.RU

Ежемесячный бюллетень событий


Центр экстремальной журналистики

Россия, 119021, Москва, Зубовский бульвар, 4

Телефоны: (+7 495) 645-6123, 645 - 6124, факс (+7 495) 645-8124

e-mail: center@cjes.ru Вэб-сайт: www.cjes.ru


ОПАСНАЯ ПРОФЕССИЯ
Ежемесячный бюллетень событий
в средствах массовой информации России

Ноябрь. 2011 г.


Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики Ирада Гусейнова (gusja@cjes.ru)


Источниковой базой бюллетеня является лента новостей Центра

I. Главные события


1. 2 ноября в Общественной палате прошло пленарное заседание, посвященное теме «Проблемы СМИ: ожидание общества и реальность». Оно открылось выступлением главы Комиссии ОП по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, главного редактора «МК» Павла Гусева. Он обозначил ключевые проблемы прессы в России: это и огосударствление медиа, и вопиющие пренебрежение правами журналистов.

«Никто не ответит на вопрос, сколько из общего количества зарегистрированных СМИ (а их, по данным Роскомнадзора, опубликованным в докладе за 2010 год, более 94 тысяч), действительно являются независимыми, свободными», — заявил он.

Как следует из ежегодного доклада ОП по итогам прошлого года, «учредителями большинства региональных и до 80 процентов муниципальных газет выступают органы власти, что отражается на редакционной политике этих изданий и на их экономической независимости».

«Теряя автономность, пресса превращается в информационного лоббиста», — резюмировал Гусев.

Он также привел шокирующие, по его словам, цифры: так, например, согласно подсчетам Министерства финансов, из госбюджета 2011–2013 годов на средства массовой информации будет потрачено 174 млрд. рублей. Докладчик напомнил про заявление президента Дмитрия Медведева — о разгосударствлении прессы. «Практика вновь разошлась с теорией. Вопреки призыву президента местные власти активно концентрируют СМИ в своих руках», — сделал пессимистичный вывод Павел Гусев.

При этом печатные издания сейчас стали заложниками монополизма «Почты России»: организация «деформирует информационное пространство страны» повышением цен на доставку продукции и несвоевременным выполнением услуг. «Российская власть проявляет равнодушие к экономике медиаотрасли, отказываясь применять здесь льготные и стимулирующие механизмы, в отличие от Франции, США и Канады. На СМИ лежит тяжелое финансовое бремя, оно способствует падению тиражей, свертыванию медийных проектов и многим другим проблемам. Налоговая нагрузка на СМИ и книги в России — самая высокая в мире», — с сожалением отметил он.

Еще в более драматическом положении находятся журналисты. «Сегодня, в XXI веке, стало опасно быть журналистом, фотографом, сотрудником СМИ, опасно писать о коррупции, опасно расследовать события», — сказал г-н Гусев. С начала этого года в России зафиксировано более 150 случаев воспрепятствования журналистской деятельности и угроз представителям прессы, однако «не заведено практически ни одного уголовного дела, не расследовано ни одного случая. Безнаказанность стала ключевым словом для понимания того, в каком состоянии находится пресса в России».


2. Члены Общественной палаты РФ на пленарном заседании приняли обращение к СМИ, в котором попросили корректнее освещать тему насилия над детьми.

"СМИ уделяют большое внимание освещению темы насилия над детьми: ежедневно на федеральных телеканалах транслируются шокирующие сюжеты с подробным описанием трагических историй, главные действующие лица в которых - дети. К сожалению, все чаще благое дело - привлечение внимания общества к проблеме насилия над детьми - превращается в моральную пытку для несовершеннолетних жертв преступлений", - говорится в заявлении, опубликованном на сайте палаты.

По мнению, членов ОП, "в нарушение всех законодательных и этических норм СМИ стремятся увеличить свой рейтинг за счет людского горя".

"Между тем, мы убеждены, что эксплуатация интереса зрителей и читателей к шокирующим кадрам и информации не имеет ничего общего с профессиональной журналистикой. Мы призываем журналистское сообщество освещать проблему насилия над детьми, соблюдая законодательство и этические нормы, и отказаться от спекуляции на покалеченных детских судьбах", - отмечают члены ОП.


3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) оштрафовала ОАО "Первый канал" на 900 тысяч рублей за "систематическое" нераскрытие информации об обращающихся на рынке ценных бумагах.

Компания была оштрафована по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении.

"Общество, являясь эмитентом, систематически не раскрывает информацию на рынке ценных бумаг на странице в сети интернет, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством", – отметил представитель ФСФР.

В феврале 2011 года 25% акций Первого канала у структур компании Millhouse Романа Абрамовича купила "Национальная медиагруппа" Юрия Ковальчука.


4. 7 ноября исполнилось пять лет c начала работы проекта Frontline в России, действующего при Центре экстремальной журналистики. В Барнауле в день юбилея организовали показ одного из фильмов, а также планируется провести Интернет-дискуссию с создателями проекта.

"В этот день кроме показа фильма и дискуссии мне хотелось бы дать возможность поговорить с теми, кто создал этот проект, - сказал координатор проекта в краевом центре Сергей Андреев. - Это Воан Смит - основатель Frontline, Олег Панфилов - человек, чьими стараниям этот проект заработал в России, Ольга Кравцова - действующий руководитель Центра экстремальной журналистики, под чьим крылом проект начинал работать в России, Юрий Бурцев - режиссер и по совместительству руководитель проекта Frontline в России сегодня».


5. Секретариат Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области настаивает на расследовании обстоятельств инцидента с нападением на фотокорреспондента агентства "Интерпресс" на акции "Стратегия-31". Об этом говорится в специально заявлении Союза.

