.RU

Есть ли материнский инстинкт, нет ли материнского инстинкта науке это неизвестно. Ктакому выводу мы пришли, пока исследовали историю вопроса об отношениях меж


Немного истории

Есть ли материнский инстинкт, нет ли материнского инстинкта – науке это неизвестно. К такому выводу мы пришли, пока исследовали историю вопроса об отношениях между детьми и родителями. Настолько противоречивых взглядов придерживаются на этот счет ученые. Историки, социологи и психологи все чаще склоняются к мнению, что материнский инстинкт – всего лишь миф, порожденный развитием культуры, а об отцовском инстинкте и вовсе забывают. Есть, конечно, и те, кто придерживается традиционной точки зрения. И зачастую выводы ученых противоречат тому, что пишут сами мамы в интернет-форумах – там, где все написанное в достаточной степени анонимно и где нет никакого смысла лукавить.


Кто о чем

Французский историк Филипп Арьес в своей книге «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» делает вывод о том, что отношения детей и родителей, а также понятие «материнский инстинкт» в их современном звучании возникли в странах Запада лишь в середине восемнадцатого века. С другой стороны, Ф. Арьес заметил и враждебные «детоцентризму» тенденции, которые стали проявляться приблизительно с середины XX века. Эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими, и возможно, менее значимыми для них. В последние десятилетия изменился образ ребенка в общественном европейском сознании: к нему стали относиться, как к докучливому, ненужному созданию, которое стараются отодвинуть даже чисто физически, уменьшая количество и качество телесного контакта, делая воспитание ребенка подобным технологическому процессу. Спад рождаемости связан с боязнью будущего, ростом мотивации личностного развития, желанием утвердить свое место в жизни, свою индивидуальность, иметь устойчивое социальное положение, прежде чем посвятить себя заботе о детях.


Элизабет Бадинтер в работе «Любовь в дополнение: история материнской любви (18-20 века)», опубликованной в 1980 году, утверждает, что вплоть до конца восемнадцатого века материнская любовь была социально случайным явлением. Автор считает, что материнская любовь превращается в признанную культурную ценность после выхода в свет книги Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1792). Именно с этого времени начинает проявляться забота о детях как социальное явление, возникает специальная область медицины – педиатрия, ребёнок становится центром семьи, не любить детей становится стыдно. На основании своего исследования Э. Бадинтер пришла к следующему выводу: «…материнский инстинкт – это миф. Мы не обнаружили никакого всеобщего и необходимого поведения матери. Напротив, мы констатировали чрезвычайную изменчивость её чувств в зависимости от её культуры, амбиций или фрустраций. Всё зависит от матери, от её истории и от Истории…». Она выделяет три основные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины – и рассматривает их во взаимосвязи. И отмечает, что в разные эпохи та или иная роль становится главенствующей, в то время как другие отходят на второй план. «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство».


Маргарет Мид тоже придерживается мнения, что материнство исторически и социально обусловлено – другими словами, общество и эпоха оказывают огромное влияние на то, что мы привыкли называть материнским инстинктом, вплоть до полного его уничтожения. Но, в отличие от Э. Бадинтер, она отталкивается от того, для женщины естественно быть матерью – так устроен ее организм и протекающие в нем биологические процессы: зачатие, вынашивание, роды, кормление грудью. И с этим ничего не поделаешь. Однако социальные установки способны полностью подавить в женщинах материнский инстинкт: «Общество должно исказить их самосознание, извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел». Там, где люди превыше всего ценят социальный статус, женщина может задушить своего ребенка собственными руками. Это делали некоторые женщины Таити, а также некоторые индианки из племени натчез, когда детоубийство могло повысить их социальное положение.


«Я видела свою мать лежащей на полу на овечьей шкуре. Она рожала, и моя тетя Салима была с ней, сидела рядом на подушке. Я слышала крики и матери, и ребенка, и сразу же моя мать схватила овечью шкуру и стала душить ребенка. Она стояла на коленях, и я видела, как младенец ворочается под шкурой, а потом все кончилось. Не знаю, что произошло потом, но ребенка больше не было, и всё, и только я цепенела от страха. Значит, это была девочка, которую моя мать задушила при рождении… Я слышала, как моя старшая сестра Нура говорила матери: «Если у меня будут девочки, я сделаю, как ты…»» (Суад, «Сожженная заживо»)




