.RU

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САМООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН - А. С. Пушкин Корякин Е. А., аспирант заочного отделения кафедры экономики



^ ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САМООБЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН


М.Н. КОРОЛЕВА


--------------------------------

Koroleva M.N. Evolution of legal regulation of self-taxation of citizens.


Королева Марина Николаевна, аспирант кафедры финансового права НИУ - ВШЭ.


Данная статья посвящена исследованию эволюции правового регулирования самообложения граждан. Автором рассмотрены наиболее существенные проблемы в законодательстве о самообложении и в процедурах его проведения.


Ключевые слова: самообложение населения, местные общественные нужды, сельский бюджет, порядок проведения самообложения, постановление схода, сельскохозяйственный налог, средства самообложения граждан, местное самоуправление.


Самообложение, как способ изыскания средств для удовлетворения культурных и хозяйственных нужд, всегда было широко распространено в сельских местностях. С известной долей условности можно сказать, что исторические предпосылки его возникновения были уже во времена общинного строя, когда зарождалась сама идея объединения людей для решения общих вопросов.

Особое развитие самообложение получило в 20-е годы XX в., когда население было вынуждено прибегать к самообложению "в силу насущнейших требований жизни" . Так, с одной стороны, жизнь - местные общественные нужды - требовала установления различного рода самообложений среди населения , самообложение ширилось, увеличивалось, а отсутствие законодательной базы, его регламентирующей, позволяющей в известных пределах и при известных условиях такое самообложение производить, продолжало приводить, с другой стороны, к "уродливым" формам самообложения, скрытым формам, не поддающимся ни учету, ни контролю.

--------------------------------

Игнатьев В.И. О самообложении сельского населения // Советское строительство. 1926. N 3 - 4. С. 77.

Например, в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 15.09.1921 "О мерах к улучшению снабжения школ и других просветительных учреждений" (Известия ВЦИК. 23.09.1921. N 212) волостные исполнительные комитеты имели право привлекать граждан в порядке самообложения в целях улучшения снабжения школ и других просветительных учреждений путем максимального использования для этого местных ресурсов в дополнение к средствам, отпускаемым государством. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 25.07.1923 "О Нижегородской ярмарке" (Известия ВЦИК. 26.07.1923. N 166) устанавливал самообложение торговцев на нужды ярмарки.


В этой связи в начале 1924 г. IX Всероссийский съезд Советов по докладу Наркомфина РСФСР, наряду с указанием на необходимость скорейшего введения волостного бюджета, постановил о "совершенной недопустимости самочинных налогов и не разрешенных законом обложений" и поручил ВЦИК и СНК "принять решительные меры к их скорейшему изживанию" .

--------------------------------

Богуславский М. О самообложении сельского населения // Советское строительство. 1927. N 4 (9). С. 84.


Во исполнение этого Постановления съезда было издано Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 29 августа 1924 г. "О самообложении населения для удовлетворения местных общественных нужд" (далее по тексту - Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 29 августа 1924 г.), которое было направлено не только на регулирование самого вопроса налогообложения, но и главным образом на значительное сокращение этих самообложений.

--------------------------------

Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 29 августа 1924 г. "О самообложении населения для удовлетворения местных общественных нужд // Известия ЦИК СССР. 1924 г. 31 августа. N 198.


Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 29 августа 1924 г. устанавливало, во-первых, для удовлетворения какого рода местных нужд вообще допускалось самообложение и, во-вторых, разрешительную систему проведения такого самообложения. В качестве примерного перечня ст. 1 указанного Постановления содержала следующие местные общественные нужды, на которые самообложение могло быть произведено: содержание учреждений учебно-просветительных, лечебных, социального обеспечения, а также удовлетворения нужд местного благоустройства и т.д. Классифицируя эти общественные нужды, можно сказать, что закон имел в виду под ними общественные нужды культурного и коммунального характера.

--------------------------------

СНК и ВЦИК имели право издавать законы, которые принимали форму декретов, деклараций, постановлений, резолюций, инструкций, наказов и т.д.


Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 29 августа 1924 г. запрещало обязательное самообложение населения для удовлетворения указанных нужд. Так, согласно ст. 1 самообложение "допускается исключительно на началах добровольного соглашения граждан, объединившихся для этой цели в разрешенные в установленном порядке организации или добровольно принявших на себя определенные обязательства". Таким образом, самообложение населения на добровольных началах разрешалось для различного рода организаций, объединений граждан и для отдельных групп граждан, специально не объединившихся для целей самообложения, но добровольно принявших на себя определенные обязательства.

Более того, принцип добровольности самообложения подтверждался ст. 2, которая устанавливала, что "постановления о производстве самообложения, принятые в заседаниях, на сходах и другого наименования собраниях большинством голосов участвовавших в голосовании граждан, не обязательны для лиц, не принимавших участия в голосовании или голосовавших против принятого постановления".

Однако примечание к ст. 2 Постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 29 августа 1924 г. допускало нарушение запретительной системы обязательного самообложения граждан, устанавливая, что "если постановление о самообложении принято законно существующей организацией, имеющей право по своему уставу или положению о ней облагать своих членов сборами на удовлетворение местных общественных нужд, то вопрос об обязательности постановлений организации для тех ее членов, которые не участвовали в голосовании или голосовали против принятого постановления, разрешается на основании устава организации или положения о ней". К числу организаций, которые имели до известной степени принудительный характер, относились общие собрания граждан деревни, земельные общества и общества крестьянской взаимопомощи.

Кроме того, Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 29 августа 1924 г. категорически запрещало местным финансовым и административным органам, в том числе волостным и сельским советам, принимать какое-либо участие в проведении самообложения и в производстве взыскания взносов по самообложению.

Необходимость изменения существующего законодательства по вопросу о самообложении впервые выяснилось на специальном Совещании по строительству при ЦИК Союза ССР в апреле 1925 г. при рассмотрении вопроса об укреплении волостного бюджета. Это совещание постановило: "Изменить декрет о самообложении в том смысле, чтобы при наличии особого ходатайства большинства граждан, голосовавших за самообложение на общественные нужды своего села, уездным и окружным исполнительным комитетам было предоставлено право в обязательном порядке привлекать к выплате своей доли меньшинство, не голосовавших за самообложение" .

--------------------------------

Богуславский М. Указ. соч. С. 86.


Указания Совещания по советскому строительству, крестьянские письма, подтверждающие их неудовлетворенность существующим законодательством по вопросу о самообложении, неоднократные обращения местных исполкомов побудили СНК дать в 1926 г. Народному комиссариату Рабоче-крестьянской инспекции (далее по тексту - РКИ) задание об изучении вопроса о самообложении сельского населения .

--------------------------------

Работа РКИ велась следующим образом: были заполнены анкетные карточки в отношении более чем 500 тыс. крестьянских хозяйств, взятых в выборочном порядке, а именно в каждом из обследуемых селений намечалось по поселенскому списку механически (каждые 10 или 5) не менее 50 крестьянских хозяйств, которые затем, при участии волостных (районных) советских, партийных и профессиональных органов разбивались на три социальные группы бедняки, серебряки и зажиточные. Помимо такого механического отбора в каждом селении было взято по специальному выбору не менее 10 типичных крестьянских хозяйств.


Исследование самообложения на местах, произведенное органами Рабоче-крестьянской инспекции, выявило следующий ряд нарушений в практике самообложения.

1. Самообложение имело самый разнообразный характер, причем в числе других практиковались следующие виды самообложения: на сельсоветы, на сельскую почту, на пожарный обоз, на школьные нужды, на ремонт дорожных сооружений, на ремонт общественных прудов, на содержание уполномоченных земельных групп, их секретарей и канцелярий, на десятников, на наем помещений для общих собраний, на ремонт колодцев, на приобретение и содержание общественных быков, на содержание лесных сторожей и пастухов, на провоз призывников Красной Армии и т.д. .

--------------------------------

Дробонис Я. Что говорит практика самообложения // Власть Советов. 1926. N 52. С. 3.