31 октября фотокорреспондент Петр Ковалев подвергся нападению сотрудника полиции, находясь на выполнении редакционного задания по освещению акции "Стратегия-31" у Гостиного двора. У журналиста имелись при себе все необходимые документы, удостоверяющие факт выполнения редакционного задания официально зарегистрированного СМИ. Тем не менее, во время задержания участников акции Петр Ковалев подвергся неспровоцированному нападению сотрудника ОМОН. Полицейский целенаправленно стремился вывести из строя фототехнику, которой пользовался Петр Ковалев. В результате было повреждено дорогостоящее профессиональное оборудование. И это несмотря на то, что в свое время руководство ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области давало гарантии беспрепятственной работы журналистов во время проведения митингов, шествий, пикетов. Однако, похоже, обещаний полицейских хватило ненадолго.

Секретариат Правления Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области обращает внимание руководства ГУВД на то, что подобные действия полиции означают нарушение действующего законодательства Российской Федерации.

"Мы настаиваем на детальном расследовании инцидента, на принесении официальных извинений журналисту Петру Ковалеву и агентству "Интерпресс", а также на возмещении нанесенного материального ущерба", — говорится в заявлении Союза журналистов.


6. В Москве разработчики программно-аппаратного комплекса (ПАК), который уже с декабря начнет следить, чтобы электронные СМИ не нарушали законы о СМИ и экстремизме, рассказали о своем детище.

«ПАК состоит из сервера, который уже установлен в здании Роскомнадзора и программного обеспечения. Оно пока дорабатывается. Мощности техники достаточно, чтобы в режиме реального времени отслеживать все публикации и комментарии к ним в каждом из официально зарегистрированных интернет СМИ, - сообщил представитель компании-разработчика «Дата Центр» Алексей Шило. - ПАК содержит словарь подозрительных слов, словосочетаний, а также графических элементов. Если машина обнаружит в тексте, фото или видео признаки экстремизма, порнографии, пропаганды наркотиков — эта публикация будет отправлена на дополнительный контроль инспектору и экспертам. Словарь может постоянно пополняться и содержать до 5,5 миллионов слов. Пока программа работает в тестовом режиме, и ее словарный запас подходит к тысяче».

Скудный словарный запас приводит к тому, что машина пока не может расценить, как экстремистскую, такую, например фразу: «все собираемся и идем мочить черных». Зато машина уже знает многие десятки более оскорбительных синонимов, используемых националистами. Учит она и наркоманский сленг. Поэтому с упорством отправляет к экспертам каждую публикацию, включающую слово «крокодил» - от статьи в энциклопедии, до крокодила Гены. Как пояснил Алексей Шило, по имени водного позвоночного некоторые называют одно из химических веществ.

Не очень понятно и то, какие графические элементы нужно внести в память машины, чтобы она стала отличать порнографию от снимка, сделанного в час-пик в общественном транспорте.

Однако в Роскомнадзоре, которому и предстоит эксплуатировать технику, на затею смотрят с оптимизмом. «Я бы назвал эту чудо-машину сибирским цирюльником. Так ее все уже боятся, хотя никто не видел, - сказал газете «Московский комсомолец» заместитель руководителя Роскомнадзора Константин Протопопов. - На самом деле интернет СМИ в редакционных материалах нарушают закон крайне редко и то по случайности. Но существуют читательские комментарии к текстам. И когда 15 июня 2010 года Верховный суд выпустил пояснения, что СМИ должны удалять или редактировать противоправные комментарии только после их выявления Роскомнадзором и направления нашего обращения в редакцию — нас это очень сильно не обрадовало. Мы в главке все журналисты, но нас обязали быть модераторами. Теперь надеемся, что большую часть технической работы выполнит машина, а мы сможем все-таки сосредоточиться на нашей основной работе, которая заключается в том, чтобы гарантировать свободу слова, защищать СМИ и отдельных журналистов от нападок».

У электронного контролера есть только один неисправимый недостаток. Администратор любого сайта может попросту... запретить ему входить на свой сайт. Закрыть доступ. «Тогда мы сразу поймем: что-то на этом сайте не так и начнем читать его внимательно глазами. И будет хуже. Человек не пропустит того, что может не заметить машина, - уверен начальник управления по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций Николай Новиков. - А вообще было обидно слушать, что мы вводим цензуру. Наша задача не допустить, чтобы в сетевых СМИ нарушались законы. Просто раньше мы это отслеживали вручную, а теперь в этом поможет машина».


7. В России стартовал агитационный период думской кампании. На телеканалах начались предвыборные дебаты, в которых впервые примет участие и партия власти, чего не было очень давно. В дебатах не примет участи президент России Дмитрий Медведев, возглавляющий список партии «Единая Россия». Не будет дискутировать с оппонентами и лидер правящей партии Борис Грызлов.

«Сегодня мы понимаем, что общество настолько зрело, что мы можем участвовать и в подобном формате. Это не скажется отрицательно на наших результатах», — заявил заместитель секретаря президиума генсовета «ЕР» Андрей Исаев.

В свою очередь эксперты считают, что участие в политических дебатах правящей партии – результат падение рейтинга, который они хотели бы поднять.


8. Ток-шоу "Нереальная политика" сняли с эфира. Программа, которую на канале НТВ вели журналисты Андрей Колесников и ина Канделаки, закрыта. Причиной прекращения работы над проектом послужило снятие с эфира двух уже готовых программ.

