(Если он вегетарианец, то, я думаю, отдаёт предпочтение фасоли.) - Христианская служба семьи и здоровья
.RU

(Если он вегетарианец, то, я думаю, отдаёт предпочтение фасоли.) - Христианская служба семьи и здоровья



(Если он вегетарианец, то, я думаю, отдаёт предпочтение фасоли.)

Выражение лица у Дмитрия обычно суровое, даже если, подобно Петру Популярному, он деяте­лен и легковозбудим.

Что касается физического сложения ^ Михаила Мыслящего, то у него развита голова, и, кроме того, главную роль играет нервная система. Тип его тела обозначается буквой «Т». У него полные бедра и худые руки и ноги. В пище он отдаёт предпочте­ние конфетам и крахмалу, благодаря чему стиму­лируется его щитовидная железа. Будучи челове­ком чувствительным, Михаил время от времени чувствует себя возбужденно и легко впадает в де­прессию. На лице его нередко можно прочитать вы­ражение тревоги и подавленности.

У ^ Николая Невозмутимого главное место в орга­низме занимает пищеварительная система. (Не­ожиданное открытие, не так ли?) И, хотя обычно он ест довольно медленно, именно желудок чаще всего его беспокоит. Тип его тела обозначается буквой «Р», ему свойственны детская припухлость и маленькие ступни. Такой человек любит молочные продукты, которыми стимулирует гипофиз. Обычно он пасси­вен, выражение лица его спокойное и ясное.

Конечно, тип физического сложения не может четко предопределять поведение вашего мужа. Од­нако, зная об этом, вы сможете еще лучше разо­браться в особенностях его темперамента. Наблю­дая за выражением его лица, вы сумеете использо­вать эти подсказки, и они помогут вам лучше понять черты его характера и скрытые мотивы по­ведения. Когда муж в хорошем настроении, можно ради забавы использовать ваши познания относи­тельно типов физического сложения как тему для интересного разговора.

* * *

Но самую достоверную информацию о сущности человеческой природы дает Священное Писание. Основанный на нем христианский взгляд на чело­века правдив и реалистичен, хотя и не безнадежен. С христианской точки зрения, к сожалению, все мы существа грешные, и у всех одна общая пробле­ма. Ею нельзя пренебрегать, и нам н ужно стремиться понять очень важную истину: «Наши при­родные склонности, если их не исправляет Святой Дух Божий, несут в себе семена нравственной смер­ти» (Е. Уайт. «Служение исцеления», с. 320).

Путь избавления человека от деструктивных черт его личности был предложен ему очень давно. Еще около двух тысяч лет назад. Иисус сказал Ни-кодиму (а также и нам с вами): «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Важно уяс­нить, что, несмотря на семя нравственной смерти, находящееся внутри нас, Иисус даёт нам реальный выход из этого нелегкого положения. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Разве это не благая весть? Разве она не вселяет в вас надежду на победу? Читая это обетование, я ка­ждый миг испытываю воодушевление. Однако эта благая весть ни в коей мере не оправдывает плохого поведения. Речь идет о том, чтобы изменить его!

«Благородный, цельный характер не передается по наследству. Он не приходит к нам случайно. Та­кой характер вырабатывается личными усилиями человека через заслуги и благодать Христа. Бог дает нам таланты, силы ума, мы же формируем свой характер... Сражение за сражением должны мы вести против злых наклонностей... Характер, сформированный согласно Божественному, — это единственное богатство, которое мы сможем взять из этой жизни в будущую» (Е. Уайт. «Наглядные уроки Христа», с. 259—261).

Перемена характера не изменяет тип темпера­мента, но преображает характер, полученный нами при рождении. «Дело не в том, что человек получа­ет какие-то новые способности, а в том, что те, ко­торые он имеет, освящаются». «Устанавливается новая норма характера — жизнь Христа». «При­родные склонности смягчаются и занимают подчи­ненное место. Насаждаются новые мысли, новые чувства, новые побуждения» (Е. Уайт. «Ревью энд Геральд», 7 июля 1904 г.).

Суть благой вести в том, что Иисус пришёл укре­пить данные Богом силы и уничтожить наши гре­ховные склонности. Вспомним, как, взывая о помо­щи, Павел в отчаянии возопил: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» Ответ, ко­торый он сам же дает, помогает понять весь ход преображения: «Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим... Итак нет ныне ника­кого осуждения тем, которые во Христе Иисусе жи­вут не по плоти, но по духу» (Рим. 7:25—8:1).

Анализируя свой тип темперамента и темпера­мент мужа со всеми его слабыми и сильными сторо­нами, помните, что только Иисусу по силам создать из вас обоих новое творение. Совершая это восста­новление, Он не уничтожает характерных особен­ностей вашего самобытного темперамента, но, со­храняя все изначально хорошее, старается уничто­жить лишь то, что испытало на себе влияние греха.

Когда мы родимся свыше, наш характер наверня­ка изменится. Это вовсе не значит, что мы изменим тип своего темперамента. Богу угодно, чтобы каж­дый из нас обладал только своими, лишь нам прису­щими чертами характера. Проблемы возникают не из-за них: все дело в грехе, который, как паразит, присосался к нашим генам. Этот балласт разруши­тельных стремлений передается от поколения к по­колению. Суть благой вести состоит в том, что Бог обещает так решительно избавить от этого тяжкого груза вас и вашего мужа, что этот груз исчезнет даже из небесной книги жизни (см. 1 Ин. 1:9).