Нередко самообложение проводилось и на административные нужды, запрещенные законом. По данным обследования РКИ, 69 сельсоветами на административные нужды (зарплата, ремонт и постройка зданий сельсоветов, ямщина и т.п.) израсходовано 23,7% сумм самообложения. По Пугачевскому уезду Самарской губернии почти все суммы самообложения были израсходованы на покрытие дефицита бюджета (на зарплату школьным, медицинским и сельсоветским работникам) .

--------------------------------

Зданович С. Вопросы самообложения крестьянства в РСФСР // Советское строительство. N 9 (26). С. 62. Гурьев И. Закон о самообложении и работа секций сельсоветов // Сельскохозяйственная жизнь. 1928. N 7. С. 15.


Кроме того, "средства самообложения большей частью расходовались на содержание, вернее, на улучшение содержания местных советских работников и, соответственно, не могли давать непосредственного эффекта в улучшении жизни и быта деревни" .

--------------------------------

Гурьев И. Закон о самообложении и работа секций сельсоветов // Сельскохозяйственная жизнь. 1928. N 7. С. 15.


Таким образом, основное требование Постановления о производительном использовании собранных средств на нужды того селения, где средства собраны, и на те именно нужды, которые указаны в постановлениях сходов, не выполнялось. Об этом свидетельствуют и примеры, приводимые в печати того времени .

--------------------------------

"Теперь горцы вполне резонно спрашивают: зачем было нам говорить о наших нуждах, для чего было писать протоколы, когда все равно это остается на бумаге. В ауле Эльбрус, например, нужна оросительная канава, аул нуждается в питьевой воде. Эти работы думали закончить на средства самообложения. А теперь это предположение рухнуло..." // Молот. 1928. 27 мая.


2. Самообложение имело своей ближайшей целью "извлечение части деревенских накоплений в денежной форме" , но в некоторых местностях имело место самообложение натурального характера. Так, например, крестьяне выполняли обязанности сельских рассыльных, дежурных при пожарных обозах, участвовали в строительных работах, предоставляли перевозочные средства, "создавались и особые специфические формы самообложения, нечто вроде кооперации по снабжению учащихся учебными пособиями" . Кроме того, существовал еще вид натуральных повинностей в виде бесплатного предоставления определенного количества съестных продуктов для продовольствия должностных лиц или дров для отопления больниц, школ и т.д. .

--------------------------------

Зданович С. Указ. соч. С. 55.

Игнатьев В.И. Указ. соч. С. 81.

Дробонис Я. Что говорит практика самообложения // Власть Советов. 1926. N 52. С. 4.


Безусловно, самообложения натурального характера не поддавались учету, и данные в цифровом выражении, которые имеются на сегодняшний день, касаются лишь самообложений в денежной форме. Если учесть самообложения натурального характера, то их общий размер и удельный вес значительно увеличатся.

3. Основная идея Постановления апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) о хлебозаготовках состояла в том, что извлечение деревенских накоплений должно было проводиться с соблюдением условия обложения верхних слоев деревни - зажиточно-кулацкой части населения .

--------------------------------

Зданович С. Указ. соч. С. 55.


Результаты самообложения констатировали, что в основном эта линия была выдержана: беднота, как правило, от самообложения освобождалась, на зажиточно-кулацкую верхушку делались накидки, но случаи злостного нарушения классовой линии имели место. В частности, беднота освобождалась от самообложения, и снятые с бедноты суммы не перелагались путем накидок на зажиточно-кулацкие хозяйства, а ложились на середняцкое хозяйство, что, естественно, вызывало недовольство огромного большинства деревни. Более грубое нарушение классового принципа состояло в проведении самообложения по форме равномерного обложения всех по душам или по дворам без учета имущественного положения, или когда кулацко-зажиточные элементы вовсе освобождались от самообложения, а беднота и малоимущие облагались в чудовищных размерах.