Одной из снятых с выхода в эфир стала передача, посвященная раскрученному в Интернете сюжету, который сняла Ксения Собчак в одном из самых дорогих ресторанов Москвы "Марио". Объектом сюжета стал руководитель Федерального агентства по делам молодежи России Василий Якеменко. Собчак заглянула в меню, которое изучал Якеменко вместе со своей спутницей, и озвучила несколько наименований — устрицы "Белон" по цене 500 рублей за штуку и бокал шампанского за 1300 рублей. Внимание к ролику от Ксении Собчак привлекли сами же сторонники главы Росмолодежи, которые устроили акцию по изъятию любой информации об этом видео из газет, блогов и, как выяснилось, даже с ТВ, тем самым лишь подстегнув интерес.

Кроме того, была снята еще одна передача "Нереальной политики" с участием студентки журфака МГУ и соосновательницы проекта RealArmy Веры Кичановой и Ясена Засурского, президента факультета журналистики МГУ, пишет РБК Daily.

Программы «Нереальной политики» размещены в Интернете.


9. Прокуратура Калининградской области установила, что сотрудники Центра "Э" изъяли тираж газеты "Известия Калининграда" с нарушением закона. Тираж газеты "Известия Калининграда", в котором было напечатано открытое письмо жителей к президенту РФ Дмитрию Медведеву, изъяли 29 июля. Номер был выпущен к визиту главы государства в Калининград. Сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом изъяли все 40 тысяч экземпляров. Один номер отправили на лингвистическую экспертизу; процедура пока не закончена. Главный редактор "Известий Калининграда" Олег Альтовский считает, что тираж изъяли как раз из-за открытого письма, в котором жители потребовали отправить в отставку правительство региона.

Как отмечается в сообщении на сайте ведомства, материалы проверки направлены в Следственный комитет РФ, который примет решение о возбуждении уголовного дела.

Также прокуратура вынесла представление об устранении нарушений в отношении руководителя УМВД по Калининградской области Евгению Мартынову. В то же время в сообщении надзорного ведомства не говорится, какие именно нормы российского законодательства нарушили оперативники.


10. Суд Одинцова Московской области отклонил ходатайство прокуратуры и оставил без изменения меру пресечения в виде домашнего ареста в отношении блоггера Дмитрия Пронина, разместившего у себя пост борца с коррупцией Алексея Навального "Одинцовский депутат Журба Сергей Владимирович и его подельники" с разоблачением местных властей. Ранее Московский областной суд отменил решение Одинцовского суда и постановил освободить блоггера из СИЗО. Об этом 8 ноября сообщает сайт Грани.Ru. Пронина продержали в Можайском СИЗО 12 дней. Его задержали и обвинили в клевете после того, как блоггер скопировал и разместил у себя в ЖЖ пост Навального о начальнике муниципального управления МВД "Одинцовское" Михаиле Воробьеве. По информации корреспондента "Новой газеты" Ирека Муртазина, 13 октября арестовывать Пронина прибыли восемь полицейских, которые "выбили кувалдой железную дверь, ворвались в квартиру, приставили пистолет к виску супруги Пронина с грудным ребенком на руках. Требовали успокоить ребенка и немедленно сообщить, где муж. Муж по звонку примчался домой. Едва Дмитрий вбежал в квартиру, ему заломили руки, сковали наручниками и приступили к обыску". Он также уточняет, что полицейские не имели никаких санкций на обыск и арест. У них было при себе лишь постановление следователя, хотя уголовное дело по части 2 статьи 129 УК ("Клевета") возбудили еще 17 июня.

Журналист отмечает, что после того, как "на третьем часу обыска ничего предосудительного в квартире так и не нашли, один из сотрудников управления МВД "Одинцовское" радостно "обнаружил" коробку с патронами. Прямо на тумбочке в прихожей".

Когда адвокат Пронина Вадим Макаров потребовал провести дактилоскопическую экспертизу, следователь отправил патроны на баллистическую экспертизу. И когда было определено, что патроны действительно являются патронами, он заявил, что проведение дактилоскопической экспертизы "не представляется возможным".

Вскоре против блоггера возбудили уголовное дело по части 1 статьи 222 УК ("Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов"). Одинцовский суд, который постановил оставить блоггера под арестом до 13 декабря. Московский областной суд это решение отменил, обнаружив в материалах дела огромное количество "белых ниток".


11. Правозащитная организация «Мемориал» распространила сообщение, в котором говорится о том, что следы в убийстве Наталье Эстемировой ведут в Курчалой к сотрудникам местного РОВД Чечни. По данным правозащитников, Эстемировала за неделю до убийства обнародовала информацию о публичной казни, которую организовали сотрудники Курчалоевского РОВД, что и стало «настоящим мотивом убийства».


12. Президент Дмитрий Медведев накануне парламентских и президентских выборов впервые заговорил об ужесточении ответственности за преступления, связанные с экстремизмом и направленные против основ государственного строя.

«Я считаю, что в некоторых ситуациях здесь можно думать и об ужесточении ответственности, но только нужно по конкретным составам посмотреть, где это необходимо», – сказал Медведев на встрече с личным составом одного из отделов МВД в Москве. Медведев приехал к полицейским по случаю профессионального праздника.

В последние годы в уголовное законодательство были внесены некоторые изменения, которые ужесточали санкции против тех, кого власти признавали экстремистами.

Как правило, к числу экстремистов власти относят радикальную политическую оппозицию. Для борьбы с ними в МВД был создан специальный центр Э, который борется с представителями оппозиции. На этой встрече с президентом в отделе полиции с идеей о введении более жестких санкций за преступления, посягающие на основы государственного строя, выступил глава центра по противодействию экстремизму главного управления МВД России по Москве Тимур Валиулин.

Медведев в свою очередь предложил подумать об этом и поручил представителям МВД сделать свои предложения.

Правозащитники и оппозиционеры требуют прекратить привлекать активистов по обвинению в экстремизме, считая его слишком расплывчатым и допускающим произвол в отношении противников властей на всех уровнях, в том числе блоггеров, которые выступают с критикой и не раз попадали под суд, в том числе по обвинению в разжигании ненависти к чиновникам и к полицейским.