Родители по-разному могут реагировать на рождение мальчика или девочки. Рождение мальчика или девочки может также по-разному восприниматься и в культурах. Так, в архаических обществах, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в земледельческих культурах, где уже появляется моногамная семья и женский труд (воспроизводство рода, выхаживание, воспитание и т.п.) получает более высокую оценку. Известны традиции, в рамках которых детей в соответствии с полом просто уничтожали. Например, в Японии в селах вплоть до начала 20 в. сохранялась традиция умерщвления новорожденных мальчиков, так как их нельзя было, в отличие от девочек, выгодно продать в город или выдать замуж. Бедуины же и эскимосы (канадские), например, избавлялись от девочек (умерщвляли, относили в горы, подкидывали), так как считалось, что мужчин в роду должно быть больше. Причем материнский инстинкт в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся групповыми интересами и мифологическими представлениями. (Социальная энциклопедия)


А что же было с родительско-детскими отношениями и материнским инстинктом до восемнадцатого века? Американский психолог Ллойд Де Моз начинает свою книгу «Психоистория» так: «История детства – это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю – тем меньше заботы о детях и тем больше у ребёнка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорблённым».


Автор глубоко исследует с точки зрения психоанализа стили воспитания на протяжении истории европейского сообщества. Он считает, что эволюция детско-родительских отношений обусловлена способностью каждого последующего поколения родителей регрессировать до психологического возраста своих детей и прорабатывать проблемы этого возраста лучше, чем во время их собственного детства: «Родителям прошлого не хватало не любви, а эмоциональной зрелости, необходимой, чтобы увидеть ребенка как личность, отдельную от себя». Л. Де Моз выделяет шесть последовательных этапов смены стилей воспитания.


  1. Стиль «детоубийства» (от античности до 4 века н.э.). В те времена считалось нормальным явлением убийство собственного ребёнка в случае, если его будет не легко прокормить или у родителей возникнут трудности в воспитании. Дети ценностью не являлись, отношение к ним было сугубо практичное. Если ребёнок уже с детства может помогать родителям, например прислуживать за столом, работать по хозяйству, заботиться о младших браться и сёстрах, то он имел право на жизнь. Если ребёнок много болел, требовал заботы, внимания, был бесполезен в хозяйстве, то его проще и выгоднее было убить, нежели кормить и воспитывать. В Кении, в одном из племён, я (В. П.) видел, что маленькие дети начинают ходить и работать одновременно. Пасут коз, собирают помёт, копают каких-то червячков. Хорошая коза там до сих пор ценится выше, чем жизнь ребёнка. Коза полезная, даёт молоко, ребёнок его только потребляет. Люди живут в суровых природных условиях, поэтому все законы и правила жизни определяются практической целесообразностью и стремлением выжить.

  2. «Оставляющий» стиль (4-13 век нашей эры). Ребёнок уже воспринимается как человек, наделённый бессмертной душой, однако полной зла и порока. В это время считается правильным быть с детьми эмоционально холодными, строго наказывать, бить. «Битие есть ученье». От «трудных» детей в голодные времена считается правильным избавляться, направляя их в монастырь, на воспитание, в работники, в обучение ремесленникам.

  3. Амбивалентный стиль (14-17 века). Л. Де Моз начинает отсчет с 14 века, потому что именно в это время появляется большое количество руководств по воспитанию детей, начинается возвеличивание культа девы Марии, а служители муз все чаще воспевают образ заботливой матери. Ребёнок рассматривается как порочный от рождения, по природе своей. Воспитание требует последовательного и жесткого воздействия. Появляется метафора воспитания: ребёнок воск, глина, задача родителя – скульптора «отлить ребёнка в форму».




В русской деревне крестьянские обряды, связанные с первыми годами жизни ребенка, направлены на придание ему «человеческих» качеств. А до совершения этих обрядов ребенок воспринимается как «недоделанный». Само слово младенец этимологически связано с понятиями «слабый», «нежный», «мягкий». После рождения ребенка повитуха «правит» ему голову, стараясь сделать ее более круглой, сжимает ноздри, «выпрямляет» руки и ноги. В северных районах новорожденного распаривали в бане, чтобы стал еще мягче, и только после этого лепили из него человека. Если младенец страдал рахитом или атрофией, над ним совершали обряд «перепекания»: клали на хлебную лопату и трижды засовывали в теплую печь. Видимо, больной младенец уподоблялся хлебу, «не допекшемуся в утробе матерней» и требующему дополнительной обработки.