Это подтверждалось процентным отношением сумм самообложения к общей сумме платежей крестьян по важнейшим губерниям и областям: в Уральской области на бедность падало 30,1% платежей по разверсткам самообложений, на середняков - 17,3% и на зажиточные слои крестьянства - 22,2%. В Сибири наблюдалось такое распределение процентных норм самообложения: 15,6% - бедняки, 8,6% - середняки и 3,5% - зажиточные. Воронежская губерния имела следующее распределение процента распределения сумм самообложения между социальными группами деревни: бедняки - 42,5%, середняки - 44,4% и зажиточные - 30,9% для всех платежей. В Московской губернии на бедняков падало 69,3%, на середняков - 67,9%, на зажиточных - 52% всех сумм самообложения, в Ленинградской области - 52,8%, 39,8% и 35% . О нарушении классовой линии при проведении самообложения свидетельствовали и крестьянские письма .

--------------------------------

Мокеев В. Самообложение сельского населения на общественные нужды // Еженедельник советской юстиции. 1927. С 216.

"В д. Сысоевка Павловского уезда Нижегородской губернии самообложение проведено неправильно: вместо того, чтобы на бедноту наложить меньше и часть ее совершенно освободить от самообложения, переложив всю тяжесть на зажиточную кулацкую верхушку деревни, самообложение проводится со всех поровну, с каждого двора по 2 р. 20 коп." // Смычка. 1928 г. 28 июня. Кинешемская газета "Приволжская Правда" также указывала, что в Александровской слободе "провели самообложение по 27 коп. с каждого двора" // Приволжская Правда. 1928. 28 июня. Газета "Тверская Правда" констатировала в отношении Молодотудской волости, что "классового подхода при проведении самообложения по всей волости, исключая Губовский район, не было; в результате самообложение легло в равной степени (пропорционально окладу сельскохозяйственного налога) на зажиточные и бедняцкие слои деревни" // Тверская Правда. 1928. 29 июня.


4. Постановление о порядке самообложения на строго добровольных началах на практике являлось неосуществимым, несмотря на Постановление ЦИК Союза ССР о необязательности самообложения граждан, принимающих постановление о самообложении, последнее в порядке обязательности распространялось на всех без исключения граждан.

Более того, в некоторых местностях взимание производилось принудительным путем, и в качестве меры принуждения допускался даже арест . В свою очередь, "разъяснения" некоторых органов печати только способствовали отождествлению самообложения и налога.

--------------------------------

Богоуславский М. Указ. соч. С. 90.

Анонимное сообщение в томской газете "Красное Знамя": "Самообложение должно быть проведено всюду. Всякое противодействие этому важнейшему мероприятию надо рассматривать как преступление" // Красное Знамя. 1928. 21 февраля. Газета "Звезда" приводила следующее заявление председателя Мысовского сельсовета Пермского окр. Чащухина: "Самообложение есть налог. Значит, суд. А суд - тюрьма" // Звезда. 1928. 28 июня.


Кроме того, размер самообложений превышал размер сельхозналога. Их обременительность в отношении отдельных социальных групп крестьянства более ясно может быть видна из следующей таблицы, показывающей сравнение размеров по самообложению с размерами сельхозналога .

--------------------------------

Богоуславский М. Указ. соч. С. 91.


Примечательно, что подобная картина получается и при анализе процентных норм самообложения по отношению к суммам сельхозналога, если брать группы крестьянских хозяйств по размерам посева на едока и по группам крестьянства с различным количеством скота .

--------------------------------

См. подробнее: Мокеев В. Указ. соч. С. 216.


Таблица 1


Группы
крестьянских
хозяйств

Размер
сельхозналога
на
хозяйство

Размер взимаемых
самообложений

Сумма

Процентное
отношение
к
сельхозналогу

А. Социальные группы

Бедняцкие

4 руб. 34 коп.

5 руб. 38 коп.

124%

Середняцкие

10 руб. 11 коп.

7 руб. 20 коп.

71,2%

Богатые

20 руб. 27 коп.

4 руб. 66 коп.

23%


Для принятия самообложения в повышенных размерах часто практиковался метод незаконных кворумов сходов с числом избирателей менее 50%. Широко применялся метод вторичных сходов с меньшим числом граждан .

--------------------------------

Зданович С. Указ. соч. С. 60.


5. Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 29 августа 1924 г. категорически запрещало местным финансовым и административным органам, в том числе волостным и сельским советам, принимать какое-либо участие в проведении самообложения и в производстве взыскания взносов по самообложению. Вследствие чего создавались аппараты, обособленные от советов, которые "должны были поднимать и разрабатывать вопросы о самообложении, следить за состоянием общественного хозяйства деревни, проводить постановление о самообложении, вести учет плательщиков, собирать их деньги и отчитываться в израсходовании перед населением" . Это способствовало образованию в деревне параллельных органов власти. Иными словами, общее собрание граждан, занимающееся наложением и взиманием сумм по самообложению, являлось зачастую полным хозяином на селе, устраняя сельский совет.

--------------------------------

Чугунов С. Самообложение в деревне // Власть Советов. 1926. С. 5.


Безусловно, выявленные нарушения требовали урегулирования вопроса самообложения в законодательном порядке. Так, 24 августа 1927 г. был принят общесоюзный Закон "О самообложении населения" . Прежде всего, он установил правило, по которому самообложение допускалось только по постановлению схода. Постановление схода, утвержденное волисполкомом (или райисполкомом), становилось обязательным для всех жителей данного сила. Раскладка производилась сельсоветом с тем, чтобы для более мощных хозяйств были установлены более высокие ставки самообложения . Кроме того, общесоюзный закон обеспечивал интересы малоимущих слоев населения. В частности, от самообложения освобождались государственные служащие, не ведущих самостоятельно крестьянского хозяйства, - в тех случаях, когда они не получают непосредственной выгоды от мероприятий, на которые самообложение производится. К этой категории относились учителя, врачи, агрономы и др.

--------------------------------

Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 24 августа 1927 г. "О самообложении населения" // Собрание законодательства Союза ССР. 1927. N 51. Ст. 509.

Кишкин С. Самообложение сельского населения. Советское строительство. 1928. N 1 (18). С. 68.


В соответствии с директивами общесоюзного закона, законодательство союзных республик должно было установить: 1) перечень культурных и хозяйственных нужд, на удовлетворение которых допускалось самообложение; 2) предельные размеры самообложения; 3) порядок раскладки сборов по самообложению с учетом мощности отдельных хозяйств; 4) административный порядок взыскания недоимок по самообложению и 5) порядок общего наблюдения за проведением самообложения и учета размеров самообложения.

В 1928 г. были приняты украинский закон и законы РСФСР и БССР о самообложении сельского населения. В других союзных республиках проведение самообложения на тот момент было отложено до принятия соответствующих законов.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1928 г. "О порядке самообложения граждан" устанавливало перечень культурных и хозяйственных нужд, имеющих общественное значение, а также перечень нужд административного характера, на удовлетворение которых воспрещалось устанавливать самообложение.

--------------------------------

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1928 г. "О порядке самообложения граждан" // Собрание узаконений. 1928. N 8. Ст. 73.


Важно, что советам народных комиссаров автономных республик, не имеющих губернского деления, краевым, областным и губернским исполнительным комитетам предоставлялось право вносить в этот перечень изменения и уточнения в пределах установленных категорий хозяйственных и культурных нужд без права установления новых категорий. Таким образом, местные власти не могли изменять и, в частности, дополнять перечень в отношении категорий культурных и хозяйственных нужд, но могли изменять перечень в отношении видов нужд. Украинский закон, давая исчерпывающий перечень культурных и хозяйственных нужд селений, не предоставлял подобного права местным исполкомам .

--------------------------------

Кишкин С. Указ. соч. С. 69.


Между тем украинские сельсоветы могли освобождать от самообложения новые группы малоимущих селян, хотя и платящих сельхозналог, а также учитывать для многосемейных середняцких групп 20-рублевый необлагаемый минимум, который при самообложении не учитывался. Однако эти льготы не должны были уменьшать общую сумму самообложения, поэтому перекладывались на имущие группы .

--------------------------------

Арсон С. Самообложение на Украине // Финансы и народное хозяйство. 1928. N 9 (69). С. 4.


Кроме того, Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1928 г. "О порядке самообложения граждан" в зависимости от решения схода предусматривало три формы самообложения (денежная, натуральная, трудовое участие), выбор которой допускался по ходатайствам отдельных хозяйств или граждан с разрешения сельского совета.