С этим требованием выступали и так называемые системные партии. В июне этого года партия ЛДПР предложила отменить закон об экстремизме


13. 71% журналистов считают, что их работа стала более нестабильной в период правления Медведева, - констатирует директор Национального исследовательского центра телевидения и радио, политолог Алексей Самохвалов. Выступая в независимом Пресс-центре на конференции «"Медведев недоволен студентами журфака и журналистами, а довольны ли журналисты Президентом РФ и "Единой Россией"?», политолог отметил, что партия "Единая Россия" не сделала ничего для улучшения жизни журналистов.

Тема такой необычной конференции была выбрана в связи с высказанным недовольством журналистами и студентами журфака МГУ президентом РФ, а также оценкой работы Дмитрия Медведева на президентском посту ряда журналистов.

На конференции были обнародованы результаты мини-опроса среди журналистов. На вопрос "Достаточно ли безопасна ваша профессиональная деятельность?" положительный ответ дали 43%, на вопрос "Обеспечены ли вы материально по сравнению с государственными служащими вашего региона" ответили "да" лишь 31%. Наконец, на последний вопрос "Стала ли работа более стабильной в правление Медведева" положительный ответ дали лишь 29% опрошенных.

Самохвалов констатировал, что "журналистика - одна из самых нестабильных и ранимых в плане пенсионного обеспечения профессий. Скоро грядет пенсионная реформа, и уже нужно будет 25 лет трудового стажа. А набрать его журналистам очень сложно".

Отдельное внимание он уделил недовольству Медведева студентами журфака МГУ и заявил, что "Россия схожа с Белоруссией по количеству запрещающихся флэшмобов, критикующих власть".


14. В Свердловской области были запрещены к показу четыре новых агитационных ролика «Справедливой России». Как передает корреспондент «URA.Ru» 21 ноября, накануне председатель избирательной комиссии региона Владимир Мостовщиков уведомил руководителей телеканалов о том, что он счел некоторые агитматериалы, изготовленными с нарушением избирательного законодательства «в части распространения агитации, разжигающей социальную рознь», а также содержащими «информацию, способствующую созданию отрицательного отношения избирателей к избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов».

По данным «URA.Ru», замечания касались роликов с рабочими названиями «Пора валить!», «Село», «Молоко» и «Римма Маркова о детях войны». В первом несколько героев из разных социальных групп обсуждают происходящее в стране: полицейский говорит, что страшно, женщина у здания суда жалуется на несправедливость, мужчина на безнаказанность. Их прерывает молодой человек, призывающий «Пора валить!». Герои ролика обсуждают куда, как. В кадре появляется депутат Госдумы Александр Бурков, подтверждающий – пора, только не валить самим, а валить олигархов, жуликов и воров.

В ролике «Село» показан разговор двух мужчин. Один пересказывает внушения начальника, требующего голосовать за партию (название запикано), иначе в селе будет отключен свет и газ. «Не отключат, - реагирует собеседник. – А вот после выборов цены точно поднимут». Своему визави он советует обязательно идти на выборы и голосовать «против жуликов и ворья».

В третьем ролике «Молоко» героиня – пенсионерка, пришедшая в магазин: она видит цены (молоко за 50 рублей), смотрит на деньги в руке (10-рублевая банкнота и несколько монет), после чего возвращается домой. На вопрос лежащего супруга, купила ли она молока, женщина отвечает, что его не было. «Чиновник! Попробуй прожить на мою пенсию!», - гласит титр на экране.

Сюжет ролика с участием Риммы Марковой понятен из названия. Народная артистка СССР рассказывает, как сама будучи ребенком работала во время войны, и создала движение в защиту таких же, как она, детей войны. «Справедливую Россию» она называет единственной партией, поддержавшей инициативу.

В своем письме (копия имеется в распоряжении редакции) Владимир Мостовщиков не ссылается ни на одно коллегиальное решение комиссии, а также не указывает, какие именно нарушения в агитматериалах он усматривает. Он запретил ролики, которые до этого момента не вызвали замечаний со стороны Центризбиркома (ролик «Окно» был запрещен после).


15. ВГТРК снял с эфира предвыборные ролики «Справедливой России» и ЛДПР после письма ЦИК, указавшего на возможное наличие в них признаков культа насилия и предвыборной агитации против других партий.

«Подобные письменные обращения ВГТРК не может расценивать иначе, как прямое указание на недопустимость демонстрации указанных роликов в эфире. О позиции ЦИК уведомляются также все филиалы ВГТРК в регионах», – сказали в пресс-службе компании.

«В письме, подписанном главой ЦИК Владимиром Чуровым, говорится, что ролик «Справедливой России» под условным названием «Пора сваливать» «может быть оценен как носящий признаки культа насилия» и в соответствии с требованием закона направлен на экспертизу», сообщили в пресс-службе.

В письме ЦИК также дал оценку ролику «Справедливой России» под условным названием «Дед»: комиссия полагает, что в нем «содержатся признаки проведения предвыборной агитации против других политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов», что, по мнению ЦИК, стало нарушением пунктов 2 и 4 части 52 статьи 62 закона о выборах депутатов Госдумы.

При этом ЦИК прямо считает, что распространение ролика «Дед» не будет соответствовать закону.


16. Ряд общественных организаций Архангельска выступили против телевизионной программы "Наша Russia". По их мнению, передача мотивирует аудиторию, особенно детей и молодежь, к агрессивному, асоциальному, противозаконному поведению.