Как только мы рождаемся свыше, потребность пользоваться искусственной личиной уменьшается, ибо Иисус начинает восстанавливать нашу жизнь. Нам все меньше и меньше надо скрывать свои ис­тинные склонности и стремления. Перемена характера, начинающаяся внутри нас, в конце концов проявляется в наших внешних действиях. Поэтому по мере возрастания во Христе в нас остается все меньше злых наклонностей, которые надо скры­вать, и проявляется все больше внутренней Божьей красоты, которая и должна была присутствовать в нас изначально. Мы сами можем не замечать пере­мен, потому что находимся слишком близко от поля битвы, но другие непременно их заметят.

Помните, что никто не обладает каким-то одним типом темперамента в чистом виде. Никто в точно­сти не соответствует какому-то одному типу темпе­рамента. Все мы — самобытная смесь различных черт. «Мы настолько отличаемся друг от друга ха­рактером, привычками, воспитанием, что по-раз­ному смотрим на вещи, по-разному судим. Нельзя сказать, что наше понимание истины, наши взгля­ды на то, как надо жить, полностью одинаковы. Нет двух человек, опыт которых совпадал бы во всех мелочах. Одному выпало одно, другому — другое. Обязанности, которые одному покажутся легкими, другой воспримет как самые трудные и озадачиваю­щие» (Е. Уайт. «Служители Евангелия», с. 473).

Согласно законам генетики, вероятность того, что два человека будут в точности подобны друг Другу, равна одному из трехсот миллиардов. Поэто­му даже если в каждом темпераменте мы выявим какие-то общие особенности и сходства, никто, включая вашего мужа, не станет точной копией этого набора. Однако, имея общее представление о различных типах темперамента, вы сможете лучше понять как свои собственные действия, так и по­ступки ваших ближних.

В связи с этим об относительно сильных сторонах различных темпераментов можно сказать, что Мыслящие изобретают товар, Деятельные произ­водят его. Популярные продают, а Невозмутимые пользуются им. Что касается слабых сторон, то здесь следует отметить, что Популярные пользуют­ся людьми и забывают их. Мыслящих люди раздра-жают, но они (Мыслящие) не вмешиваются в их жизнь. Деятельные используют людей для дости­жения своих целей, а потом не замечают их. Невоз­мутимые изучают людей, относясь к ним свысока и равнодушно.

Познакомившись с различными типами темпера­ мента, вы сможете лучше разобраться в себе, в своих друзьях, в семье, в муже и станете терпимее. По мере того как Дух Бо­жий будет наполнять вашу жизнь, вы станете яснее понимать, сколь пагубен грех, который живет в нас и развивается, как раковая опухоль. Суть благой вести, однако, в том, что Иисус прямо сейчас стре­мится устранить грех и снова сделать вас полноцен­ной личностью. Каждый раз, чувствуя, что грех ов­ладел вашим сознанием, держитесь драгоценного обетования, которое гласит: «Если исповедуем гре­хи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправ­ды» (1 Ин. 1:9).

Есть и другое обетование, которое полезно вы­учить наизусть и повторять каждый день: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир (с его греховными наклонностями); и сия есть победа, по­бедившая мир (с его греховными наклонностями), вера наша. Кто побеждает мир (с его греховными наклонностями), как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Ин .5:4, 5).

Каждый день вместе с мужем держитесь этих обетовании и просите Бога помочь вам обоим быть такими, какими Он предназначает вам быть во Христе Иисусе!


^ Глава вторая

Ваш мужчина п его детство

(соцпдпьные ропп п сенья)

«Да, — отвечает секретарь церкви по телефо­ну. — Чем могу помочь?»

«Я хочу поговорить с самой главной шишкой!» — рокочет мужской голос.

«Не совсем понимаю, что же вам надо?» — пере­спрашивает секретарь.

«Я же сказал: поговорить с самой главной шиш­кой!»

«Вы, вероятно, имеете в виду нашего пасто­ра», — уточняет сильно озадаченный секретарь.

«Да! Наверное, так».

«Если вы хотите поговорить с нашим пастором, не мешало бы быть немного вежливее», — с чувст­вом произносит секретарь.

«Извините, — голос становится мягче. — Я про­сто хотел перечислить десять тысяч долларов в строительный фонд вашей церкви».

«Пожалуйста, не вешайте трубку. Кажется тот, кого вы назвали «шишкой», только что вошёл в ка­бинет! »

Итак, что же это такое — «большая шишка»? Первый среди равных, номер один, лидер. Чело­век, принимающий решения, инициатор, потря­сающий устоявшиеся основы, первопроходчик. Как бы мы его ни назвали, ясно одно: такой автори­тет не определяется простым жребием, который тянут из шляпы. В семье это зависит от двух основ­ных факторов: генетической наследственности и очередности появления на свет того или иного ре­бенка.

