационного капитала в процессе функционирования капитала как такового. Именно через TFP информация играет роль производительной силы общества.

^ Стратегические задачи России при переходе к информационному обществу

В настоящее время активно обсуждается вопрос о том, каким должен быть путь России к информационному обществу. Отыскиваются аргументы в пользу своеобразия этого пути, поскольку в России пока нет эффективно функционирующей рыночной экономики, обеспечивающей постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, нет сильного среднего класса, являющегося основным потребителем информационных услуг. Нет и свободных средств для инвестирования в информационно-коммуникационную инфраструктуру. В большинстве развитых стран имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, сложилась система компьютерного образования и стремительно расширяется сфера услуг, предоставляемых сетью Интернет. В России всего этого практически нет, а сфера Интернет-услуг только начинает расти.

Проблемы формирования информационного общества в России по сути имеют много общего с аналогичными процессами в других странах, что объясняется быстрым распространением новейших ИТТ, глобализацией мировых информационно-технологических рынков. Различия связаны с географической протяженностью страны, недостаточно развитой информационной инфраструктурой, общим переходным состоянием экономики. Вместе с тем, можно констатировать, что за последние годы достигнут существенный прогресс в развитии телекоммуникаций, информатизации государственных и коммерческих организаций, информационном законодательстве.

Однако требуется выделить общие закономерности глобального информационного развития и на этой основе разрабатывать пути движения России к информационному обществу. Это прежде всего следующие основные положения:

1. Построение информационного общества в России невозможно без становления и развития мощного информационного потенциала страны, опирающегося на две главные составляющие:

2. Обе эти составляющие должны быть тесно переплетены, прорастать друг в друга, и только совместно они могут рассматриваться как необходимые и достаточные предпосылки формирования информационного общества.

3. Если совершенствование и развитие ИКТ и информационно-коммуникационной инфраструктуры есть задача преимущественно отраслевая (многоотраслевая - компьютерная индустрия, телекоммуникации, средства информатизации и т.п.), то создание ИПИ и формирование информационного капитала есть задача общеэкономическая. Как и первая, она должна быть поставлена перед обществом как задача высокого приоритета и составлять одну из важнейших компонент рыночных преобразований в России.

4. Хотя рыночные механизмы сами прокладывают себе дорогу и рано или поздно приводят к ожидаемым результатам, надежды на саморегулирование рынка ИКТ, а тем более всего спектра инновационных процессов, не обоснованы. Усиление государственного воздействия на процессы формирования ИПИ, функционирующей в принципе независимо от государства, является необходимым условием действенности государственной политики информатизации. Это означает, что должны быть пересмотрены многие законодательные и нормативно-правовые акты, имеющие отношение к поддержке инновационных процессов, к научной, технологической и промышленной политике, пересмотрены именно под углом зрения той выдающейся роли, которую ИПИ играет в переходе России к информационному обществу.


^ Этапы информатизации

В процессе развития человечества можно выделить последо­вательные этапы, которые различаются способами обеспечения существования и развития общества, а также основным видом ресурсов, используемым при реализации этих способов. К дан­ным этапам относятся: этап собирательства и охоты, аграрный, индустриальный. В настоящее время человечество находится на индустриальном этапе своего развития и осуществляет переход к следующему этапу, который, как и соответствующую ему фор­му общества, называют информационным.

Информационное общество обладает своими особенностя­ми, которые следует рассматривать в экономическом, техни­ко-технологическом, политическом и социальном планах.

^ В экономическом плане информационное общество характеризуется тем, что информация становится одним из основных ресурсов общества, играющим решающую роль в его развитии. Другие виды ресурсов или быстро исчерпываются (природные), или наносят существенный вред экологии человечества (например, теплоэнергетика).

^ В техническом и технологическом плане информационное общество характеризуется массовым применением высокопроизводительных информационных средств и соответствующих информационных технологий, высокой степенью развития телекоммуникационных сетей. Это является основой превращения информации в информационный ресурс, эффективного использования данного ресурса и необходимым условием существования информационного общества.

^ В политическом плане информационное общество не накладывает никаких ограничений на формы своего политического устройства. Следует только отметить, что в тоталитарном обществе (например, в бывшем СССР), где имеются серьёзные ограничения на доступ к распространению и передаче информации, естественно, существенно затягивается и переход к информационному обществу.

^ В социальном плане информационное общество характеризуется:

Информационное общество способно обеспечить намного более высокие уровень и качество жизни всех членов общества, лучшие условия труда во всех сферах деятельности по сравнению с индустриальным.

Начало перехода человечества от индустриального общества к информационному определяется по-разному. В наиболее развитых странах, в первую очередь США, он был начат в 60-тых годах 20 века. Предполагают, что в США этот переход будет в основном завершен к 20-тым годам 21 века [1], в других развитых странах несколько позднее.

Анализ хода мирового процесса информатизации позволяет по степени достижения конечных и промежуточных целей выделить в развитии информатизации три этапа (табл.1.1.).

^ На первом этапе предусматривается опережающее развитие научно-технических направлений, непосредственно обеспечивающих создание и использование новых информационных технологий, модернизацию конструкторской, технологической и промышленных баз производства информационных средств и их элементов, экстенсивное распространение вычислительной и микропроцессорной техники в различных областях человеческой деятельности.

^ Второй этап характеризуется компьютерным освоением информационного фонда, загрузкой его в базы данных, объединенных пока в локальные вычислительные сети. Свободный доступ к информации, хранящейся в таких базах, имеет только ограниченный круг пользователей. Продолжается формирование информационной культуры населения. Этот этап информатизации может быть назван этапом персонализации информационного фонда, так как этот фонд становится достоянием отдельных пользователей и коллективов.
^ Третий этап информатизации характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться, но и пополнять региональный, общегосударственный и мировой информационный фонд. Информационный фонд становится достоянием практически каждого жителя страны, поэтому данный этап можно назвать этапом социализации и актуализации информационного фонда страны.
Современное состояние информатизации России, а следовательно и степень продвижения её к информационному обществу, можно оценить по данным таблицы 1.2., в которой приведен набор показателей, характеризующих уровни развития информационных секторов информационного общества, США и СССР (на 1января 1991г.).