Авторы протеста рассказали журналистам, что по их запросу "Национальный совет социальной информации" провел экспертизу трех серий программы и пришел к следующим выводам: "Наша Russia" высмеивает население, историю и культуру России. Программа мотивирует граждан, особенно детей, к агрессивному и асоциальному образу жизни. "Наша Russia" унижает образ российского народа, журналистов, учителей, врачей, полиции".

По мнению одного из инициаторов протеста, председателя Совета отцов Архангельской области Андрея Есипова, просмотр передачи ведет к личностной деградации. "Герои программы матерятся, употребляют наркотики, алкоголь, совершают кражи, мошенничество, избиение, испражняются перед кадром, унижают близких. Психика человека (даже взрослого) склонна к подражанию, а смех повышает психологическую внушаемость. В результате программа мотивирует зрителя к антиобщественному поведению, из детской аудитории воспитывает наркоманов и уголовников", - заявил он.

Выводы экспертизы легли в основу открытого письма председателю правления ОАО "Газпром", (канал ТНТ входит в холдинг ООО "Газпром-Медиа") Алексею Миллеру, в котором члены пяти общественных организаций Архангельска просят его принять меры по приведению в соответствие содержание программы нормам нравственности.


17. 21 ноября ведущая новостей на Рен-ТВ Татьяна Лиманова показала неприличный жест, назвав имя президента Америки Барака Обамы. В этот момент она представляла репортаж о появлении президента России Дмитрия Медведева на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Во время репортажа она отметила, что Медведев вскоре примет на себя руководство АТЭС, которое ранее осуществлял Барак Обама. После эфира журналиста отстранили от ведения программы.


18. В 2011 году Международная сеть обмена информацией по свободе выражения (IFEX) провозгласила 23 ноября Всемирным днем за прекращение безнаказанности. Эта дата была выбрана в память о самой массовой расправе с работниками прессы – убийстве 30 журналистов и двух сотрудников СМИ на Филиппинах 23 ноября 2009 года. Всемирный день за прекращение безнаказанности призывает общество к сплочению усилий, чтобы потребовать раскрытия убийств журналистов. В России к этому призывает Центр экстремальной журналистики (ЦЭЖ). Его эксперты подготовили доклад "Без наказания", в котором вспоминают всех журналистов, отдавших жизнь за свободу слова.


II. Аресты и задержания журналистов


До начала акции «Стратегия – 31» в Санкт-Петербурге был задержан главный редактор Интернет-журнала Шум.Ру Павел Смоляк. Он сообщил Лениздат.Ру, что сотрудники полиции задержали его сразу, как он вышел из рейсового автобуса на остановке у Гостиного двора. Причину задержания ему не объяснили. Всю акцию он просидел в автозаке, а потом был доставлен в отделение полиции. Несмотря на то, что он сразу предъявил правоохранителям удостоверение журналиста, отпустили его лишь спустя полчаса после доставки в отдел со словами "извините, это недоразумение".


III. Иные виды давления на прессу


1. В начале ноября в редакцию костромской городской независимой общественно-политической газеты «Мой город – Кострома» позвонила некая чиновница, назвавшаяся сотрудницей Департамента региональной безопасности администрации Костромской области Кларой Александровной Воробьевой. В разговоре с генеральным директором Альбертом Степанцевым она потребовала от редакции разместить в ближайшем номере опровержение критической публикации о департаменте, вышедшей в газете «Мой город – Кострома» № 15 от 22 – 26 октября 2011 года, в противном случае обещая подать в суд.

Департамент региональной безопасности, по словам Воробьевой, считает эту публикацию ложью и клеветой. При этом ответить на вопрос, какие именно факты в департаменте считают искаженными и в чем их несоответствие действительности, она не смогла. А от предложения направить в адрес редакцию письменную претензию отказалась, пояснив, что директор департамента, поручивший ей добиться опровержения, на это не пойдет: либо редакция публикует опровержение по ее устному требованию, либо департамент обращается в суд.

«Я не вижу оснований для публикации опровержения, – говорит главный редактор газеты «Мой город – Кострома» Руслан Царев. – Мы – независимое издание, и гневные звонки из самых грозных ведомств не служат нам руководством к действию. К тому же представителем департамента не была никак аргументирована позиция этой структуры. Вообще складывается впечатление, что костромские чиновники привыкли: их слово для местного журналиста – закон. Но это – их проблемы. Мы в своей работе руководствуемся только действующим законодательством, а не негласными и неписаными установками. И суда не боимся, так как уверены в своей правоте».

Действительно, ну не считать же аргументом оброненную чиновницей в разговоре с генеральным директором издания фразу: «Вы так негативно к нам относитесь, а ведь это, между прочим, губернатор создал 50 рабочих мест!»

Это уже не первая попытка местных властей оказать давление на газету. Ее первый номер был выпущен в конце июня 2011 года. Уже следующий номер отказалась принимать в печать Костромская областная типография им. Горького. По официальной версии, это было связано с экономическими трудностями, которые испытывает типография, и нерентабельностью привлекать ради одной газеты персонала, переведенного на неполную рабочую неделю. С тех пор газета печатается в соседнем Ярославле.Pоссия/Москва


2. Корреспондент "Коммерсанта" Олег Кашин скептически отнесся к заявлению следователей Следственного комитета России о перспективах в раскрытии дела о его избиении. Об этом 2 ноября сообщает Интерфакс.

"У меня пессимизм по этому поводу, я почти уверен, что СКР просто пытается создать информационный фон к годовщине, чтобы была иллюзия, что что-то делается", пояснил он.

Журналист напомнил о том, что расследование ведется уже год и до сих пор виновные найдены не были.


