.RU

Если что и будет гореть в аду, так это «я» человека - Вечная философия


Если что и будет гореть в аду, так это «я» человека.

^ Theologia Cermaniqa

Разум в огне, мысли в огне. Разум-сознание и впечатления, которые получает разум, и ощущения, которые родятся от впечатлений, которые получает разум,— они тоже охвачены огнем.

271

Что за огонь жжет их? Огонь алчности, огонь гнева, огонь страсти; охвачены они огнем, рождением, старостью и смертью, с горем и плачем, с несчастьями, печалями и отчаянием.

^ Из «Поучений огня» Будды

Если ты езде не видел дьявола, взгляни на свое собственное «я».

Джалаледдин Руми

Твое собственное «я» — это твой Каин, убивающий твоего Аве-ля. Ибо каждое действие и побуждение «я» имеет дух Антихриста и убивает божественную жизнь внутри тебя.

Уильям Ло

Град Божий созидается любовью к Богу, доведенной до небрежения собой. Град земной — любовью к себе, доведенной до небрежения Богом.

^ Св. Августин

Разница между человеком добрым и злым не в том, что один стремится к добру, а другой — нет. Она лишь в том, что один содействует той жизни, на которую вдохновляет его дух Божий, обитающий внутри, а другой противится ей, и посему только за это заслуживает упрека во зле.

Уильям Ло

Поменьше бы люди думали о том, что им следует делать, и побольше — о том, чем им следует быть. Если б только их естество было добрым, тогда дела просияли бы на многие века. Не воображай, что можешь основать свое спасение на делах; спасению следует зиждиться на том, что ты есть. Основание, на котором зиждется добрый характер,— то же основание, из которого труды человека получают свою награду, а именно разум, полностью обращенный к Богу. Ис-

272

тинно, если твой разум таков, тогда можешь хоть дороги топтать, и это будет занятием более благочестивым, чем если бы ты, просто ради собственной выгоды, принимал Тело Господа и при этом нуждался бы в духовной независимости.

^ Экхарт

Человека делает его вера. Как он верит, таков он и есть.

Бхагавад-Гита

Разум наделяет вещи их свойствами, основанием и существованием. За тем, кто говорит или действует с нечистым разумом, следом идут и скорби, как колесо движется вслед за быком, что тянет повозку.

Дхаммапада

* Дхаммапада («Строфы закона») — одна из книг буддистского канона (III—II вв. до н. э.); составная часть Сутта-пита-ки («Собрания текстов»). По преданию, Дхаммапада содержит изречения самого Будды.

Природа внутренней сущности человека определяет природу его поступков; и природа его сущности, прежде всего, проявляется в разуме. То, к чему он устремлен и каковы его помыслы, во что он верит и чувствует,— это, можно сказать, Логос, посредством которого основополагающий характер индивидуума совершает свои творческие поступки. Эти поступки будут прекрасными и нравственно благими, если сущность человека сосредоточена на Боге; плохими и уродливыми, если она сосредоточена на личностном «я». «Камень,— говорит Экхарт,— занят своей работой без передышки, денно и нощно». Ибо камень, даже если он не падает в настоящий момент, все равно обладает весом. Существо человека — это его потенциальная энергия, направленная к Богу или от Бога; и именно по этой потенциальной энергии человек будет судим как добрый

273

или злой — поскольку возможно, говоря языком Евангелий, прелюбодействовать или убивать в сердце, даже оставаясь безупречным в делах своих.

Алчность, зависть, гордыня и гнев — это четыре элемента, составляющие «я», или природу, или преисподнюю, и все эти четыре неотъемлемы от него. И причина тому, что должно быть так и не может быть иначе, в том, что естественная жизнь человека порождается для участия в некоем сверхъестественном благе в Творце. Но природная жизнь может быть не готова, не способна принять такое добро — до той поры, пока в ней самой не будет одновременно и крайней нехватки, и крайнего устремления к высшему добру. В том случае, если эта естественная жизнь отнимается или отпадает от Бога, в ней не может быть ничего иного, но только крайность желающего недостатка и крайность неудовлетворенного желания. И потому, что это так, вся эта жизнь не может быть ничем иным, кроме как чумой и мукой алчности, зависти, гордыни и гнева, и все они в точности — природа, «я» или ад. Алчность, зависть и гордыня — это не три различные вещи, но три различных имени неустанной работы одной и той же воли или желания. Гнев, который четвертым порождается из этих троих, не может возникнуть, пока этим трем не противоречат или не делают с ними нечто такое, что противоречит их воле. Эти четыре свойства состояния создают свою собственную муку. У них нет какой-либо внешней причины, нет и внутренней силы изменить себя. И, значит, все «я» или природа должны быть в этом состоянии до тех пор, пока некое сверхъестественное добро не войдет в него или не родится в нем. До тех пор, пока человек безраздельно принадлежит жизни сиюминутной тщеты, его алчность, зависть, гордыня и гнев могут быть терпимы, могут жить в нем в равновесии мира и беспокойства; временами они могут быть своей наградой так же, как и мучением. Но когда смерть положит конец тщете всех земных уловок, душа, что не родилась вновь от Сверхъестественного Слова и Духа