Последние исследования показывают, что наша генетическая структура в три—пять раз больше влияет на формирование нашей личности, чем до­машнее окружение. Как считает доктор Роберт Пломин, преподаватель государственного универ­ситета в Пенсильвании, домашнее воспитание ока­зывает на все наше поведение менее десяти процен­тов влияния. Вместе со своими коллегами Пломин исследовал 99 однояйцевых близнецов и 229 разно-яйцевых, которые воспитывались отдельно. Затем они сравнили эти данные с исследованием 160 од­нояйцевых и 212 разнояйцевых близнецов, воспи­тывавшихся в одном и том же доме. Средняя про­должительность обоих исследований составила 59 лет. Это было самое длительное изучение такого рода. Приведем некоторые результаты этого иссле­дования (см. «U.S.A. Today», 11 янв. 1989 г.).

1. У тех, кто воспитывался в строгих семьях, ха­рактер формировался не столько под влиянием на­следственности, сколько под воздействием образа того или другого родителя. В либеральных семьях, как и ожидалось, дети в основном наследовали склонности и качества родителей.

2. Даже воспитываясь в одном доме, дети имеют разное восприятие окружающего мира.

Это исследование подтверждает точку зрения, со­гласно которой строгие родители в большей степе­ни оказывают влияние на формирование личности (и образа жизни) своих детей, чем либеральные ро­дители. Кроме того, оно показывает, что у детей, выросших в семь'ях со строгими родителями, чаще возникают проблемы социальной адаптации.

Однако один из факторов Пломин не исследовал:

очерёдность рождения близнецов и обусловленный этим характер их отношений с родными братьями и сестрами как в своих, так и в чужих семьях. Со­держательную книгу на данную тему написал док­тор Кевин Леман. Родных братьев и сестер он де­лит на три категории: первенец, средний ребенок и родившийся последним. Среди прочего, исследова­тели попытались выявить связь между очерёдно­стью рождения и конкретным занятием, однако

она обнаружена не была. Тем не менее более тонкие осо­бенности очерёдно­сти появления на свет легче понять в контексте общест­

венных взаимоотношений.

Семейные правила и роли продолжают регули­ровать наше поведение еще долго после того, как мы становимся взрослыми. По-видимому, прави­ла, усвоенные нами в родной семье, мы привносим в наши отношения между взрослыми людьми, причем даже на работе. Равным образом, роль, ко­торую человек усвоил в соответствии с порядком своего появления на свет, может сказываться на его отношениях с другими людьми, а также на типе семьи, которую он сам создает. Роль, усвоен­ную в семье, человек склонен играть и в другой обстановке. Недавнее исследование показывает, что, осмыслив те роли и модели поведения, кото­рые были сформированы в родной семье, её члены смогут лучше понять собственную индивидуаль­ность и характер своих отношений с другими людьми на работе, в игре или в общественных ме­роприятиях.

До сих пор не до конца ясно, насколько семья влияет на определенные модели поведения, однако большинство согласится, что она играет важную роль в формировании тех или иных жизненных

ценностей и навыков общения. Семья даже может послужить причиной функционального расстрой­ства поведения ребёнка. Таким образом, разобрав­шись во взглядах вашего мужа на семейную иерар­хию, вы сможете гораздо лучше понять, каковы его жизненные ценности, социальные навыки или от­сутствие таковых, где прячется его «любимая мо­золь», каковы его уловки и в чем причина его от­дельных, с виду непонятных, поступков.

^ Леонид Лидер (первенец)

Дадим типичную характеристику первого ребен­ка в семье. Он — лидер, стремящийся к совершен­ству, добросовестный, определяющий приоритеты, хорошо организованный, ориентированный на дос­тижение цели, склонный к самопожертвованию и надежный. Молодожены, впервые ставшие родите­лями, ожидают многого как от своего первенца, так и от себя самих. У них все впервые и все невероятно важно. Погремушки, пеленки, покупка одежды, выбор имени и даже откладывание денег на буду­щую учебу — все это чрезвычайно значительно для таких родителей. Продавцы всевозможных энцик­лопедий и справочников видят в них легкую добы­чу и готовы сбыть им целые тома советов и реко­мендаций, которые устареют, прежде чем их обо­жаемое дитя научится читать. Это прибавление в семье затрагивает даже бабушку и дедушку, кото­рые стараются сделать малыша счастливым с пер­вых дней его жизни. Понятно, что эта новая ветвь родового дерева становится лидером и определяет поведение всех остальных.

Мама и папа, естественно, ждут от своего первого ребенка больше, чем от других. Это выглядит впол­не логичным. Однако было бы преувеличением счи­тать, что первенцу изначально присущ определен­ный тип поведения. Семейная иерархия имеет важ­ное значение в формировании моделей поведения и жизненных ценностей, но она не определяется унаследованными особенностями. Порядок появле­ния на свет имеет важное значение, потому что по­могает понять, как члены семьи относятся друг к другу, однако гораздо большую роль в формирова­нии и осмыслении всей личности в целом, играет унаследованный темперамент. По мере того как се­мьи по своим размерам уменьшаются и число семей

с одним реоенком увеличивается, по­рядок появления на свет постепенно утрачивает свое значение.

Исследования показывают, что первенцы начина­ют ходить и гово­рить раньше своих братьев и сестер.

Стоит ли этому удивляться, если каждый взрослый член семьи просто приходит в неописуемый восторг при любом угуканье первенца? Вполне возможно, что первенцы стараются научиться ходить раньше, чтобы взрослые перестали постоянно их подгонять. Для этих детей взрослые — единственный пример для подражания, а потому вполне естественно, что они усваивают их модель поведения. Так как никто из братьев и сестер не посягает на их авторитет, первенцам начинает казаться, что руководство — их исключительное право.