В целом новое законодательство о самообложении "население встретило с большим сочувствием и с большой энергией проводило его в жизнь" . Из ориентировочно намеченной к поступлению общей суммы самообложения по трем основным республикам: УССР, БССР и РСФСР в 107 млн. руб., по данным на 15 апреля 1928 г., уже поступило 81,4 млн. руб. Таким образом, поступившая сумма составляла 76% к ориентировочно намеченной сумме самообложения. Между тем показательным было различие по отношению к сельхозналогу: если по трем союзным республикам поступившая сумма составляла 28,4% сельхозналога этих республик, то по РСФСР - этот процент составлял только 23, по УССР - 43 и БССР - только 12 .

--------------------------------

Кишкин С. Указ. соч. С. 75.

Значительные суммы средств, собранных в РСФСР, с превышением намеченного по плану общего размера самообложения, приходились на губернии Центрально-Черноземной области, за исключением Курской (Леонтьев С. Самообложение в РСФСР // Финансы и народное хозяйство. 1928. N 22 (82). С. 14).


В период с 1930 по 1936 г. был принят ряд постановлений Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР о самообложении населения, которые не внесли существенных изменений в порядок его проведения, за исключением Постановления ЦИК СССР N 12, СНК СССР N 632 от 03.08.1931 "О самообложении сельского населения", которое определяло основания для самообложения сельского населения на нужды хозяйственного и культурного подъема деревни. Следует отметить, что оно было отменено лишь в 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР в связи с принятием Указов Президиума Верховного Совета СССР об основных правах и обязанностях районных, городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся" .

--------------------------------

Лившиц М. О самообложении // Финансы и народное хозяйство. 1928. N 23 (83). С. 4.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 августа 1930 г. "О самообложении населения" // СЗ СССР. 1930. N 44. Ст. 451; Постановление от 03.08.1931 ЦИК СССР N 12, СНК СССР N 632 "О самообложении сельского населения" // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.08.1931 N 215; Постановление ЦИК и СНК СССР от 31 мая 1934 г. "О самообложении сельского населения" // СЗ СССР. 1934. N 30. Ст. 232; Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. "О самообложении сельского населения" // СЗ СССР. 1936. N 4. Ст. 341. Указ Президиума ВС СССР от 18.01.1972 N 2542-VIII "Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР в связи с принятием Указов Президиума Верховного Совета СССР об основных правах и обязанностях районных, городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся" // Ведомости ВС СССР. 1972. N 4. Ст. 27.


Постановление ЦИК СССР N 108, СНК СССР N 1576 от 11 сентября 1937 г. "О самообложении сельского населения" устанавливало порядок проведения самообложения, согласно которому средства, собранные путем самообложения, не включаются в бюджет сельского совета, а расходуются сельским советом сверх его бюджета. Кроме того, были отменены специальные льготы для лиц, освобожденных от уплаты сельскохозяйственного налога.

--------------------------------

Постановление от 11.09.1937 ЦИК СССР N 108, СНК СССР N 1576 "О самообложении сельского населения" // СЗ СССР. 1937. N 60. Ст. 258.


Следует отметить, что на период военного времени 75% средств, которые были собраны путем самообложения, обращались в доходы местного бюджета на покрытие учебных и хозяйственных расходов школ, состоящих на сельском бюджете .

--------------------------------

Марголин Я. Самообложение сельского населения. С. 9.


Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1981 N 3819-X "О местных налогах и сборах" установил, что порядок проведения самообложения сельского населения определяется законодательством союзных республик. При этом размеры платежей по самообложению не должны превышать 4 руб. в год на одно хозяйство.

--------------------------------

Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1981 N 3819-X "О местных налогах и сборах" // Свод законов СССР. 1990. Т. 5. С. 479.


В 1984 г. Постановление ЦИК СССР N 108, СНК СССР N 1576 "О самообложении сельского населения" утратило силу в связи с принятием Указа Президиума ВС РСФСР от 12.01.1984 "О самообложении сельского населения" , также было принято Постановление Совмина РСФСР от 07.03.1984 N 86 "Об установлении Примерного перечня мероприятий, на которые могут расходоваться средства самообложения сельского населения" .