274

^ Божия, неизбежно обнаружит себя поглощенной или заточенной в своей собственной ненасытной, неизменной, мучительной алчности, зависти, гордыне и гневе.

Уильям Ло

Верно, что вы не можете должным образом выразить степень своей греховности; но это так, потому что невозможно в этой жизни представить грехи во всем их подлинном уродстве; нет возможности когда-либо узнать их так, какими они действительно принимаются в свете Бога. Бог дает некоторым душам впечатление чудовищности греха, и этим Он дает им почувствовать, что грех сей несравненно больше, чем кажется. Такие души должны прочувствовать свои грехи так, как вера представляет их (то есть такими, какими они есть по себе), но должны удовольствоваться тем, что поведают о них такими человеческими словами, какие способны будут произнести их уста.

^ Шарль де Кондрен *

Люцифер, пока сохранял свое естественное благородство, каким Бог наделил его, был чистым, благородным творением. Но когда он обратился к себе, когда он стал обладать собой и своим естественным благородством как собственностью, он пал и стал, вместо ангела, дьяволом. Так же и с человеком. Если он остается в себе и обладает своим естественным благородством как собственностью, его ожидает падение и он становится, вместо человека, дьяволом.

«Подражание Христу»

Шарль де Кондрен (1588—1641) — французский теолог, профессор Сорбонны, член французской Конгрегации Оратории.

Если бы нежный ароматный плод обладал властью отделить себя от благоухания, сладости, аромата и цвета, которые он получает от благодеяния воздуха и духа солнца, или если бы он мог, как только начал расти, отвратиться от солнца и не получать от него

275

благодеяний, тогда он оставался бы со своими первородными гневом, горечью, едкостью, терпкостью. Так же поступили и демоны, которые вернулись к своему темному корню и отвергли Свет и Дух Бога. Поэтому и адская природа демона — не что иное, как его собственные первые формы жизни, оторванные или отделенные от небесного Света и Любви; так же как горечь, кислота и терпкость плода — нечто иное, как первая форма его растительной жизни, прежде чем он коснулся благодеяния воздуха и духа солнца. И, совсем как плод, обладай он чувствительностью, наполнился бы мучением, если бы его оградили в первых формах его жизни — в терпкости, горечи и жгучей кислоте,— так же и ангелы, когда вернулись к этим наипервейшим формам своей собственной жизни и порвали с небесным Светом и Любовью Бога, сами стали для себя своим адом. Ад не был создан для них, и никаких новых качеств не открылось в них, не пали на них кара или муки от Господа Любви; они остаются в том состоянии отделения и оторванности от Сына и Святого Духа Божия, которое, по своему собственному изволению, они создали для себя. Они ничего своего не имеют, кроме того, что получили от Бога, то есть первые формы небесной жизни; но обладают ими в состоянии самоистязания, потому что эти формы отделяют их от рождения Любви и Света.

Уильям Ло

Среди всего многообразия возможностей есть, может быть, только одно счастье и одно несчастье. Единственное несчастье — это природа и человек, предоставленные сами себе; единственное счастье — это Жизнь, Свет, Дух Божий, явленные в природе и человеке. В этом — подлинный смысл слов Нашего Господа: Никто не благ, кроме Бога.

Уильям Ло

Люди оказываются в аду не потому, что Бог гневается на них; они во тьме и гневе потому, что поступили со Светом, который бесконечно

276

проистекает от Бога, так же, как тот человек, что сам заслоняет свои глаза от света солнца.