Взобравшись в кухне на стул, Леонид Лидер, трех лет от роду, берет с полки шоколадное пирож­ное. Входит мать и, застав сына на месте преступ­ления, строго говорит: «Эти пирожные для десерта. Мне не нравится то, что ты делаешь».

Подумав минуту, Лёня заявляет: «Тогда поверни голову в другую сторону».

Уже в раннем возрасте первые дети в семье стано­вятся самоуверенными и даже заносчивыми. Эта самоуверенность возрастает, когда их просят при­смотреть за младшими, заменив няню или родите­лей. Получается, что они почти не видели детства, и этим, наверное, объясняется тот факт, что 52 про­цента всех директоров в США и еще больший про­цент административных работников были первен­цами в семье. Они прирожденные лидеры, и ответ­ственность, которую они раньше несли на себе, будучи старшими братьями, усилила их способно­сти к руководящей работе.

Первенцы стремятся быть впереди и не жалеют для этого сил. Билл Косби, типичный первенец, по­стоянно стремящийся к совершенству во всем, дал всем своим детям имена, начинающиеся на англий­скую букву «Е», дабы они постоянно помнили, что в жизни надо стремиться к идеалу5. Филл Донахью называет себя «руководящим»: он тоже первенец. Исследование показало, что из 92 человек, веду­щих телепередачи, построенные по принципу «ток-шоу», восемьдесят семь — первенцы. В пове­дении и деятельности Мартина Лютера Кин-га-младшего также отразились многие черты, при­сущие ребенку, который в семье родился первым.

Тем не менее нельзя утверждать, что у всех пер­венцев способность руководить находится на одном и том же уровне. В выработке той или иной модели поведения играют роль и другие факторы: унасле­дованный темперамент, характер воспитания в се­мье, культура, в которой растет человек, его соци­альное окружение. С точки зрения д-ра Лемана, всех первенцев можно разделить по крайней мере на две категории: сговорчивых и волевых.

Сговорчивых нередко считают примерными деть­ми. Они добросовестны, надежны, всегда говорят

Англ. excellence означает "превосходство" (Примеч. пер.).

«да, папа», «да, мама», «спасибо». Сговорчивые первенцы постоянно ощущают острую потребность в похвале, они хорошо учатся и обычно становятся примерными работниками. Моя (Лена Макмиллана) жена Карен имеет все черты сговорчивого первенца. На самом деле, она — единственный ребенок, что самым естест­венным образом делает ее первенцем. Что касается меня, то я — волевой первенец. Наши темперамен­ты и модели поведения прямо противоположны, и тем не менее мы проявляем склонности, присущие ребенку, который родился в семье первым. Если в ресторане нам подают холодное или плохо приго­товленное блюдо, я прошу, чтобы его заменили. Мою жену это приводит в смущение. Она готова есть холодную пищу, лишь бы только не затевать никакой ссоры.

Волевые первенцы стремятся быть в центре вни­мания даже до своего появления на свет. Они явля­ются классическими представителями типа А и, еще не родившись, заявляют о себе, активно воро­чаясь в материнском чреве и толкая мать изнутри. Позднее они становятся трудоголиками и, как вся­кий тяжело и много работающий человек, нужда­ются в адреналине. Первенца можно определить даже по написанному им брачному объявлению.

«Христианка, блондинка, голубоглазая, без фи­нансовых и прочих проблем желает познакомиться с христианином-протестантом 30 лет, закончив­шим колледж, сочувственно относящимся к живот­ным и людям, любящим природу, занимающимся спортом (не групповые виды), любящим музыку, танцы, церковную и семейную жизнь. Желательно, чтобы он не курил, не пил, был стройным, с густы­ми волосами на голове и без волос на груди; умный, честный, надежный, с чувством юмора, искренний и умеющий поделиться своими чувствами, мягкий, любящий, согласный на распределение ролей, щедрый, способный ободрить и вдохновить, а также по­мочь другим, невспыльчивый, неэгоистичный, без финансовых и психологических проблем, знающий цену здоровью, опрятный и чистый, очень внима­тельный и надежный. Я верю в старомодную мо­раль и ценности. Если вы тоже в это верите и хотите вступить в христианский брак, пишите по адресу:

а/я. Желательно цветное фото и адрес».

Интересно было бы узнать, до какой степени наши завышенные требования сужают наш гори­зонт? Может быть, автору этого объявления надо было почитать последнее издание сказок братьев Гримм?

Однажды мой приятель решил попытать счастья и создал фирму буквально из ничего. В течение не­скольких лет он руководил ею, не выходя из дому, и заработал несколько миллионов долларов. Одна­ко, даже став миллионером, он редко находил вре­мя порадоваться своему финансовому успеху. По натуре все трудоголики ориентированы на дости­жение цели, и, выполнив одну задачу, они тут же хотят приступить к решению следующей. Они лю­бят принимать решения, хотят всегда быть правы­ми, и поэтому им очень трудно признать критику или согласиться с тем, что их отвергают. По-види­мому, именно эти черты, доведенные до крайности, в конце концов заставили библейского первенца Каина убить своего младшего брата. Иисус говорит нам, что убийства совершаются по-разному, и убить можно не только ножом, но и словом. Многие первенцы так и делают, и с ними трудно ужиться.

