.RU

Еськова Н. А. Орфографический словарь русского языка, 1996 - Semantics, old words, lexical-semantic variants, archaism


^ Еськова Н. А. Орфографический словарь русского языка, 1996.

  • Ожегов C. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 1997.

  • Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей pусского языка, 1997.

  • Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения, 1997.

  • Лексические трудности русского языка, под редакцией А. А. Семенюк, 1997.

  • Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы, 1997.

  • Большой энциклопедический словарь, 1998.

  • Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов, 1998.

  • Большой толковый словарь русского языка, 1998.

  • Солганик Г. Я. Стилистический словарь публицистики, 1999.

    Уникальные возможности появились с возникновением такой своеобразной информационной системы, как Интернет.

    Если человек не допускает ошибок в про­изношении, в употреблении форм слов, в их образовании, а в построении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, т.е. не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. Пока­зателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие ис­пользуемых морфологических форм и синтак­сических конструкции. Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основ­ную мысль. Выразительность создается с помощью отбора языковых средств, в наиболь­шей мере соответствующих условиям и зада­чам общения.

    В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Если человек обладает правильной и хоро­шей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

    В нормальном людском сообществе человек говорит то, что думает, а делает то, что говорит. Отступление от этого правила, т.е. когда люди начинают думать одно, говорить другое, подразумевая третье, а отчитываться перед совестью и обществом четвертым, вызывает в людском сообществе множество негативных последствий и фактически обрекает его на вроде бы медленное, но явное саморазрушение.

    При произнесении любого слова – задействуется сложная матрица, состоящая из сочетабельностей звуков. Каждый из звуков задействует определенные участки в человеческом мозге, в организме, сознании, подсознании. Данный процесс происходит независимо от того, какой смысл вкладывает человек в произносимое слово. В человеческом организме, также как и в организмах животных, растений изначально заложены определенные реакции на те или иные звуки и на графику письма. Человек не в силах отказаться (это было бы и самоубийственно) от миллионов лет эволюционного развития, происходившего до него, и полностью перестроить принципы работы организма, который содержит в себе память не только о всех предках человека, но и об иных организмах: растениях, животных. Таким образом, грамотно употребляя слова, люди вызывают гармоничные реакции в себе и окружающих. Когда же в слова вкладывается несуразный смысл, противоречащий тому значению, которое в действительности имеет произнесенная сочетабельность звуков, в организме произнесшего и в окружающих возникает дисбаланс, так как смысл, воспринимаемый сознанием, вступает в противоречие со “смыслом”, воспринимаемым подсознанием.

    Причина многих экономических и поли­тических трудностей, с которыми мы столкну­лись в последние годы, со­стоит в заметном падении нравственного уровня общества. Мы утратили многие по­нятия о добре и милосердии, о терпи­мости к чужому мнению. Как никогда преж­де общество нуждается в духовном возрождении, моральном развитии, в ут­верждении высокой нравственности. Это должно проявляться во всем, в том числе и в языке, в манере нашего повседнев­ного общения и поведения, в понимании задач постоянного культурного совершен­ствования каждого из нас. Не в меньшей мере это касается и преподавателей русского языка как иностранного.

    Высокий уровень речевой культуры – не­отъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каж­дого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произно­шении, в употреблении форм слов, в построе­нии предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подхо­дящие для каждого случая слова и конструк­ции. Актуальность данной проблематики на наш взгляд не вызывает никаких сомнений и споров. Это ставит перед нами для разрешения ряд неотложных вопросов и проблем в связи с процессом изучения и преподавания русского языка, как например:

    1. Соотношение культуры речи и нормы?

    2. Культура профессиональной речи и эффективное речевое поведение?

    3. Состояние и перспективы развития речевой культуры в разных сферах общения: деловой, социально-политической, бытовой, сфере массовой коммуникации и др.

    4. Функционирование речевых жанров в современной культурно-речевой среде.

    5. Методические проблемы культуры речи и риторики в вузе и школе.

    6. Особенности книжно-письменной и устной речи.

    7. Экстралингвистические аспекты культуры речи.