Уильям Ло

Свет и удобства внешнего мира удерживают даже худших из людей от сколь-нибудь сильного и длительного ощущения той гневной, жгучей, темной и мучительной природы, которая есть само существо каждой падшей необращенной души. И все же нет никого в этом мире, кому бы не открывалось, чаще или реже, сильнее или слабее, что именно так выглядит самое потаенное основание его души. И чего только не придумывают люди, чтобы найти для себя убежище, где бы удалось им укрыться от некой внутренней неловкости и тревоги, которая страшит их, приходя неведомо откуда. Увы, это потому, что внутри у человека падший дух; его гложет некое темное пламя, которое ничем невозможно облегчить и которое стремится вырваться наружу и взывает о помощи всякий раз, как только исчерпываются радости этого мира.

Уильям Ло

В иудейско-христианской традиции Падение, последовавшее за Творением, вызвано исключительно эгоцентричным употреблением свободной воли, которой следовало оставаться сосредоточенной на Божественном Основании, а не на обособленной личности. В предании, дошедшем до нас в Книге Бытия, воплощена очень важная психологическая истина, но его нельзя принимать как целиком удовлетворяющий символ, поскольку в нем даже не упоминается о зле и страдании в животном мире, не говоря уже о пояснении этого факта. Здесь нужно особо оговорить два основных момента, чтобы это предание не расходилось с нашим опытом. Прежде всего, следует четко понимать, что Творение, непостижимый переход от непроявленного Единого к проявленному воплощенному

277

многообразию природы, от вечности ко времени,— это не просто прелюдия и неизбежное условие Падения; в некоторой степени, это и есть Падение. И, во-вторых, следует указать, что нечто, подобное свободной воле, может существовать на пред-человеческих уровнях.

То, что переход от единства духовного существования к многоуровневому временному существования — это суть Падения, ясно указано в буддистских и индуистских интерпретациях Вечной Философии. Боль и зло неотъемлемы от индивидуального существования в мире времени; и для человека эти боль и зло усиливаются, когда желания направлены на «я» и множественность, а не к Божественному Основанию. Вполне допустимо предположить, что живые существа даже на до-человеческом уровне могут быть наделены (одновременно и индивидуально и коллективно, в зависимости от видов животных) чем-то похожим на возможность делать выбор.

Впрочем, никуда не уйти и от того чрезвычайного факта, что «человек неповторим по роду своему»,— иначе говоря, насколько мы можем судить, все остальные животные виды — это живые ископаемые, способные только к деградации и вымиранию, а не к дальнейшему эволюционному движению. На языке аристотелевской схоластики, материя обладает желанием формы — не обязательно лучшей, но формы как таковой. Если приглядеться к миру живых существ, мы увидим (восхищаясь и, следует признать, иногда не без некоего удивления) бесчисленные формы, всегда прекрасные, временами причудливо-странные, а иногда даже пугающие, в которых обрел удовлетворение этот ненасытный аппетит материи. Но из всей этой живой материи лишь той, что организована как человек, удалось найти форму, способную, по крайней мере в ментальном плане, к дальнейшему развитию. Остальная материя теперь заключена в формы, которые могут оставаться такими, как есть, или, изменяясь,

278

меняться только к худшему. Можно представить, что в испытании космическим разумом, за исключением человека, вся живая материя на протяжении своего биологического становления в свое время поддалась искушению принять не обязательно лучшую, но в данный момент наиболее выгодную форму. В некоем акте, в чем-то, аналогичном акту свободной воли, каждый из видов живых существ, кроме человека, предпочел немедленный выбор в пользу специализации, непосредственный и судорожный рывок к совершенству, но совершенству на низшем уровне бытия. Результат — то, что все они находятся теперь в конце эволюционных тупиков. К первоначальному космическому Падению всего Творения, к многообразию проявлений во времени они прибавили также и свой некий биологический эквивалент добровольного Падения человека. Став обособленными биологическими видами, они предпочли немедленное удовлетворение своей индивидуальности, а не способность воссоединиться с Божественным Основанием. За этот неправильный выбор не-человеческие формы жизни несут свое наказание тем, что им отказано в реализации высшего добра, на которое способны только неспециализированные и отсюда более свободные, более высокосознательные человеческие формы. Но, конечно же, следует помнить о том, что способность к высшему добру приобретается только ценой способности и на крайнее зло. Животные не испытывают стольких страданий и, можно думать, не страдают в такой степени, как мужчины и женщины. Далее, они совершенно невинны в отношении той, в буквальном значении дьявольской, жестокости, которая вместе со святостью есть одной из отличительных особенностей человеческого вида.