Анализ приведенных в этой таблице данных показывает, что США и Япония в настоящее время лидируют и находятся где-то на середине пути к информационному обществу. В этих странах завершен 1-ый этап информатизации, полным ходом осуществляется 2-ой этап и начата реализация 3-го этапа. Россия находится в самом начале пути к информацинному обществу и по, оценкам экспертов, окончание этого перехода следует ожидать не ранее 2030-2050-хгодов


et-linterprtation-sotrique-stranica-6.html
eta-chrezvichajno-obshirna-poetomu-pervaya-statya-po-dannoj-problematike-budet-posvyashena-lish-stranam-chyornogo-morya.html
eta-glava-opisivaet-dopustimie-imena-peremennih-i-funkcij-mathcad-predopredelennie-peremennie-podobnie-a-takzhe-predstavleniya-chisel.html
eta-kniga-daet-lish-kratkoe-vvedenie-v-problemu-bolee-podrobno-s-etoj-temoj-mozhno-oznakomitsya-v-perechislennih-nizhe-knigah.html
eta-kniga-dlya-cheloveka-kotorij-hochet-napisat-scenarij-postavit-film-i-sigrat-v-nem-glavnuyu-rol.html
eta-kniga-istoriya-o-poiskah-lyubvi-krizise-i-somneniyah-chelovecheskom-stanovlenii-iskaniyah-istini-gde-prichudlivim-obrazom-perepletayutsya-mistiki-drevnosti-i-f-stranica-6.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-politika-i-upravlenie-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchastie-v-konferenciyah-laboratoriya-informacionnih-tehnologij-v-sistemnom-analize-i-modelirovanii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/innovacionnie-metodi-razvitiya-ekologicheskoj-refleksii-v-sisteme-mnogourovnevogo-obrazovaniya-studentov-vuzov.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-po-predmetu-ritorika.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-avtora-legendarnogo-koda-da-vinchi-stranica-75.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcij-i-prakticheskih-zanyatij-dlya-studentov-prorektor-po-uvr-1-kursa-kolledzha-specialnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/radio-19-mayak-novosti-09-03-2005-11-00-00-19.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-071203-iskusstvo-tanca-po-vidam-moskva-2011-stranica-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-gruppi-chast-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-chast-6.html
  • studies.bystrickaya.ru/doklad-n-v-ribnikovoj-direktora-bou-omskij-centr-proforientacii.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkaya-istoriya-drevnej-yaponii-stranica-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dzhozef-s-ribi-mirovoj-fauni-dzhozef-s-nelson-per-s-angl-predisl-i-tolkovij-slovar-n-g-boguckoj-4-e-izd-pererab.html
  • reading.bystrickaya.ru/lestnica-zhelanij-k-chitatelyu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/abuzdin-aleksej-nikolaevich-predsedatel-izbiratelnoj-komissii-nizhneudinskogo-rajona-1957-1959-rodilsya-v-1909-godu-russkij-chlen-kpss-s-1943-goda-obrazovani.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kubok-sodruzhestva-zenit-sigral-vnichyu-s-shahterom-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi.html
  • student.bystrickaya.ru/3-ustrojstvo-kompyutera-obrabotki-informacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-obucheniya-inostrannim-yazikam.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/punkt-44-povestki-dnya-strategiya-mobilizacii-resursov-doklad-rabochej-gruppi-ii.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-6-cennosti-privichki-i-udovletvorenie-ot-raboti-lekciya-vvedenie-8-chto-takoe-organizacionnoe-povedenie-8.html
  • teacher.bystrickaya.ru/galvanotehnika-i-ee-primenenie-v-mikroelektronike-chast-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-uchastnikov.html
  • crib.bystrickaya.ru/hronometrazh-plenera-na-fone-alpiniadi-zapiski-visokogornogo-hudozhnika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomenacii-po-obsluzhivaniyu-spa-rukovodstvo-aktualno-na-moment-izdaniya-master-spas-ostavlyaet-za-soboj-pravo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoriya-veroyatnosti-i-matematicheskaya-statistika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shema-16-dejstviya-vooruzhennih-sil-rkka-na-evropejskom-tvd-soglasno-planu-strategicheskogo-razvertivaniya-ot-11-marta-1941-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korrekcionno-razvivayushaya-rabota-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-050400-62-psihologo-pedagogicheskoe.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-magisterskoj-programmi-230200-11-multimedia-tehnologiya-po-napravleniyu-podgotovki-230200-informacionnie-sistemi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-b-bezverhnij-predsedatel-soveta-direktorov-oao-iapo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/plan-izdaniya-uchebno-metodicheskoj-literaturi-v-20102011-uchebnom-godu-sankt-peterburg-stranica-6.html
  • student.bystrickaya.ru/13-k-principam-menedzhmenta-ne-otnositsya-praktikum-po-osnovam-menedzhmenta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-licej-107-sovetskogo-rajona-gorodskogo-okruga-gorod-ufa-respubliki-bashkortostan.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-v-7-klasse-po-teme-pervonachalnie-svedeniya-o-stroenii-veshestv.html
  • books.bystrickaya.ru/ekzamen-kursovaya-rabota-inostrannij-yazik-v-obrazovanii-zachet-2-kurs.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-k-zasedaniyu-atk-voskresenskogo-municipalnogo-rajona.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.