--------------------------------

Указ Президиума ВС РСФСР от 12.01.1984 "О самообложении сельского населения" // Ведомости ВС РСФСР. 1984. N 3. Ст. 105.

Постановление Совмина РСФСР от 07.03.1984 N 86 "Об установлении Примерного перечня мероприятий, на которые могут расходоваться средства самообложения сельского населения" // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 5. С. 260.


До принятия ныне действующего Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 27.07.2010) , нормы которого составляют основу правового регулирования самообложения граждан, вопросы самообложения граждан регулировали Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" .

--------------------------------

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822.

Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 21.07.2005) // Собрание законодательства РФ. 28.08.1995. N 35. Ст. 3506.

Федеральный закон от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. N 39. Ст. 4464.


В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования этих разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Наряду с этим, вопросы, связанные с самообложением граждан, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления .

--------------------------------

См., например, решение Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района от 31.10.2005 N 27 "О порядке самообложения граждан и установлении разовых платежей граждан для решения вопросов местного значения в городском поселении "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края" // Приложение к газете "Восход-Ванино" от 06.12.2005; решение Совета депутатов городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района от 28.07.2005 N 29 "Об утверждении Положения о порядке самообложения граждан и установления разовых платежей граждан для решения вопросов местного значения" // Сборник муниципальных правовых актов городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре". 30.12.2005. N 1; и др.


Важно также отметить, что в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" средства самообложения граждан отнесены к неналоговым доходам бюджетов.

--------------------------------

Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. N 18. Ст. 2117.


Подводя итог историко-правовому изучению правового регулирования самообложения граждан, важно указать на изменчивость нормативных правовых актов, регулирующих вопросы самообложения, в период с 1924 по 1937 г., что, безусловно, отражалось на порядке проведения самообложения. Особо следует отметить, что Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 29 августа 1924 г. "О самообложении населения для удовлетворения местных общественных нужд" и Указ Президиума ВС РСФСР от 12.01.1984 "О самообложении сельского населения" являются примером "переживания" нормативных правовых актов, поскольку фактически отменены не были. Более того, не утратили смысл и не могут прекратить свое действие без специальной отмены, поскольку общественные отношения, на регулирование которых они направлены, имеют место в современных условиях.


Список использованной литературы


1. Арсон С. Самообложение на Украине // Финансы и народное хозяйство. 1928. N 9 (69). С. 3 - 5.

2. Богуславский М. О самообложении сельского населения // Советское строительство. 1927. N 4 (9). С. 84 - 96.

3. Гурьев И. Закон о самообложении и работа секций сельсоветов // Сельскохозяйственная жизнь. 1928. N 7. С. 15.

4. Дробонис Я. Что говорит практика самообложения // Власть Советов. 1926. N 52. С. 2 - 5.

5. Зданович С. Вопросы самообложения крестьянства в РСФСР // Советское строительство. N 9 (26). С. 55 - 66.

6. Игнатьев В.И. О самообложении сельского населения // Советское строительство. 1926. N 3 - 4. С. 74 - 87.

7. Кишкин С. Самообложение сельского населения // Советское строительство. 1928. N 1 (18). С. 67 - 76.

8. Лившиц М. О самообложении // Финансы и народное хозяйство. 1928. N 23 (83). С. 4 - 5.

9. Леонтьев С. Самообложение в РСФСР // Финансы и народное хозяйство. 1928. N 22 (82). С. 13 - 14.

10. Марголин Я. Самообложение сельского населения / Под ред. Ф.А. Урюпина. М.: Госфиниздат, 1945. 28 с.

11. Мокеев В. Самообложение сельского населения на общественные нужды // Еженедельник советской юстиции. 1927. С. 214 - 217.

12. Чугунов С. Самообложение в деревне // Власть Советов. 1926. С. 3 - 5.