Мы, таким образом, видим, что для Вечной Философии добро — это согласие обособленного «я», и в итоге его полное погло-

279

щение в Божественном Основании, которое и дает ему существование; зло — это усиление обособленности, отказ познать то, что Основание существует. Это учение, конечно же, полностью сочетается с определением этических положений как серии негативных и позитивных Божественных Заповедей, и даже в терминах общественной пользы преступления, запрещенные повсюду, происходят от состояний разума, которые повсюду осуждены как ложные; и эти ложные состояния разума, на основании эмпирического факта, абсолютно несовместимы с тем сознанием, ведущим к единению с Божественным Основанием, которое, согласно Вечной Философии, есть высшее добро.

Глава

двенадцатая.

Время и вечность

Вселенная — это бесконечная последовательность событий, но ее основание, согласно Вечной Философии,— это непреходящее «сейчас» Божественного Духа. Классическую формулировку соотношения времени и вечности можно найти в последних главах «Утешения философией», где Боэций

281

суммирует представления своих предшественников, в особенности Плотина.

Двигаться по бесконечной жизни — это одно, и совсем другое — охватывать бесконечную жизнь целиком во всей ее протяженности, что со всей очевидностью присуще Божественному Разуму.

Преходящий мир, как кажется, подражает тому, что он не может полностью обрести или выразить, ограничивая себя присутствующим в незначительном и скоротечном мгновении,— которое, поскольку оно несет в себе некий образ неизменного Присутствия, дает тому, что может принимать участие в нем, способность казаться обладающим своим бытием. Он не может стоять на месте, и потому он совершает бесконечное путешествие во времени; и так он проходит и, проходя, продолжает ту жизнь, изобилие которой ему невозможно постичь в постоянстве.

Боэций

Поскольку Бог всегда обладает вечным и настоящим состоянием, Его знание, превосходящее понимание времени, остается в простоте Его присутствия и, постигая бесконечность того, что прошло и еще грядет, воспринимает все сущее так, как если бы оно находилось в состоянии становления.

Боэций

Знание того, что происходит в настоящий момент, не определяет событие. То, что обычно именуют всеведением Бога,— в действительности бесконечное «теперь-знание», которое совместимо с человеческой свободой воли во времени.

Явленный нам мир и все то, что каким-то образом приведено в движение, имеют свою причину, порядок и форму из неизменности Божественного Разума. Это определило разнообразные пути прояв-

282

ления вещей; те пути, которые постигаются в чистоте Божьего понимания, именуются Провидением; бытие тех вещей, которыми Оно движет и располагает, именуется Судьбой... Провидение — это сам Божественный Смысл, который располагает всем сущим. А Судьба — это расположение, внутренне присутствующее в изменчивых вещах, которыми Провидение связует все в должном ему порядке. Ибо Провидение одинаково сводит все вещи воедино — через вселенную, через бесконечность; а Судьба приводит их, расставленные по своим местам, формам и временам, в движение; так что разворачивание временного порядка, объединяемое в предвидении Божественного Разума,— это Провидение, и то же объединение, будучи упорядочено и развернуто во времени, зовется Судьбой... Как работник, в уме своем представив, как будет выглядеть его работа, принимается за нее и исполняет за некоторое время то, что увидел в простоте одного мгновения, так и Бог Своим Провидением располагает то, что следует сделать в простоте и неизменности, а Судьбою влияет, многообразно во времени, на все то, чем Он располагает... Все то, что подвержено Судьбе, также подчинено и Провидению. Но есть и то, что, будучи подчинено Провидению, превыше влияния Судьбы. Таково оно потому, что, в силу своей неизменной близости к первичной божественности, превосходит порядок изменчивости Судьбы.

Боэций

Идея часов охватывает всю последовательность во времени. В идее шестой час не ранее, чем седьмой или восьмой, хотя часы никогда не пробьют по одному лишь предложению идеи.