  1. Навязывающий стиль (18 век). Характеризуется изменением отношения родителей к детям. Родители хотели обрести власть над разумом ребёнка, чтобы контролировать его внутреннее состояние, потребности, волю. Избиение детей становится не популярным и допускается всё реже.

  2. Социализирующий стиль (19 – середина 20 века). Данный стиль воспитания предусматривает направление воли ребёнка на правильный путь. Детей социализируют, учат адаптироваться к обстоятельствам жизни. В России ярким представителем социализирующего стиля был А.С. Макаренко. Такой стиль до настоящего времени является основой многих психолого-педагогических концепций.

  3. Помогающий стиль (с середины 20 века). Природа ребёнка оценивается как принципиально добрая, развивающаяся. К. Роджерс внёс огромный вклад в развитие и теоретическое обоснование помогающего стиля воспитания.


Согласно Де Мозу, до 18 века материнский инстинкт и привязанность родителей к детям (в современном понимании) практически отсутствовала. Хотя в сокровищнице мировой литературы можно встретить немало исключений. Например, одна из притч о царе Соломоне, в которой мудрый царь рассудил двух женщин, споривших из-за ребенка. Соломон предложил женщинам разделить младенца поровну, разрезав его – и сразу стало ясно, кто настоящая мать. Мать предпочла отдать ребенка самозванке, лишь бы он остался жив. Между тем, эта притча относится к первому периоду, когда господствовал стиль детоубийства.


Ода рыжей кошке

Допустим, материнского инстинкта до недавнего времени не было. Но если что-то появляется, значит это кому-нибудь нужно. Российский психолог Н. Козлов предположил, что материнский инстинкт во многих случаях является средством усиления женского влияния в семье. Вот как он обосновывает свою точку зрения.


Исторически сложилось, что основные рычаги власти находились в руках мужчин. Сильной половине человечества присущи такие бесценные качества, как физическое превосходство, способность игнорировать свои и чужие эмоции и жестко отстаивать свою позицию (порой с оружием в руках). Понятно, что в этом жестоком мире источником дохода для семьи традиционно был именно мужчина. Но если раньше женщина мало что могла этому противопоставить (разве что стрессоустойчивость и умение выстраивать отношения), то с ходом стихийной эмансипации ситуация менялась. Женщины стали работать не меньше мужчин, и их заработки стали вполне сравнимы с мужскими (а иногда и выше). Образование дало женщине возможность уважать себя и в спорах оперировать аргументами не хуже мужчин. В таких условиях власть мужчин в семье перестала быть бесспорной. Возник конфликт интересов.


И в этой (как правило, бессознательной) борьбе за власть в семье ребенок оказывается сильной, а иногда и козырной картой. Схема тихого отбора власти выглядит так: в числе безусловных ценностей семьи появляется материнский инстинкт, и высшей целью провозглашаются дети. В выборе между мужем и ребёнком мать теперь безошибочно выберет… не мужчину, с нравственной позиции обосновав это естественным материнским инстинктом. Претензии к ней исчезают: ведь материнский инстинкт — это то, с чем ничего поделать нельзя, он теперь просто есть. Разумеется, мать лучше знает, что нужно ребёнку.


Вот и появилась семейная иерархия, где главный – ребёнок, на втором месте мать (обладательница инстинкта и исполнительница воли Главного), на третьем месте муж – мужчина, обязанный эту пирамиду поддерживать материально. Но и это еще не все. На самом деле, главная в доме – рыжая кошка, с которой играет ребенок, волю которого исполняет мать, которой нехотя подчиняется отец, который кормит кошку, ребенка и жену.


Вот такая получилась удручающая картина заката патриархальной семьи. И все в ней, казалось бы, логично, кроме двух моментов. Во-первых, если власть мужчин и так перестала быть бесспорной, зачем женщине придумывать какой-то призрачный инстинкт и делать ребенка еще одной опорой своей власти? Во-вторых, как делят власть в семьях, где нет детей? Ведь и в таких семьях встречаются мужья-подкаблучники. Может быть, материнский (или отцовский) инстинкт все-таки не имеет прямого отношения к разделу сфер влияния в семье?