    8. Формирование языковой личности, овладение учащимися литературным языком как средством достижения коммуникативных и профессиональных задач.

    В заключение хотелось бы процитировать статью А. Клыкова “Взять язык. Государство продолжает борьбу за великий и могучий. Правительство РФ утвердило новую федеральную целевую программу “Русский язык” (2006-2010 гг.)”, опубликованную в газете “Газета” № 3 от 16.01.2006 г.: “Речь россиян деградирует не только из-за мата, злоупотребления иностранными словами, но в гораздо большей степени из-за так называемых канцеляризмов, к которым мы так привыкли, что иногда их просто не замечаем. Получается такая мертвая, формальная речь, в которой ничего не говорится напрямую, ничто не называется своим именем, зато создается полная иллюзия солидности и убедительности.”

    Литература
    ^ Введенская, Павлова 1996: Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. 1996.

    Гольдин, Сиротинина 1998: В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. – М, 1998.

    Оганесян 1998: С.С. Оганесян. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5, 1998.

    Ширяев 1991: Е.Н. Ширяев. Что такое культура речи // Русская речь. 1991, № 4.


    ^ АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ

    МЕДИА-ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

    Марьянчик В.А.

    Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова

    Россия

    acvatika@sanet.ru


    Maryanchik Viktoria

    a media-political text, axiological strategies and tactics


    There is envisaged an item of axiological strategy of media-political text in this report. There is kept a conseption of axiological strategy and open up an interreption of strategy and tactics. The autohor accenuates three basic strategies: a strategy of convential constant, strategy of convential dominant and a strategy of axiological contrast. On the examples of political texts in Russian mass-media is demonstrated a possibility of realization of the called strategies.


    Теория ценностей исследует в философском аспекте различные аксиологические системы и отдельные ценности человека и общества. Однако современный этап развития науки предполагает синкретизм научных парадигм при исследовании феноменов различной природы. Ценностные ориентации представляют собой «идеологические, политические, моральные и другие основания оценок и способы дифференциации субъектом объектов окружающей действительности по их значимости для него и ориентации в них; элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного» (Ольшанский 2002: 532). Ценностные ориентации, ценности становятся предметом лингвистических исследований.

    Процесс текстопорождения предполагает вербальное отображение, категоризацию и аксиологическую идентификацию действительности автором. Последнее обусловливает выбор аксиологической стратегии и тактики, реализуемых автором в создаваемом тексте. С позиций коммуникативной грамматики, тактику возможно соотнести с вопросом как строится текст, а стратегию – с вопросами почему и зачем он строится таким образом.

    Аксиологическая структура медиа-политического текста представляет собой совокупность ценностей/антиценностей, имплицитно и эксплицитно представленных в семантическом поле текста, и систему (набор) аксиологических ролей. Ценности определяют оценки; текстовые (дискурсные) роли соотносимы с понятиями архетипа, мифа, стереотипа. Ценности медиа-политического дискурса отличаются от собственно политических, зафиксированных в программных документах, интенсивностью (частотностью и разнообразием) представления в тексте. Система аксиологических ролей в медиа-политическом тексте варьируется, что обусловлено 1) тематикой текста, 2) аксиологическим полем автора текста, 3) идиостилем, стилистическим заданием, 4) конкретными целями и задачами вербальной коммуникации.

    Предметом нашего анализа является аксиологическая стратегия медиа-политического текста. Медиа-политический дискурс характеризуется спецификой прагматических компонентов: коллективным адресантом, массовым адресатом, особым каналом связи, дистанцированным общением, посреднической ролью медиасферы между системами различной коммуникативной природы – политикой и человеком, имплицитной конечной целью. Данная цель заключается в формировании политического нарратива, поддерживающего, утверждающего либо корректирующего аксиологическую систему адресата, которая включает общекультурные, витальные, идеологические, индивидуальные и другие ценности. Указанная цель определяет основные аксиологические стратегии медиа-политического текста – аксиологического согласования и аксиологического контраста. Анализ данных стратегий заключается в определении: 1) целей трансляции определенной аксиологической системы и репрезентации в тексте фрагмента ценностной картины мира, 2) причин создания аксиологически маркированного текста.