13. Шаврин В. Самообложение крестьянства // Финансы и народное хозяйство. 1928. N 11 (71). С. 14.


gaou-spo-to-tyumenskij-kolledzh-vodnogo-transporta-g-tyumen-nauchnij-rukovoditel-abraeva-b-g.html
gaponenko-a-l-i-pankruhina-a-p.html
garanin-n-i-buligina-i-i-menedzhment-turistskoj-i-gostinichnoj-animacii.html
garantii-dlya-vkladchikov-mezhdunarodnij-opit.html
garantii-izgotovitelya.html
garantii-prav-profsoyuznih-obedinenij-pri-osushestvlenii-imi-svoih-funkcij-chast-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mnogie-ne-hotyat-bit-svobodnimi5-novosibirsk-izdatelstvo-rif-.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-fizika-napravlenie-podgotovki-diplomirovannogo-bakalavra.html
  • education.bystrickaya.ru/1920-zhildari-lbshnde-izil-skerler-gornizonini-chapaev-atindai-klubi-ashildi-klubta-alashi-ktaphana-ou-blm-jrme-jimdastirildi-trindar-ruhani-ndilitarmen-ou-blmelernde-otirip-oj-blst-sauat-aship.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-okazanii-municipalnih-uslug.html
  • studies.bystrickaya.ru/kniga-i-s-turgenev-zapiski-ohotnika-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dohodi-i-rashodi-po-obichnim-vidam-deyatelnosti-godovoj-otchyot-otkritogo-akcionernogo-obshestva-.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-glubokomislennih-zamechaniyah-koimi-sancho-podelilsya-so-svoim-gospodinom-o-priklyuchenii-s-mertvim-telom-ravno-kak-i-o-drugih-neobichajnih-proisshestviyah.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/suchasna-mitno-tarifna-poltika-ukrani.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-po-kriminologii-dlya-kursantov-mezhdunarodno-pravovogo-fakulteta-v-20102011-uchebnom-godu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-23-kak-ni-stranno-v-etu-istoriyu-nas-vtravil-ne-kto-nibud-a-otec.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-paleografiya-specialnost-istoriya-030401-65.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-o-nevipolnimih-zadaniyah.html
  • writing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-menedzhmentu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-vipolneniya-zadanij-pervoj-i-vtoroj-chasti-ekzamenacionnoj-raboti-kolichestvo-vipusknikov.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-nacionalnaya-tehnologicheskaya-baza-na-2007-2011-godi-pasport-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kakoe-iz-privedennih-opredelenij-ponyatiya-gnoseologiya-yavlyaetsya-pravilnim.html
  • bukva.bystrickaya.ru/referat-o-prochitanoj-na-nemeckom-yazike-literaturi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-58-programmnaya-sreda-ms-ascess-urok-chto-izuchaet-informatika.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-p-zerkin-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-podgotovlen-rukovoditelem-sektora-institutov-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki-stranica-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rinok-etnologicheskih-ekspertiz-vozmozhna-li-chestnaya-konkurenciya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogo-60-ballov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-algoritmi-i-strukturi-dannih-dlya-specialnosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadanie-1-rabota-s-informacionno-poiskovoj-sistemoj-rambler-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ivankovo-leninskaya-sosh.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-sakmarskih-kazakov-v-eksponatah-muzeya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spb-gu-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-kolpinskogo-administrativnogo-rajona-sankt-peterburga-stranica-82.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshij-plan-vospitatelnoj-raboti-v-gou-nosh-shkola-zdorovya-1704-na-2010-2011-uchebnij-god-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-mou-lutohinskoj-sosh.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-obsuzhdeniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • student.bystrickaya.ru/15-esli-sila-toka-v-cepi-uvelichit-v-4-raza-to-kolichestvo-teploti-videlyaemoe-za-edinicu-vremeni-v-provodnikea.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/soneti-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukreplenie-materialno-tehnicheskoj-bazi-ob-itogah-raboti-uchrezhdeniya-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • desk.bystrickaya.ru/okruzhnoj-resursnij-centr-informacionnih-tehnologij-plan-okruzhnogo-metodicheskogo-centra-szouo-na-mart-2009-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/roman-iz-vremen-hmelnishini-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdopove-i-alkogol-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.