Об отцах, или Воспитание чувств

Кстати, об отцовском инстинкте. В академических работах это понятие почти не рассматривается. Но это не значит, что отцовского инстинкта не существует. Просто он не обусловлен ни мужской физиологией, ни эволюцией, ни (частенько) воспитанием и поэтому присутствует далеко не у всех мужчин. Да это, строго говоря, и не инстинкт вовсе. А многие женщины вообще сомневаются в его существовании. Вот типичное сообщение из женского форума в Интернете:


«Что это, отцовский инстинкт? И как часто он проявляется у ваших мужей? У моего мужа, похоже, он отсутствует напрочь. Если сунуть ему в руки какого-нибудь малыша, он может с ним ничего не делать. А лицо и движения будут такие же, как если ему дать подержать антикварную китайскую вазу династии Мин. На мои восклицания и умиления этим малышом он может сказать: да, это действительно замечательный ребенок, и постарается отдать обратно».


Правильно, монополия на материнский инстинкт у женщин, а у мужчин другие инстинкты. Женщины всему находят объяснение и знают, что мужчины… ну… они просто другие. Из того же форума:


«Объясню. Мой муж работает от зари до зари, иногда таким уставшим приходит, что не может ключ в дверь вставить, тапочки найти, и все роняет. Я думаю, что он даже не заметит, что у ребенка зуб появился, шаги сделал, тому подобное. Как его друг и коллега. Жена налысо ребенка подстригла летом, а такие локоны были – как у юного Ленина на звездочке. А он даже не заметил, хотя ребенок к нему подходил не один раз. Потом жена ему сказала: «Ты ничего не замечаешь с ребенком?» – «А что, он заболел?»


Есть у отцовской любви одна особенность, открытая еще З. Фрейдом. Отцы любят своих детей (особенно сыновей) не просто так, как матери, а за что-то – за заслуги, за соответствие неким критериям. Такую любовь можно заслужить, но можно и потерять. А на этапе, когда ребенок еще не в состоянии влиять на чувства папы, отцы любят своих детей не любыми, а только если те им нравятся. Мужчины – эстеты. Поэтому многие папы не в состоянии поменять ребёнку подгузник – он же воняет! А женщина делает это легко и непринужденно.


Оказывается, отцовский инстинкт можно воспитать. В статье, опубликованной в журнале «Няня» приводится целый алгоритм, следуя которому, женщина может не только сформировать у молодого папы привязанность к малышу. Следуя этой методике, мудрая женщина может заодно и устранить состояние изоляции, на которое часто жалуются мужчины сразу после рождения ребенка: жена теперь всецело поглощена наследником фамилии, и на мужа у нее объективно не хватает ни сил, ни времени.


Как утверждает автор, мужчины «практически всегда испытывают первоначальную потребность принять участие в процессе воспитания». И это делает им честь. Но эта потребность сталкивается с активностью мамы и (не дай Бог) одержимостью бабушек, которые иногда даже родную мать не подпускают к новорожденному – они же лучше знают, что делать. В результате папа самоустраняется от воспитательного процесса и на каком-то этапе может даже испытывать затруднения при общении со своим ребенком. В итоге, его «равнодушие» вызывает негодование мамы и бабушек. А папа просто-напросто не знает, что, как и зачем делать.


А вот если мама будет провоцировать ситуации (якобы случайные), когда без помощи папы никак не обойтись; если она будет обращаться к нему за советом; если она будет периодически хвалить манную кашку, которую он когда-то сварил – тогда всем будет хорошо. И в первую очередь папе. А если он поменяет подгузник, то будет чувствовать себя героем.


Сухой остаток

Пришло время подвести итоги. Что мы теперь знаем о родительском инстинкте? И откуда такая разноголосица в научных и околонаучных кругах? В отдельных случаях это объясняется тем, что каждый из исследователей подразумевает под материнским – или в общем случае под родительским – инстинктом что-то свое, лично ему более близкое и знакомое.


Поэтому мы вам предлагаем наконец определиться, что же для нас значат слова «материнский инстинкт», «отцовский инстинкт». А в следующей главе «Термины и определения» мы введем и другие понятия, которыми будем пользоваться в книге.


ИНСТИНКТ - биологически обусловленное и генетически наследуемое (врожденное) побуждение живого существа к определенному поведению или образу действий. Реализуясь автоматически, И. не допускают предвидения предполагаемого действия: они, преимущественно, имеют смысл лишь в обычных, естественных условиях. При резкой трансформации последних И. становятся нецелесообразными и в перспективе могут исчезнуть. И. невыводимы из индивидуального опыта, хотя и могут усиливаться либо ослабляться в течение жизни.