    Аксиологическая система есть система представлений индивида или коллектива (общества) о ценностях константных и вариативных, являющихся частью общей картины мира (о картине мира см. [Карасик 2004, Тхорик, Фанян 2006, Алефиренко 2006]). Аксиологическая система относится к ментально-психологическим феноменам и обладает следующими характеристиками:

    1. Глубинность. Истоки представлений о константных ценностях, как правило, не осознаются индивидом, они связаны с неким архетипом. Архетип есть «изначальные, врожденные психические структуры, психические схемы образов (психологические предпосылки, возможность образов), фантазии, содержащиеся в так называемом коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения» (Ольшанский 2002: 27). Архетип может служить основанием для создания мифа. Миф в политике представляет собой «псевдоисторические толкования о прошлом, имеющие архаическую и алогичную психологическую природу, играющие ретроградную социальную и политическую роль» (Ольшанский 2002: 292).

    2. Иерархичность. В философских и лингвистических работах предлагаются различные классификации ценностей (например, утилитарные, идеологические, этические и другие, индивидуальные и коллективные).

    3. Динамичность. Очевидно, что в сознании индивида и на уровне ментальности общества ценностная система постоянно изменяется. При этом речь идет о структуре ценностной картины мира: меняется статус отдельных ценностей, взаимодействуют их группы (ценности могут переходить из одной группы в другую, выдвигаться на передний план аксиологической картины в результате приобретения индивидом духовного опыта или, напротив, становиться менее значимыми, редуцироваться).

    4. Индивидуальность. Ценностная картина мира обусловлена физиологическими, психологическими особенностями человека, его воспитанием, окружением, жизненным и духовным опытом.

    5. Социальность. Взаимозависимость аксиологических систем индивида и общества очевидна. Во-первых, каждое общество на определенном этапе развития придерживается некой сформированной системы ценностей, которая оправдывает существование данного общества. Человек есть существо социальное и должен быть социально адекватным, то есть принимать некий общественный инвариант ценностной картины, а его поведение должно соответствовать законам общества, которые опираются на выработанную систему ценностей и обеспечивают ее сохранность. Следовательно, социальна не только ценностная картина общества, но и ценностная картина мира индивида – члена этого общества.

    В текстах без концептуальных аномалий [Радбиль 2006] транслируется аксиологическая система социума, к которому принадлежит адресант-автор и потенциальный адресат-читатель. При этом может транслироваться некий инвариант (общее ядро аксиологической системы социума) или коллективно-групповой вариант (аксиологическая картина определенной социальной группы, общности, выделяемой по психолого-физиологическим параметрам – возрасту, полу, здоровью и другим, по социальным параметрам – роду занятий, профессии или по собственно аксиологическим параметрам – ценностным предпочтениям, например, культурным, идеологическим и прочим). Важно то, что ценностные параметры могут являться доминантными или вторичными (при выделении группы по иным признакам). Гипотетически ни один текст не может представить ту или иную аксиологическую систему в целом, следовательно, речь идет о трансляции фрагмента аксиологической картины мира (его социального варианта/инварианта).

    Цели такой репрезентации могут быть различны; они определяют аксиологическую стратегию, реализуемую автором текста. Рассмотрим типичные аксиологические установки (цели) автора медиа-политического текста.