Леман считает, что большинство людей, обра­щающихся за психологической помощью, — пер­венцы, испытывающие разочарование и отягощен­ные чувством вины. Стремясь быть идеалом для ро­дителей, младших братьев и сестер, учителей, а позже для жены или мужа, первенцы ожидают и даже требуют идеальных отношений. При общении с волевым первенцем, если к тому же это ваш муж или жена, вам надо провести опре­деленные границы, иначе из полноправного парт­нера вы скоро превратитесь в слепого исполнителя чужой воли.

Многие первенцы так никогда и не смогли нау­читься просить прощение: они слишком горды для этого. Скорее всего, вам будет не просто научить этому своего мужа, которому всегда трудно ска­зать «извини». Возможно, еще труднее ему будет спросить: «Ты не могла бы простить меня?» Уже в раннем возрасте многие первенцы начинают вос­принимать Бога как строгого законодателя, не тер­пящего проявления даже малейшего несовершен­ства. Конечно, столь искажённое представление о Божьем характере является неверным. Тем не ме­нее оно может оказать сильное влияние на харак­тер отношений первенца с другими людьми, вклю­чая и вас.

^ Павел Посредник (средний ребенок)

Студенты устроили импровизированную психо­логическую консультацию. Приём пациентов ведёт

Люда.

«Люда, мне нужна помощь», — просит подошед­ший Игорь.

«В чем дело?» — спрашивает «консультант». «Я сбит с толку и никак не могу отыскать смысл

жизни».

«О, не беспокойся. Представь, что по океану плы­вет корабль. На палубе много народу: кто-то раски­нул шезлонг на носу, кто-то — вдоль борта, а кто-то — на корме. Куда ты поставишь твой шез­лонг, Игорь?»

Вздохнув, Игорь печально ответил: «Все дело в том, что я даже не могу его разложить».

Дети, родившиеся не старшими и не младшими в семье, часто попадают в затруднительное положение. Не успев привыкнуть к положению самого младшего ребенка, они видят, что появился кто-то еще, занявший это «теплое» место. Они рождаются слишком поздно, чтобы воспользоваться всеми пре­имуществами и особым вниманием, уделяемым первенцам, и слишком рано, чтобы получать те по­блажки, которыми окружают последнего ребенка. Поведение многих «средняшек» психологи называют эффектом «боковой ветки ». Если старший брат или сестра в ка­кой-то области оказываются смышленее, средний ребенок изби­рает иную сферу приложения своих сил. Глядя на пути, проложенные их старшими братьями и сест­рами, «средние» дети чаще избирают другую доро­гу. Все братья и сестры ревниво ориентируются на первенца. Однако им приходится учитывать пози­цию и остальных, более старших членов семьи. Та­кая ситуация может драматическим образом ска­заться на их естественном темпераменте. Послед­ний может противоречить той роли, которую эти дети уже усвоили согласно семейной иерархии. В таком случае они, стремясь быть непохожими, мо­гут подавлять свои природные склонности.

Следует признать, что средним детям уделяется мало внимания. В обычном семейном альбоме фо­тографии самых старших и самых младших встре­чаются в три раза чаще фотографии среднего ребен­ка. Влюбившись в соседского мальчика, тринадца­тилетняя девочка — средний ребенок — ищет в семейном альбоме свою фотографию. Так и не най­дя её, она раздраженно кричит матери: «Неужели нет ни одного фото, где бы я не стояла рядом с сест­рой? »

Для таких детей друзья — это та же семья, толь­ко в большем размере, и все потому, что они нико­гда не находились в том желанном положении, ко­торое занимали самые старшие и самые младшие братья и сестры. В поисках какой-либо награды или признания они окружают себя друзьями. У первенцев друзей обычно меньше, поскольку эту по­требность воспол­няют родители, а также бабушка и дедушка. Желая обрести признание и почувствовать свою принадлежность к какой-то общности, сред­ние дети нередко увлекаются групповыми видами спорта или становятся членами какой-нибудь шай­ки. Нередко они покидают семью уже в раннем воз­расте, "чтобы не испытывать дискомфорта, вызы­ваемого их «средним» положением.

Поскольку уже с детства они учатся сговорчиво­сти и уступкам, из них вырастают уживчивые люди. Однако эта склонность к миру нередко при­водит их к зависимому состоянию. Если им — уже взрослым людям необходима профессиональная по­мощь, они редко обращаются за ней, да и то по на­стоятельной просьбе близкого им человека. Если первенцы постоянно требуют помощи, а самые младшие ожидают заботы, то рождённые «посере­дине» развивают в себе дух независимости и твёр­дости, который не позволяет им принимать помощь ни от кого, кроме друзей, да и то по случаю.

Такие дети — великие посредники: уже в раннем возрасте они учатся налаживанию отношений. Это зачастую приводит к тому, что они очень серьезно воспринимают единобрачие и трепетно относятся к своим обязательствам.