3. Председатель Союза журналистов Карелии Анатолий Цыганков обратился в суд, требуя от ОАО РЖД отменить запрет на журналистскую работу на перронах вокзалов. Ситуация возникла, когда петрозаводским журналистам попытались запретить брать интервью у Марины Ходорковской, возвращающейся после свидания с сыном. Об этом сообщил Фонд защиты гласности в своем дайджесте номер 543.

Запрет на журналистскую работу на вокзалах и перронах введен пунктом 4 положения РЖД от 18 июля 2008 года «О проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО РЖД». Опираясь на него, служба охраны вокзала в Петрозаводске не допускала журналистов на перрон, запрещала доставать камеры и фотоаппараты.

После препирательств свою работу корреспонденты все же выполнили, потеряв время на выяснение отношений с охранниками, а время интервью с Мариной Филипповной было ограничено временем стоянки поезда в Петрозаводске.

В исковом заявлении Цыганков настаивает на том, что внутренние ведомственные правила РЖД противоречат федеральному законодательству, не запрещающему производить съемку на территории здания вокзала и на перроне, которые являются местами общего пользования и не относятся к секретным объектам. Между тем петрозаводские журналисты отмечают, что подобная ситуация проявилась в первый раз.

Встречая спортсменов, артистов, политиков, они всегда прямо на перроне брали у них интервью, комментарии, и никогда сотрудники вокзала Петрозаводска не препятствовали профессиональной деятельности журналистов.


4. В Веневе Тульской области сотрудники полиции задержали автомобиль, который перевозил часть тиража газеты партии КПРФ «Тульская правда», сообщил «Газете.Ru» секретарь областного комитета КПРФ Олег Лебедев.

По его словам, полиция объяснила задержание части тиража существованием некой листовки с фотографией, идентичной той, что на первой полосе газеты.

«Существует листовка, на которой такая же фотография, как и в газете. Поэтому надо проверить, не связано ли все это. Но листовка не наша. Просто это высосанная из пальца история. Это абсолютно законное издание. Газета обкома КПРФ. Зарегистрирована в Москве. Мы считаем, что идет препятствование осуществлению законной агитации», – уверен Лебедев.


5. 8 ноября на рынке «Салют» была попытка скупки газет «Тульская Правда» у молодых коммунистов. Как рассказал ИА «Тульские новости» зампред областной Думы, член фракции КПРФ Олег Лебедев, аналогичный случай произошел в тот день и в районе рынка «Южный». По словам Лебедева, молодые люди, раздававшие газету, уже написали заявление в полицию.


6. Бывший редактор еженедельника "Московский комсомолец в Якутии" Игорь Грищенко, которого следственные органы обвиняют в коммерческом подкупе, освобожден из-под домашнего ареста. В общей сложности Грищенко провел под домашним арестом четыре месяца. Месяц назад Верховный суд республики рассмотрел кассационную жалобу журналиста и решил в ней отказать. Срок домашнего ареста Грищенко был продлен до 5 ноября.


За две недели до освобождения Грищенко обратился с открытыми письмами в Фонд защиты гласности, Союз журналистов России и к уполномоченному по правам человека РФ Владимиру Лукину.

"Если бы у меня была уверенность в объективности следствия, я бы не стал обращаться к вам за помощью, постарался бы сам уладить возникшие проблемы. Но сегодня становится понятным, что со мной просто сводят счеты за критические публикации в моей газете...Иллюзий благополучного развития ситуации я не питаю, поскольку уголовное дело явно заказное и расправа в местном суде может быть очень скорой, вне зависимости от доказательной базы и прочих очевидных и говорящих в мою пользу фактов...", - говорится в письме главного редактора.

В октябре после почти трехмесячного перерыва вышел свежий номер газеты "Московский комсомолец" в Якутии". Новым владельцем регионального издания стала Торгово-промышленная палата Якутии.


7. 7 ноября в редакцию городской газеты «Мой город – Кострома», единственного независимого общественно-политического издания в областном центре, пришел участковый уполномоченный полиции, чтобы взять у главного редактора объяснение относительно поступившего в областную прокуратуру заявления по обвинению редакции в клевете.

В заявлении идет речь о публикации «Особый департамент» с критическим анализом деятельности Департамента региональной безопасности администрации Костромской области.

«В департаменте, судя по заявлению, считают заведомо ложными выводы автора о том, что целесообразность создания в малонаселенной Костромской области дополнительной властной структуры, аналоги которой есть только в Москве и Подмосковье, а функции в большинстве своем дублируют уже имеющиеся у других контролирующих организаций, включая силовые, вызывает сомнения, и об абсурдности ряда инициатив департамента, например организации молебнов в местах наиболее частых ДТП, – сообщил главный редактор газеты «Мой город – Кострома» Руслан Царев. – Однако автор статьи имеет полное право выразить свое мнение, в данном случае к тому же основанное на фактах, источниками которых послужили официальные документы. Это, в частности, Положение о Департаменте региональной безопасности Костромской области и доклады первых лиц этой структуры на оперативных совещаниях у губернатора. Более чем уверен: при объективном рассмотрении заявления уголовное дело, если и будет возбуждено, вряд ли вообще дойдет до суда».

В ходе беседы с главным редактором участковый сообщил, что департамент действует по личному указанию губернатора Костромской области Игоря Слюняева, на стол которому попала оспариваемая публикация. Об этом же сказала генеральному директору издания Альберту Степанцеву представительница департамента Клара Воробьева, звонившая на прошлой неделе в редакцию с требованием опровержения.

В тот же день в редакцию принесли запрос из ОБЭП УМВД по Костромской области с требованием ряда бухгалтерских документов. В ОБЭП мотивируют свое требование некой проверкой по поступившему в полицию заявлению. От кого оно исходит и в чем его суть, в запросе не сообщается. В настоящее время редакция выясняет правомерность проводимой проверки и предъявляемых требований. Однако есть некоторые основания предположить, что истинная цель мероприятия – выяснить, кто финансирует недавно открывшееся издание и кто с ним сотрудничает, для оказания в дальнейшем на этих людей давления.