    1. Стратегия конвенциальной константы. Автор поддерживает в тексте общепринятую аксиологическую иерархию, эксплицируя центральные ценности социума, подчеркивая их приоритет, осуждая попытки трансформировать данные ценности или усомниться в их истинности. Так, для коммунистического дискурса центральной декларируемой ценностью является справедливость в значении равенство (равенство условий). Следовательно, на уровне аксиологической тактики медиа-политический текст должен или эксплицировать данную ценность, или соотносить текстовые пропозиции, в том числе оценочно маркированные с концептами Равенство, Справедливость. Аксиологическая тактика при этом включает уровень темы, сюжета, образной композиции, концептуальной парадигмы текста, оценочных конструкций (оценочную предикацию и атрибуцию, прямые и косвенные оценочные суждения), а также уровень актуализации читательских пресуппозиций и ассоциаций вербальными и невербальными средствами (например, посредством эвфемизации, путем введения в текст прецедентных имен, конструирования интертекста и т.п.). Так, концепт демократия обладает ярко выраженной ценностной константой в современном политическом обществе. Аксиологическую позицию понятия в тексте поддерживают сентенции, например: Демократия задумана как строй, гарантирующий права рядового гражданина, интересы маленького человека (Независимая газета 18.04.2006). Также типичным приемом является сравнение (сопоставление) с понятиями, образами, являющимися незыблемыми ценностями: Вообразить, что публичный политик сегодня скажет, что не принимает демократию, так же невозможно, как вообразить служителя церкви, не разделяющего христианских доктрин. Конечно, в истории социума возможны беды, но это не отменяет ценности идеала, как не отменяло значение христианства наличие попов-пьяниц (Независимая газета 18.04.2006).

    2. Стратегия конвенциальной доминанты. Автор не ставит под сомнение аксиологическую систему, негласно принятую данным обществом. При этом за пределами текста доминируют центральные ценности; в тексте аксиологический инвариант расширяется посредством тактических приемов (см. п. 1). См.: Степень удаленности от демократии указывает на степень дикости. Тот, кто лишен демократии, выпал из истории. Демократия есть предмет веры: достаточно произнести это магическое слово – и обретаешь статус правого в споре. Быть демократичным – значит быть либеральным, гуманным, порядочным. Быть демократом – значит противостоять тирании, варварству, рабству. В светских государствах люди верят в демократию так же истово, как их предки верили в бога (Независимая газета 18.04.2006). В приведенном контексте сближаются путем введения оценочных предикатов понятия демократия – либерализм, демократия – цивилизация, демократия – гуманизм, демократия – вера, магия, религия, демократия – порядочность. 76 % информантов (в опросе участвовало 25 человек с высшим образованием) располагают пары слов в указанном порядке по принципу удаления от ядра традиционного сближения понятий в политическом дискурсе (от синонимии до значительной степени расхождения). Расширение представлений о ценности может достигать крайней периферии посредством использования оксюморона, речь при этом идет о культурологической несочетаемости, например: титанической демократии Сталина и Гитлера (Независимая газета 18.04.2006). Типичным приемом реализации стратегии конвенциальной доминанты является акцентирование широты понятия, обозначаемого тем или иным словом. При этом не определяется аксиологический статус понятия как ценности или антиценности, например: Очевидно, что демократий в двадцатом веке было представлено как минимум две: одна – социалистическая, другая – капиталистическая. Возникает путаница. Не могут два совершенно различных строя именоваться одинаково, однако же – умудрились. Одна из демократий управлялась однопартийной системой, а другая – многопартийной. Одна полагала условием своего существования – отсутствие частной собственности, а другая, напротив, ее наличие. Расхождение это радикальное. Каждая из демократий считала себя подлинной, а свою конкурентку объявляла фальшивой самозванкой. Рассуждая об упомянутых демократиях, нелишним будет упомянуть и их предшественницу – демократию рабовладельческую (Независимая газета 18.04.2006).

    Аксиологическое согласование (стратегии конвенциальной константы и конвенциальной доминанты) представляет собой вербальное совпадение ценностных систем коллективного адресанта и массового адресата.