^ Николай Кузанский

Начиная с Гоббса, противники Вечной Философии отвергали существование вечного «сейчас». Для этих мыслителей время и изменения фундаментальны, другой реальности нет. Более того,

2 8 3

будущие события совершенно неопределимы, и даже Бог не обладает знанием о них. Следовательно, Бога нельзя описать как Альфу и Омегу, а лишь как Альфу и Лямбду или любую из букв временного алфавита, которая непосредственно в этот момент произносится. Но некоторые свидетельства, собранные Обществом физических исследований, и просто статистические данные, накопленные при проведении многих тысяч лабораторных тестов экстрасенсорного восприятия, неотвратимо приводят к заключению о том, что даже человеческий разум способен к предвидению. А если даже ограниченный разум может знать, какая карта будет выброшена через три секунды или какое кораблекрушение произойдет на следующей неделе, тогда нет ничего невозможного и невероятного по своей сути в идее бесконечного сознания, которому известно «сейчас» событий, находящихся в том, что мы называем будущим временем. Мнимое «сейчас», в котором живет человек, может быть и, наверное, всегда есть нечто большее, чем короткий промежуток между известным прошлым и неизвестным будущим, который из-за образности памяти воспринимается как момент, который мы называем «сейчас». Этот момент, может, и, возможно, на самом деле всегда содержал в себе частицу непосредственного и даже относительно удаленного будущего. Ибо для Божественного мнимое «сейчас» может быть в точности тем intermmabilis vitae Ma simul et perpetua possesio, о котором говорит Боэций.

Существование вечного «сейчас» иногда отвергается на том основании, что временной порядок не может сосуществовать с другим порядком, который не знает времени, и что изменяющаяся субстанция не может быть объединена с субстанцией неизменной. Это возражение, очевидно, было бы справедливым, если бы вневременной порядок был механической природы или неизменной

284

285


субстанции были бы присущи пространственные или материальные качества. Но, в соответствии с Вечной Философией, вечное «сейчас» — это сознание; Божественное Основание — это дух; бытие Брахмана — это «чит», или знание. Этот преходящий мир может познаваться и в процессе познания поддерживаться и постоянно создаваться Вечным Сознанием — эта идея не содержит в себе внутреннего противоречия.

Наконец, мы подошли к аргументам, которые выдвигаются против тех, кто постулирует, что Вечное Основание может быть познаваемо человеческим разумом. Это утверждение рассматривается как абсурдное потому, что оно включает в себя: «В один момент я вечен, в другой — я во времени». Однако оно абсурдно только если человек — существо двойственной природы, способное существовать на одном лишь уровне. Но если, а на этом всегда настаивали представители Вечной Философии, человек — не только тело и душа, но также еще и дух, и если он может и будет жить, на человеческом уровне или как-либо еще, в гармонии и даже в единстве с Божественным Основанием его существа, тогда это утверждение звучит вполне здраво.

Тело всегда во времени, дух всегда вечен, а душа, словно некое двоякодышащее создание, вынуждена по законам человеческого существования отождествляться до некоторой степени с ее телом, но способна, если пожелает того, к жизни в духе и к отождествлению со своим духом и через ее дух — с Божественным Основанием. Дух всегда остается таким, какой он есть в вечности; но человек устроен так, что его душа не может всегда оставаться отождествленной с духом. В утверждении «В один момент я вечен, в другой — преходящ» слово «я» обозначает душу, которая переходит от времени к вечности, когда она отождествляется с духом, и снова переходит от вечности ко времени, добровольно или по необхо-

димости, когда она предпочитает или вынуждена отождествлять себя с телом.

«Суфий,— говорит Джалаледдин Руми,— это сын сегодняшнего дня». Духовный прогресс — это духовное движение вперед. Мы начинаем его в детстве, в сиюминутном постоянстве животной жизни, не тревожась о будущем и не жалея о прошлом; мы вырастаем и приходим к отличительно человеческому состоянию: мы ожидаем и оглядываемся, живем, по большей части, не настоящим, но воспоминанием и предвосхищением, не спонтанно, но сообразуясь с законом и благоразумием, в раскаянии, страхе и надежде. И мы можем продолжить, если захотим того, наше движение вперед и вверх на новом витке, от места, соответствующего нашей отправной точке в животности, и неизмеримо выше. Снова мы живем сиюминутной жизнью — но это не жизнь до-человеческого существа, теперь милосердие очистило ее от страха, и предвидение заняло в ней место надежды, а самоотвержение положило конец позитивному эгоизму самодовольных воспоминаний и негативному эгоизму сожаления о прошлом. Здесь и сейчас — это единственный просвет, через который душа может перейти от времени к вечности и через который милосердие идет от одной души во времени к другой душе во времени. Вот почему суфий и вместе с ним все подлинные представители Вечной Философии являются или пытаются быть сыновьями сегодняшнего дня.