Давление на неугодных властям журналистов, издателей и учредителей СМИ, неадекватная реакция на критические публикации и фактическая цензура в Костромской области стали обычной практикой с тех пор, как ее губернатором был назначен Игорь Слюняев. В предвыборный же период зачистка медиа-пространства, похоже, приобрела особую актуальность.

В июле 2011 года Костромская областная типография имени Горького, напрямую зависящая от администрации области, отказалась печатать газету «Мой город – Кострома» уже после выхода пилотного номера, изданного тиражом всего 999 экземпляров. В настоящее время газета выходит еженедельно тиражом 15 тысяч экземпляров и печатается в Ярославле.


8. В Курганской области сотрудники ДПС изъяли тираж газеты "Справедливой России" из грузовика, осуществлявшего его транспортировку, сообщил в пятницу "Интерфаксу" представитель пресс-службы регионального отделения партии Сергей Кравченко.

По его словам, 10 ноября вечером тираж газеты, который напечатала челябинская типография, был погружен в фургон. На трассе возле Щучанского района около двух часов ночи грузовик с тиражом остановили сотрудники ДПС. После проверки документов, они поинтересовались содержимым фургона.

«Все документы и накладные на груз были предъявлены. Однако без объяснения причин сотрудники ДПС оформили протокол осмотра транспортного средства, а затем протокол изъятия груза. Изъятый тираж был переложен в другую машину, и его увезли в райотдел Щучанского района", - сказал собеседник агентства.

По его словам, водитель грузовика почувствовал себя плохо после общения с сотрудниками ДПС, ему пришлось вызвать "скорую помощь". Сейчас он и двое сопровождавших груз возвращаются в Курган.

В избирательной комиссии Курганской области агентству "Интерфакс-Урал" пояснили, что в четверг, 11 ноября, состоялось заседание избирательной комиссии, на котором было принято решение о недопущении материалов "Справедливой России" к распространению. Выполнение было поручено правоохранительным органам региона.

"Если это такой же материал, как и тот, что был запрещен вчерашним постановлением, то он не подлежит распространению. Пока рапорт мы не получали, и какой материал был изъят - не видели", - сказал собеседник агентства.


9. Правоохранительные органы Воронежа приостановили выпуск оппозиционной газеты "Мы — граждане". Об этом 21 ноября сообщил Каспарову.Ru активист воронежского отделения "Солидарности" Геннадий Панков.

Около 6.30 утра в типографию, где печаталось издание, прибыли сотрудники полиции и запретили выдавать заказчику готовый тираж последнего номера газеты.

По телефону, представившийся полковником мужчина, заявил главному редактору газеты Александру Болдыреву, что в прокуратуру поступила жалоба на издание за незаконную агитацию. Он сказал, что редактору необходимо явится в полицию с документами на газету.

Сотрудники редакции издания отметили, что это не первая незаконная попытка ареста тиража газеты "Мы — граждане", подобные меры правоохранительные органы обычно принимают накануне выборов.

"Последний силовой инцидент редакция расценивает, как грубое нарушение федерального закона "О средствах массовой информации" и конституционных прав граждан на свободу слова и распространение информации", - говорится в сообщении редакции.

"В этом номере, как всегда, много материала посвящено проблемам коррупции в стране и в нашем городе. Но для меня главное, что размещена статья, посвященная Дню памяти Галины Старовойтовой. 20 ноября исполняется 13 лет со дня ее убийства. В нашей редакции работают люди, лично знавшие Галину Васильевну. И мы ее считаем своим политическим учителем" - заявил заместитель главного редактора газеты Геннадий Панков.

Газета воронежских демократов "Мы – граждане" начала выходить в 2001 году. Издание информирует читателей о важнейших событиях общественно-политической жизни страны.


10. В Ленинградской области в газетный комплекс "На Ленинском проспекте" 22 ноября пришли с проверкой представители отдела по борьбе с экономическими преступлениями Кировского района. По информации Лениздат.Ру, визит правоохранителей был связан с последним выпуском газеты "Автовские ведомости", тираж которой печатается в газетном комплексе. Однако, как заявил редактор издания Вадим Давыдов в комментарии порталу, сотрудники ОБЭП с ним по этому вопросу лично не связывались. Тем не менее, руководитель СМИ предположил, с чем может быть связан подобный интерес правоохранителей.

"В новом номере должна была выйти статья об Андрее Васильеве, баллотирующемся от "Единой России" по округу Автово и о его деятельности в обществе "Гражданский контроль", - рассказывает Давыдов. – Когда материал готовился к публикации, представители Васильева говорили нам, что за его публикацию издание пострадает".

"Это не первая подобная проверка в "Автовских ведомостях", - комментирует случившиеся глава МО "Автово" Геннадий Трусканов. – Конечно, проверка связана с выпуском нового номера издания. Оно, безусловно, мешает своими критическими материалами. Видимо, наши политические противники оценивают такую мощь "Авторских ведомостей" не в свою пользу. В этом номере мы хотели, в том числе, рассказать о том, как "Единая Россия" вытаскивает из почтовых ящиков агитационную литературу других партий, приплачивая за это дворникам и управдомам. У нас есть фактическое подтверждение этой информации. И, похоже, что "партия власти" сейчас прилагает все усилия для того, чтобы не допустить выпуск этого номера".


11. В Ярославской области вечером 17 ноября в типографии ОАО "Полиграфия" появились сотрудники прокуратуры и ОМВД "Кировский", чтобы изъять тираж Тутаевской газеты "Берега".