    3. Стратегия разрушения аксиологической доминанты. Возможны различные варианты реализации данной стратегии. Во-первых, автор медиатекста может обращать ценность в антиценность при переводе ее в сферу «чужого»: ...так что все демократические “свободы” на деле – пшик, а законы служат принуждением к следованию догмам. А борьба демократов за так называемые свободы – это не более чем борьба за замену одних догматов другими (Независимая газета 18.04.2006). Графические маркеры (кавычки) и лексические элементы (так называемые) эксплицируют пейоративную оценку понятия, которое является безусловной общечеловеческой и политической ценностью вне конкретного дискурсного поля. Во-вторых, концепт выводится за границы аксиологической системы – общекультурной, политической: В Православии все понятно. Главное предназначение разума – отличать добро от зла. Предназначение свободной воли – выбирать добро и отвергать зло. Предназначение догм – удерживать людей на истинном пути к Царствию Небесному. А в демократии? Главное предназначение разума неизвестно (наверное, он там даже не нужен). Свобода существует для того, чтобы оправдывать “естественность” любого, самого мерзкого порока, тщательно избегая при этом главного выбора – между добром и злом. А догмы придуманы для того, чтобы никто не свернул с этого гибельного пути в геенну огненную. .... Да, нелегко выбраться из зиндана демократии (Русь Православная №57, март 2002 г.). Данный контекст построен на антитезе Православие – демократия, кульминацией пейоративной оценки (перевода из сферы ценностей в сферу антиценностей) является метафора зиндан демократии. Ключевую позицию дисфемизма подчеркивает его место в тексте – заголовок и конец текста. См. также: Существует идол – свобода, ему и приносятся жертвы, часто человеческие (Независимая газета 18.04.2006). В-третьих, автор вводит в текст ценностные концепты, которые не вписываются в общую аксиологическую систему данного социума. Например, концепт сильная власть будет противоречить ценностным доминантам демократического дискурса. Новизна может быть репрезентирована лексическими средствами, например неологизмами: флексибельно решено (Новое время 04.09. 2005).

    Любое изменение в ментальной сфере, корректировка ценностных ориентаций адресата имеет диалектический характер: только высказывания (тексты), не вписывающиеся в общепринятую аксиологическую систему, не соответствующие целиком культурным паттернам, обладают прагматической и стилистической значимостью. Тексты такого типа могут противоречить общей ценностной системе в плане содержания (например, при изложении морально-этических парадоксов, нарушений) или в плане формы (например, высказывания, вызывающие преднамеренный или непреднамеренный инвективный стилистический эффект).

    Таким образом, посредством избранной стратегии автор медиа-политического текста достигает цели поддержания, расширения или трансформации ценностной картины мира читателя.


    Литература

    Алефиренко 2006: Н.Ф. Алефиренко. Язык, сознание и культура: проблемы методологии // Слово в словаре и дискурсе. Москва, 2006.

    Карасик 2004: В.И. Карасик. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва, 2004.

    Караулов 2004: Ю.Н. Караулов. Русский язык и языковая личность. – Москва, 2004.

    Ольшанский 2002: Д.В. Ольшанский. Политико-психологический словарь. – Москва, 2002.

    Радбиль 2006: Т.Б. Радбиль. Языковые аномалии в художественном тексте: Автореф. ... д.ф.н. – Москва, 2006.

    Тюрик, Фанян 2006: В.И. Тюрик, Н.Ю. Фанян. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Москва, 2006.


    ^ НЕКОТОРЫЕ РУССКИЕ И БОЛГАРСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ ПЛАНЕ