Современная этология предполагает наличие нескольких врожденных И. (паттернов поведения): питания, сна, половой активности, ухаживания, родительского И., И. борьбы (агрессии), территориальных отношений и др. («Энциклопедия социологии», А.А. Грицанов)




РОДИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИНКТ – родительское поведение, забота о потомстве, действия животных, обеспечивающие или улучшающие условия выживания и развития их потомства. Иногда забота ограничивается созданием убежища (логова, гнезда, норы и др.) и заготовкой корма для будущего потомства. Более высокая форма Р. и. – уход за потомством, встречающаяся в двух формах: пассивной и активной. При активном уходе взрослые особи выполняют специфические действия, связанные с заботой о потомстве: устраивают убежище, кормят, обогревают, очищают их тело, защищают. Кроме того, многие высшие животные (птицы и млекопитающие) обучают своё потомство находить пищу, распознавать врагов и т. д. У многих видов птиц (например, у куропатки) мать пытается отвлечь внимание врага, угрожающего птенцам или кладке; стадо копытных образует кольцо вокруг молодняка, защищая его от нападения хищников. («Большая советская энциклопедия», К. Э. Фабри).




РЕДУКЦИЯ ИНСТИНКТОВ – ослабление имеющихся у всех видов животных врожденных и закрепленных инстинктивных форм поведения в процессе становления человеческого рода. («Большая советская энциклопедия», по А.Гелену)


Ну вот. Если заглянуть в энциклопедию, все становится на свои места. Родительский инстинкт – это то, что дано нам матерью-природой помимо нашей воли. Как инстинкт самосохранения. Поэтому у большинства девочек любимая игра «дочки-матери», а любимая игрушка – кукла или плюшевый медвежонок, прообраз малыша. Однако если животным, чтобы правильно заботиться о потомстве, хватает одного только родительского инстинкта, то нам, «царям природы», от природы бесконечно далеким, нужны еще книжки, журналы, передачи и регулярные консультации педиатров. Просто человеческий родительский инстинкт претерпел редукцию. Поэтому и происходят иногда случаи, наталкивающие на размышления о самом существовании родительского инстинкта. Не так давно почти по всем телевизионным каналам показали сюжет про юную мамашу, которая задушила подушкой своего грудного малыша за то, что тот плакал и мешал ей собираться на дискотеку. И это, к сожалению, не единичный случай. Но и не норма.


Исследователи, которые рассматривают детско-родительские отношения с точки зрения эволюции, описывают изменение подходов к воспитанию, а не трансформацию самого родительского инстинкта. Поэтому и создается впечатление, что родительского инстинкта изначально не было. Он существовал, просто в древности было принято по-другому воспитывать детей. Да и сейчас в каждой семье свои подходы к воспитанию и свои методы – иногда довольно дикие.


Конечно же, есть и другие объяснения появления материнского инстинкта и родительской привязанности. Есть, наверное, и множество объяснений тому, почему именно мать в большинстве случаев противится самостоятельности повзрослевшего ребенка и отделению его от семьи (хотя бывает и наоборот). По логике, заложенной природой, родители не сопротивляются отделению ребенка и даже всячески этому способствуют: птицы учат птенцов летать, хищники учат своих детенышей охотиться. У людей это тоже принято: родители стремятся дать ребенку образование. Но почему-то люди не спешат выпустить своего птенца из гнезда, объясняя это родительским инстинктом. Инстинктом в доморощенном понимании. Хотя в этом случае правильнее говорить о довольно эгоистичной привязанности к человеческому существу и, возможно, о естественной жажде власти. Ребенок был всю жизнь зависимым. Мать сознавала собственную значимость, и это ей льстило. И вдруг ее значение для ребенка резко падает. Он хочет все делать сам. Маме кажется, что она больше не королева, не предмет поклонения, не идол.


Есть ли родительский инстинкт, нет ли родительского инстинкта – какая разница? Многим важнее знать другое: как поменять болезненные привязанности на тёплое и конструктивное общение, как взрослым детям построить отношения с родителями, как родителям научиться понимать своих детей.