Несмотря на то, что положение «среднего» ребен­ка вырабатывает ощущение относительной без­опасности, часто оно оказывается недостаточным, и поэтому «средние» дети склонны смотреть на жизнь реально, без лишней фантазии. В отличие от первенцев и самых младших, у которых порой складывается неверное представление о жизни, «средние» ожидают от нее немногого и поэтому редко разочаровываются. Так как «старшие» час­тенько и весьма бесцеремонно вмешиваются в их жизнь, «средние» дети стараются поддерживать от­ношения с тем из родителей, который ведет себя мягче. Равновесие — ключ, определяющий всю жизнь таких людей.

Если вы общаетесь с человеком, бывшим в семье средним ребенком, постарайтесь удерживаться от каких-либо сравнений. Избегайте сравнивать ва­шего мужа с другими мужчинами, если он был «средним» в своей семье. В лучшем случае это за­нятие бесполезное и бьющее мимо цели, а в худ­шем — крайне пагубное. Быть может, ваш супруг уже развил в себе умение слушать и договаривать­ся. Теперь настала ваша очередь развить это каче­ство в себе. Поскольку посредники и умеющие идти на компромисс нередко оказываются отличными руководителями и управляющими, сделайте всё, чтобы ваш муж в полной мере проявил свои способ­ности в этой области.

^ Очаровательный Олежка (младший ребенок)

Спальня маленького Олега находилась на втором этаже, и всю ночь его пугала разыгравшаяся за ок­ном гроза. Пытаясь его успокоить, мать сказала, что Бог заботится о нем, но мальчик тут же отве­тил: «Тогда приходи сюда и будь здесь с Богом, а я пойду вниз и буду спать с папочкой».

Как правило, поздние дети очаровательны, неж­ны и ласковы. Они искусно манипулируют людь­ми. Обычно они — центр внимания всей семьи. Другие братья и сестры считают, что это избалован­ные и никуда не годные любимчики. Вся семья об­речена всегда видеть в младшем ребенке самого ма­ленького и слабого. Нередко приходится наблю­дать, как какой-то коротышка, представляя здоровенного вер­зилу, говорит: «А это мой маленький братишка!» Такое положение зачас­тую приводит к тому, что младшие братья и сестры всю жизнь посто­янно ждут похва­лы или поддержки. Как Марк Твен, они целый месяц могут радо­ваться от хорошего комплимента.

Младшие дети, судя по всему, больше остальных ориентируются на публику. Исследования показы­вают, что они обычно выбирают и работу, связан­ную с общением. Леман, например, рассказывает о продавце подержанных автомобилей, который был столь говорлив и дружелюбен, что за какой-нибудь месяц сбывал без особого труда почти все машины. При этом его управляющий — первенец в семье — постоянно донимал его тем, что пытался заставить его навести порядок в отчетных документах. В кон­це концов психолог посоветовал этому руководите­лю нанять для бумажных дел секретаря, а талант­ливому продавцу (младшему ребёнку) дать возмож­ность делать то, что он выполнял наилучшим образом, — искать подход к покупателю. Исследо­вания в этой области показали, что все продавцы подержанных автомобилей в прошлом были младшими детьми в своих семьях. Их начальниками не­пременно оказывались трудоголики-первенцы, ко­торые постоянно докучали им своими требования­ми разобраться с бумагами.

Проявляя независимость и задиристость, такие люди просто пытаются скрыть своюе внутреннюю неуверенность. Будучи по природе натурами поры­вистыми и резкими, они бросаются туда, куда не отважился бы ступить и ангел. Они редко заранее взвешивают последствия своих поступков, и тем не менее временами их реакция на какую-нибудь кри­тическую ситуацию может свидетельствовать об умении общаться с людьми и особенно руководить ими.

Подросток, родившийся в семье последним, воз­вращается домой далеко за полночь. Прокравшись в дом, он тихо снимает обувь и бесшумно крадется по коридору. Уже два часа ночи, он в двух шагах от своей комнаты, но тут загорается свет и раздается голос матери: «Олег, который час?» «Полночь, мама», — отвечает он, но в этот миг часы с кукуш­кой предательски извещают дом о точном времени. Мгновенно оценив ситуацию, паренёк тут же про­куковал еще десять раз!

Общаясь с таким человеком, вы можете помочь ему нести ответственность за свои поступки. Если такой Очаровательный Олеженька получит воз­можность пережить последствия собственных не­зрелых поступков, это послужит ему хорошим на­глядным уроком. Быть может, вам легче будет вы­полнить какое-то дело самому (поскольку ему оно не нравится), чем согласиться с тем, чтобы работа осталась несделанной; однако, поступив таким об­разом, вы окажете ему очень плохую услугу. Обыч­но младшие братья и сестры весело и беззаботно идут по жизни, тогда как добросовестные первенцы склонны выполнять даже неприятные для них обя­занности.За плохое поведение отец наказал младшего сы­нишку в присутствии гостей. Мальчик воспринял это очень болезненно. Вечером отец пришел к нему в спальню, заботливо укрыл его одеялом и стал на колени, когда малыш начал совершать вечернюю молитву. Молитва как всегда закончилась прось­бой благословить всех членов семьи, а точнее, всех, кроме одного. После этого, повернувшись к отцу,

озорной мальчуган сказал: «Надеюсь, ты заметил, что на тебя благословение больше не распро­страняется!»

Учитесь ценить юмор Очарователь ного Олега и его умение чувствовать ситуацию.