    etapi-i-nacionalnie-osobennosti-promishlennoj-revolyucii.html
    etapi-intervyu-poyasnitelnaya-zapiska-dannaya-dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-kraj-v-kotorom-ti-zhivesh.html
    etapi-mislitelnogo-processa-razvitie-visshih-psihicheskih-processov-6.html
    etapi-osushestvleniya-programmi-pedagogicheskoe-obosnovanie-programmi-razvitiya-gimnazii-osnovnie-pedagogicheskie-idei-realizuemie-v-usloviyah-gimnazii-organizacionno-pedagogicheskie-principi-realizuemie-v-gimnazii-stranica-2.html
    etapi-podgotovki-i-resheniya-zadach-na-elekronnih-vichislitelnih-sistemah-stili-programmirovaniya.html
    etapi-processa-ocenki-1-ponyatie-sushnost-i-osnovnie-harakteristiki-nedvizhimosti.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-14-irod-stern-d-kommentarij-k-evrejskomu-novomu-zavetu-per-s-angl.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasi-mektepteg-trbie-zhmisini-dstemes-men-tehnologiyasi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-10-prinyat-na-konferencii-rabotnikov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-laboratornaya-rabota-10-po-zakonu-oma-padenie-napryazheniya-na-ravno.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-processov-globalizacii-na-mezhdunarodnuyu-bezopasnost.html
  • lesson.bystrickaya.ru/srednyaya-aziya-v-xvixix-vv.html
  • letter.bystrickaya.ru/nnaga-sadguru-shivajya-subramuniyasvami.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-literatura-ivse-zhe-pochemu-makintosh.html
  • studies.bystrickaya.ru/izuchenie-urovnya-trevozhnosti-u-pacientov-nahodyashihsya-na-stacionarnom-lechenii-v-pulmonologicheskom.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-potrebitelej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/religiya-i-demokratiya-chast-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-programmi-vtornik-14-dekabrya-2010-g-den-pervij-00-30-registraciya-uchastnikov-seminara-30-10-00.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kislorodnaya-nedostatochnost-programma-po-obshej-patologii-dlya-studentov-mediko-biologicheskih-fakultetov-s-ekzamenacionnimi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/associacii-ekonomicheskogo-vzaimodejstviya-regionov-kak-effektivnaya-forma-realizacii-ih-ekonomicheskih-interesov.html
  • school.bystrickaya.ru/ifpetrova-lashkulenova-skenar-terapiya-v-reabilitacionno-vosstanovitelnom-centre.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-24-zasedanie-centralnoj-konkursnoj-komissii-oao-dalnevostochnaya-generiruyushaya-kompaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/krestyanskaya-vojna-pod-predvoditelstvom-emelyana-pugacheva.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-19-avgusta-1997-g-n-249-o-nomenklature-specialnostej-srednego-medicinskogo-i-farmacevticheskogo-personala-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-sebestoimost-produkcii-i-pribil-predpriyatiya-sergeev-i-v-s32-ekonomika-predpriyatiya-ucheb-posobie-2-e-izd.html
  • spur.bystrickaya.ru/komandir-otdeleniya-voennoj-komandi-protivopozharnoj-zashiti-i-spasatelnih-rabot-pozharnogo-rascheta.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/49-hranenie-muzejnih-predmetov-iz-tkani-i-kozhi-i-muzejnih-kollekcij-a-takzhe-kulturnih-cennostejnahodyashihsya.html
  • college.bystrickaya.ru/26-sofista-stagiriya-k-grigoriyu-episkopu-pisma-svyatitel-grigorij-nisskij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-plani-budushej-deyatelnosti-emitenta-119991-rossiya-moskva-bolshaya-polyanka-442-informaciya-soderzhashayasya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-roditelskih-sobranij-na-20102011-uch-god-provereno-zamestitel-direktora-po-vr.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-30-avgusta-2013-g-annotirovannaya-programma-disciplini-modulya-b-v-istoriya-zarubezhnoj-literaturi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-v-voroninoj-itogi-raboti-mbou-licej-6-za-2012-2013-uchebnij-god.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-bernd-shmitt-devid-rodzhers-karen-vrocos.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/maksimilian-voloshin-nauchnaya-i-uchebnaya-rabota-na-kafedre-gidrobiologii-nauchnie-znaniya-dlya-celej-socialno-ekonomicheskogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovet-direktorov-arhenergo-21-noyabrya-obsudit-vopros-ob-organizacii-zakupochnoj-deyatelnosti-obshestva-ia-infoline-sankt-peterburg-14112005.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-liturgike-tekst-ne-otredaktirovan-posle-skanirovaniya-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/konkurenciya-i-monopoliya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-rf-chast-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-uchastiya.html
  • student.bystrickaya.ru/23-sootvetstvie-professionalnih-funkcij-i-trebovanij-k-professionalnoj-podgotovke-vipusknika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-22-srednij-testovij-ball-uchastnikov-ege-v-2010-godu-prezentaciya-obrazovatelnih-uslug-i-rezultatov-deyatelnosti-shkoli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.