evristika-stranica-7.html
evro-perehodit-ekvator-politkom-httpwwwpolitcomru-16062008-grizlov-b-v-monitoring-smi-17-iyunya-2008-g.html
evrokomissar-hil-robles-schitaet-chto-zakonoproekt-o-nepravitelstvennih-organizaciyah-v-rf-nuzhdaetsya-v-dorabotke.html
evropa-etika-srednevekovya.html
evropa.html
evropejskaya-arhitektura-xv-nachala-xix-vekov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiticheskaya-funkciya-v-sisteme-upravleniya-marketingovimi-issledovaniyami.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tajna-za-tremya-bukvami-znachenie-osnovnih-abbreviatur-menedzhmenta.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-svyatosti-i-svyatih-beseda-s-zhurnalistkoj-annoj-ershovoj-vash-svyashennik-konstantin-parhomenko-voprosi-prihozhan.html
  • school.bystrickaya.ru/goelro-chast-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/muzika-italyanskogo-barokko-abonement-123-3-koncerta-kamernie-operi-v-kamernom-zale.html
  • tests.bystrickaya.ru/logopedicheskie-zanyatiya-programma-korrekcionno-logopedicheskogo-obucheniya-25-pervij-period-obucheniya-sentyabr-oktyabr-noyabr-25.html
  • tests.bystrickaya.ru/malchik-ili-devochka-patologicheskie-i-seksualnie-otkloneniya-ot-normi-viktor-rogozhkin-eniologiya-32.html
  • books.bystrickaya.ru/disciplina-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-uchebnij-plan-20062007-uch-g-specialnost-061100-menedzhment-organizacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/empiricheskie-metodi-poznaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-osostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-tulskoj-oblasti-v-2009-godu.html
  • student.bystrickaya.ru/14-sudebno-psihologicheskaya-ekspertiza-nesovershennoletnih-nagaev-v-v-n16-osnovi-sudebno-psihologicheskoj-ekspertizi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/regionalnie-investicionnie-soglasheniya-v-severnoj-amerike.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viezdnoe-zasedanie-soveta-po-voprosu-zanyatosti-v-go-tolyatti-zasedanie-25-marta-2009-g-6-zasedanie-28-maya-2009-g-9.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kuda-vedet-povodir-o-malchike-kotorij-umel-letat-ili-put-k-svobode.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chast-1-polyarizaciya-i-interferenciya-proishozhdenie-vselennoj-po-fridmanu-zagadki-atmosfernih-vihrej-materiki.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-formah-i-poryadke-provedeniya-ustnoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-9-h-klassov-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kormovskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-kafedri-ekonomicheskij-analiz-v-2010-2011-uch-godu-effektivnost-ekonomiko-matematicheskih-modelej-prognozirovaniya-finansovogo-sostoyaniya-organizacii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utverzhden-stranica-10.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/51-filosofiya-kak-gnoseologiya-2ch-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-filosofiya-federalnogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/orientirovochnaya-chislennost-ekspluatacionnogo-personala-krupyanogo-zavoda.html
  • writing.bystrickaya.ru/konec-igri-vechernyaya-moskva-zelenina-yuliya-18012006-6-str-2-radio-11-mayak-novosti-17-01-2006-garin-petr-15-00-11.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-sovremennogo-rinka-truda-materiali-mezhvuzovskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-23-maya-2007-goda-essentuki-2007-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-discipline-marketing-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-po-specialnosti-08402-tovarovedenie-po-gruppe-odnorodnih-tovarov-stranica-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/saurova-a-m-baa-aliptastiru-mazmni-krspe.html
  • institute.bystrickaya.ru/fizicheskaya-kultura-kak-komponent-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-p-dashkova-obshaya-harakteristika-raboti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fedor-kuzmich-sologub-1863-1927.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravoslavnaya-tradiciya-duhovno-nravstvennogo-stanovleniya-cheloveka-chast-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/speckurs-9-semestr-specialnost-ekonomicheskaya-kibernetika-iz-lekciya-kontrol-kachestva-na-predpriyatii-standarti-gruppi-iso-9000.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/transformaciya-sovremennogo-vooruzhyonnogo-konflikta-chast-5.html
  • school.bystrickaya.ru/denezhnij-oborot-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-professionalnogo-modulya-02-prodazha-prodovolstvennih-tovarov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-geneticheskij-determinizm-i-geneticheskij-selekcionizm-richard-dokinz.html
  • knigi.bystrickaya.ru/semya-eto-rodstvenniki-mama-papa-bratya-syostri-babushki-dedushki-i-t-p-moyu-mamu-zovut-svetlana-valerevna-papu-andrej-mihajlovich-a-mladshego-brata-anton.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-materialno-tehnicheskomu-obespecheniyu-uchebnogo-processa-po-napravleniyu-podgotovki-diplomirovannih-specialistov-653200-transportnie-mashini-i-transportno-tehnologicheskie-kompleksi-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.