Знакомясь с мужчиной, многие женщины хотят узнать, кто им больше подойдет: первенец, самый младший или тот, кто родился «посередине». По сути дела, порядок появления на свет не связан с унаследованными особенностями и практически не играет никакой роли. Скорее может оказаться, что эти особенности гораздо труднее изменить и тяже­лее к ним приспособиться, чем к той модели пове­дения, которая сформировалась в зависимости от порядка рождения. Тем не менее в своей книге «Ро­дились ли мы друг для друга?» Леман полагает, что первенцу лучше всего жениться или выходить за­муж за того, кто в своей семье был самым млад­шим. Рождённым «посередине» можно не обра­щать на это внимания, поскольку у них очень хоро­шо развита способность идти на компромисс и Договариваться. Леман считает, что, женившись или выйдя замуж, бывшие «средние» дети стара­ются не разрывать своих брачных уз.

В любом случае вам полезно будет исследовать «генеалогическое древо» вашего мужа, а также порядок его появления на свет, если вы на самом деле хотите его понять. Если родственники мужа гово­рят, что он поступает точно так, как его дядюшка, попытайтесь выяснить, что они имеют в виду. Уз­нав о характере взаимоотношений в его семье, вы будете в курсе, насколько он способен (или не спо­собен) общаться с вами так, как вам того хочется. Если вы хотите узнать, как ваш муж будет разговаривать с вами после свадьбы, послу­шайте, как он это делает со своими младшими братья­ми и сестрами.

Первенцы боль­шей частью страдают от неразрешимого противоречия: с одной сто­роны, они чувствуют любовь и уважение к своим родителям, а с другой — не любят их. Они не могут забыть, что родители относились к ним гораздо су­ровее, чем к их младшим братьям и сестрам. «Сред­ний» ребенок, несмотря на покладистость, может подозрительно относиться к похвале, стремясь уга­дать за ней ваши истинные намерения. Родивший­ся в семье последним обычно окружен вниманием настолько, что в этих ослепительных лучах вы поч­ти ничего не разберете. Лишь внимательно изучив его семью, вы сможете лучше его понять.

Важно помнить, что ваш муж — человек уни­кальный, несмотря на то, каким по счету он родился и каков тип его темперамента. Все мы представля­ем собой сочетание многих факторов, унаследован­ных склонностей, присущих нашему темперамен­ту, очерёдности появления на свет, культуры, в ко­торой мы растем, круга друзей, образа жизни наших родителей, причем это далеко не весь пере­чень. Весьма интересно, что, изучая наше сходство, мы нередко выявляем и нашу неповторимость.

Кто знает, быть может, вашего мужа можно срав­нить с тем упитанным мальчиком («средним» ре­бенком), который когда-то принимал участие в школьных соревнованиях по бегу. Дело близится к концу. Участники уже вышли на финишную пря­мую. Все бегут вместе, кроме двух, которым до фи­ниша осталось совсем немного. Вот они сделали по­следний рывок под радостные крики болельщиков.

Среди всего этого возбуждения и ве­селья никто не за­мечает невысокого полноватого па­ренька, который безнадежно отстал. Судя по всему, последние мет­ры ему трудно пройти даже пешком, не то что про­бежать. И тем не менее он не сдаётся и устремляет­ся к финишу. По его упорно сжатым губам и рас­красневшемуся лицу видно, что мальчишка выжимает из себя последние силы. Кажется, что он вот-вот споткнётся и упадёт.

Внезапно сквозь орущую толпу пробивается взбу­дораженная женщина, одним прыжком вскакивает на ограждение и кричит: «Быстрее, Вовочка, быст­рее!» Ее пронзительный крик перекрывает рев тол­пы. Это мать аутсайдера.

Володя слышит неистовый крик матери, и судо­рога беспомощности искажает его лицо. На нем на­писан безмолвный ответ: «Быстрее? Ты говоришь быстрее? Но если бы я мог бежать хоть чуть-чуть быстрее, неужели бы я так безнадежно отстал? Не­ужели ты не понимаешь, мама? Ты, наверное, ду­маешь, что я просто забыл, как надо бежать? Я бегу изо всех сил!»

Если вы хотите понять своего мужа, вам непре­менно надо показать, что вы цените все его стара-пия. Для него не важно, поступает ли он, как ваш отец, ваши братья, ваши друзья или кто-нибудь еще. Он неповторим!

* * *

Стереотипы всегда опасны, но особенно, когда они влияют на оценку мужских качеств. Каждый мужчина не похож на другого, и его надо прини­мать таким, каков он есть. Если мужчина, созна­вая, что ему надо содержать семью, ежедневно вы­полняет тяжелую и неприятную для него работу, в нем, быть может, нет особенного очарования или чувственного мужского шарма, но он в большей степени мужчина, чем какой-нибудь культурист или актер, позабывший о своих семейных обязан­ностях ради удовлетворения собственных эгоистич­ных желаний.

Оценивая человека лишь с какой-то одной сторо­ны, мы всегда поступаем неправильно, и делаем еще хуже, если сравниваем его с кем-то другим. Поскольку Бог наделил вашего мужа самобытно­стью и неповторимостью, вы оба станете счастли­вее, если вы сначала постараетесь разобраться, что за человек ваш муж, примете его таким, каков он есть, и затем позволите Богу изменить в лучшую сторону те особенности его характера, которые ну­ждаются в этом с точки зрения Бога (а не вашей).