etika-i-deontologiya-v-rabote-vracha-detskogo-hirurga.html
etika-i-estetika-obsluzhivaniya-posetitelej.html
etika-i-etiket-na-priyomah-i-banketah.html
etika-i-istoriya-filosofii-stranica-14.html
etika-i-kultura-upravleniya.html
etika-i-psihologiya-upravleniya-glava.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glossarij-angloyazichnih-sokrashenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-po-specialnosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lik-bogini-mifologiya-s-zhenskim-licom.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vremya-v-mire-belogo-chast-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respubliki-belarus-rezultati-nezavisimogo-nablyudeniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ot-zasedanie-provedeno-na-25-04-2007-g-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-rinok-rabochej-sili-i-zarabotnaya-plata-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-issledovatelskogo-proekta-zashita-prav-potrebitelej-na-rinkah-finansovih-uslug.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prof-tomas-bajer.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashij-brat-dzheka-uroki-na-zakritoj-dorozhke.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vtorichnie-izmeritelnie-preobrazovateli-i-acp.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-buhgalterskij-uchet-i-audit-dlya-napravleniya-podgotovki-specialistov-po-specialnosti-080111-marketing-institut-ekonomiki-i-upravleniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-7-david-yum-o-religii-vopros-predmet-filosofii-religii-filosofiya-religii.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-xdetskogo-regionalnogo-tv-konkurse-estradnoj-pesni-volshebnie-stupenki-2010.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoraya-chast-sochineniya-nazivaemaya-ili-istinnie-ukazaniya-dlya-istolkovaniya-prirodi-stranica-7.html
  • literature.bystrickaya.ru/drugoe-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-19-maya-2006-g.html
  • education.bystrickaya.ru/34-neizmennost-predelnih-obobshenij-ya-centrizma-v-istorii-ego-poroki-i-posledstviya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravleniya-030600-62-istoriya.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnaya-sluzhba-geodezii-i-kartografii-rossii.html
  • composition.bystrickaya.ru/otvet-testi-dlya-starshej-shkoli-po-obshestvoznaniyu-soderzhanie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-kulturologiya-dlya-specialnosti-mediko-profilakticheskoe-delo-060105-kod-kvalifikacii-vipusknika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-i-1-i-i-i-i-i-i-teoreticheskie-i-institucionalnie-osnovi-formirovaniya-i-razvitiya-rinka-veteri-narnih-tovarov-11-.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-1-aupszdk-tehnikasini-erezheler.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-na-2011-2016-godi-missiya-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mts-i-rostelekom-obedinyayut-setevuyu-infrastrukturu-neobhodimuyu-dlya-razvertivaniya-sotovih-setej-chetvertogo-pokoleniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kvalifikacionnogo-spravochnika-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-minzdrava-sssr-ot-21-iyulya-1988-g-n-579-ob-utverzhdenii-kvalifikacionnih-harakteristik-vrachej-specialistov-s-izmeneniyami-ot-25-dekabrya-1997-g-stranica-12.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-meropriyatiya-programma-novosibirskoj-modeli-oon-2012-mesto-provedeniya-novosibirskij-gosudarstvennij-universitet-ekonomiki-i-upravleniya-ul-lomonosova-56-14-marta.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-zabajkalskoj-zheleznoj-dorogi-chast-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ii-religioznie-predstavleniya-vneistoricheskogo-chelovekalekciya-6-religii-sovremennih-nepismennih-narodov-bog-i-duhi.html
  • college.bystrickaya.ru/102-federalnaya-celevaya-programma-globalnaya-navigacionnaya-sistema-doklad-o-sostoyanii-zakonodatelstva.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlk-balalara-ertegler-turali-tsnk-beru-iyali-men-abletn-zhetldru.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-plani-budushej-deyatelnosti-poruchitelya-iii-osnovnaya-informaciya-o-finansovo-ekonomicheskom-sostoyanii-poruchitelya.html
  • crib.bystrickaya.ru/ix-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-c-mezhdunarodnim-uchastiem-molodezh-i-sovremennie-informacionnie-tehnologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-na-urokah-geografii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/provodniki-v-elektricheskom-pole.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.