Социологи считают, что все мы противимся пере­менам. Это особенно верно, если кто-то произволь­но, силой пытается что-то изменить в нас. Измене­ния темперамента или иных мужских качеств должны происходить изнутри, под действием Свя­того Духа, а не в результате бесконечной критики такой же грешной спутницы жизни.

Психолог Карл Роджерс приводит полезное срав­нение: «Если я пришел на морской берег любовать­ся заходом солнца, я не говорю: «Пожалуйста, сде­лайте, чтобы по правую сторону было немного боль­ше оранжевого цвета» или: «Вы не против, если задний план будет не таким багровым?» Ни один закат не похож на другой, и я наслаждаюсь ими, каковы они есть. Хорошо, если мы так же относим­ся и к тем, кого любим» (цит. по: Alan Loy McGinnis. «The Romance Factor». Алан Лои Мак-Гиннис. «Романтический фактор»),

Гпава третья

etnomdeniet-ndilitari-otansjgshtk-asietterd-aliptastiru-rali.html
etnopedagogikali-tsinikterge-anitamalar-etnopedagogikani-zertteu-obekts-hali-pedagogikasi.html
etnopoliticheskoe-i-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-chuvashii-v-20-e-godi-hh-veka.html
etnopsihologiya-kak-nauka-predmet-zadachi-i-metodi-issledovaniya.html
etnos-turali-im-etnostardi-pajda-bolu-zadilitari.html
etnosi-i-konfessii-evropi-i-azii-lekciya-1.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/volonter-v-invalidnoj-kolyaske-blagotvoritelnaya-deyatelnost-v-rossii-imeet-znachitelnie-vozmozhnosti-pri-nebezuprechnoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/byudzhetnij-process-kak-forma-upravleniya-byudzhetnimi-otnosheniyami.html
  • institute.bystrickaya.ru/esli-bi-teoriya-i-praktika-gosudarstvennogo-perevorota-moskva-2002.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-uchastie-obuchayushihsya-shkoli-v-npk-razlichnogo-urovnya-analiz-metodicheskoj-raboti-mou-sosh-51-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25nablyudatel-kto-on-koncepciya-obshestvennoj-bezopasnosti-kob-1-ponyatie-o-konceptualnoj-vlasti-1-ponyatie-ob-elite.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-6-okislitelno-vosstanovitelnie-reakcii-metodicheskoe-posobie-dlya-samopodgotovki-dlya-studentov-2-go.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alber-kamyu-zapisnie-knizhki-mart-1951-dekabr-1959-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtomatizirovannij-radiotehnicheskij-post-3-na-o-iskusstvennij-p-53-tehnicheskogo-zadaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anketa-abiturienta.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vizualizatori-algoritmov-kak-element-tehnologii-prepodavaniya-diskretnoj-matematiki-i-programmirovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-organizacii-psihologicheskoj-raboti-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-mvd-rossii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-po-kursu-informatika-iinformatika-i-programmirovanie-dlya-napravlenij-podgotovki-230700-prikladnaya-informatika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-obshestvennikov-obrushilsya-shkval-gosduma-rf-monitoring-smi-14-marta-2006-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teosofiya-o-strukture-vselennoj-i-a-dobrosockij-tajni-zhizni-bogi-i-lyudi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-klass-gumanitarnoe-otdelenie-voprosi-k-seminaram-ii-modul.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-v-kondinskom-rajone-na-2012-2014-godi.html
  • books.bystrickaya.ru/dinamicheskoe-planirovanie-povedeniya-robota-na-osnove-seti-intellektualnih-nejronov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu-ne-oshibaetsya-tot-kto-nichego-ne-delaet-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-matematiki-v-1-klasse-tema-svojstva-predmetov-cvet-forma-razmer-material.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdorovij-obraz-zhizni-isbn-5-88782-005-5-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-v-2009-2010-uchebnom-god-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-vvedenie-v-psihofarmakologiyu-jerrold-rosenbaum-handbook-of-psychiatric-drug-therapy.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-regionalnaya-semejnaya-politika-na-materialah-saratovskoj-oblasti-o-v-besschetnova-priemnaya-semya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/master-klass-na-domu-stranica-14.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-kreshenie-svyatim-duhom-ego-sushnost-i-dejstvie-ruvim-torrej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravilo-standarta-2-2-b-prodolzhenie-professionalnoj-praktiki-ocenki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-kursu-teoriya-i-raschet-izmeritelnih-preobrazovatelej-i-priborov-moskva-2007.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristika-sostoyaniya-rossijsko-yaponskih-vneshneekonomicheskih-svyazej-k-2012-godu.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-takoe-psihologiya-v-2-h-t-t-1-per-s-franc-m-mir-1992-496-s-stranica-33.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monitoring-sredstv-massovoj-informacii-27-iyulya-2011-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-0-o-stranica-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-kachestva-obrazovaniya-kak-instrument-ocenki-deyatelnosti-vuzov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kabinetnaya-sistema-v-usloviyah-raznourovnevogo-obucheniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-tehnologiya-proizvodstva-i-ekspertizi-produktov-iz-rastitelnogo-sirya-kafedra-zemledeliya-pochvovedeniya-i-agrohimii-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-obshie-polozheniya-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-49-650-21-dekabrya-2009-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.