«Ночью водитель забрал тираж газеты из типографии на час раньше обычного, - рассказывает Юлия Рудинская, главный редактор газеты, - на следующее утро мы, ничего не подозревая, пришли в редакцию и узнали от директора типографии, что сотрудники спецслужб до 6 утра пытались выяснить у них, где находится тираж газеты. Никаких документов они не предъявили.

Члены органов охраны порядка заявили, что намерены арестовать тираж по распоряжению губернатора. Причину таких крайних мер объяснили так: в газете напечатали фотографию губернатора, на публикацию которой он не давал разрешения. Однако это изображение находится в открытом доступе в интернете.

По закону, тираж можно арестовать, если в газете обнаружена пропаганда нацизма, фашизма и так далее. В Тутаевской газете таких материалов не было. Не было там и материалов, касающихся предвыборной агитации.

«В суд мы обращаться не стали, - говорит редактор, - смешно жаловаться в прокуратуру на прокуратуру», - сказали в редакции.


12. Обвиняемый в клевете адвокат и правозащитник Андрей Столбунов, представлявший интересы главного редактора газеты "Химкинская правда" Михаила Бекетова, утверждает, что следственные органы возбудили в его отношении еще одно уголовное дело.

Как сообщил 22 ноября сам Столбунов, дело возбуждено по статье 315 УК РФ (неисполнение решения суда). Санкция статьи предусматривает до двух лет лишения свободы.

По словам Столбунова, поводом для возбуждения против него нового дела стали материалы проверки, согласно которым он, являясь редактором общественно-правового портала "Справедливость", якобы проигнорировал решение суда, еще в 2008 году обязавшего портал опубликовать опровержение ряда материалов. При этом Столбунов утверждает, что портал неоднократно публиковал опровержения, однако служба судебных приставов отказывалась признать решение суда исполненным.

"Для меня совершенно очевидно, что возбуждение данного уголовного дела связано со скорой декриминализацией статьи 129 УК РФ ("клевета"), которая делает бессмысленным мое преследование по ней", - заявил Столбунов.

Как сообщил ранее агентству адвокат Столбунова Владимир Жеребенков, дело о клевете, в рамках которого обвиняют его подзащитного, было возбуждено 22 сентября 2010 года. Двенадцатого августа ему было предъявлено обвинение.


13. 21 ноября Избирательная комиссия Ставропольского края обратилась в суд с представлением об изъятии тиража №44 газеты КПРФ "Родина". Как сообщил корреспонденту "Росбалта" первый секретарь обкома КПРФ Виктор Гончаров, судебное заседание назначено на 22 ноября.

Членам избирательной комиссии не понравилось несколько материалов в региональной оппозиционной газете. По мнению чиновников, в опубликованном письме читателя "Пророки отечества" и стихотворении "Подумай крепко, ветеран!" содержатся негативные выпады в адрес "Народного фронта" и "Единой России". В избиркоме расценили эти публикации как незаконную предвыборную агитацию.

"Я членам крайизбиркома объясняю, что "Родина" — это общественно-политическая газета оппозиционной партии; конечно, в ней есть острые материалы в адрес власти, но на этих страницах нет предвыборных призывов. Но избиркому не понравилось употребление слова "Едро". Я редактору уже говорю: надо было написать "Ведро" — тогда и вопросов не было бы", — констатировал Виктор Гончаров.

Оппозиционер высказал надежду, что члены избиркома просто не разобрались в вопросе, но и не исключает, что претензии к газете стали запланированной провокацией.


14. В Башкирии, в городе Нефтекамск арестован тираж частной газеты "Вечерний Нефтекамск", в публикации которой утверждалось о наличии фактов коррупции и "распиле городского бюджета", сообщил главный редактор газеты Эдвард Мурзин журналистам 24 ноября.

Э. Мурзин пояснил, что издание не заявлялось на участие в предвыборной агитации, и не печатало агитационные материалы.

"Это уже вторая попытка местной полиции надавить на редакцию с целью запугать независимое СМИ", - сказал Э.Мурзин.


15. В Алтайском крае прокуратура Барнаула в финале выборной кампании развернула проверку информационных агентств на предмет соблюдения антиэкстремистского законодательства и законодательства о СМИ. Об этом 25 ноября сообщили в редакции ИА "Банкфакс", ссылаясь на поступивший туда официальный документ. "Мы получили предписание прокуратуры предоставить большой список документов, - отметил представитель редакции. - Правда, требование это было направлено не в наш адрес, а некоему информагентству, имеющему сходное до степени смешения название. О работе такого СМИ нам слышать не приходилось - но чего ведь не бывает во время выборов?»


16. Главный редактор радиостанции "Абакан" в Хакасии, его заместитель и онлайн-редактор решили уволиться из-за того, что, по их мнению, на их радио существует цензура.

Как сообщила 25 ноября главный редактор радиостанции Екатерина Чернышова, журналистам рекомендовали не совмещать обсуждение в рамках одной передачи двух тем.

"Передача "Абаканский разворот", которую мы хотели посвятить двум темам: "Путин и его третий срок" и "Пропаганда гомосексуализма - что это такое?", должна была выйти в эфир 24 ноября", – рассказала Чернышова. Однако, по ее словам, ей позвонили из местного отделения партии "Единая Россия" и попросили снять одну из тем. "Этот разговор был записан и опубликован в Twitter радио "Абакан", - отметила она.

Кроме того, утверждает главный редактор, руководство медиахолдинга, куда входит радиостанция, также попросило снять с обсуждения одну из тем. Это вызвало несогласие со стороны коллектива радиостанции, и ее сотрудники приняли решение уволиться, отметила главред.

"Заявление об увольнении у меня на руках, оно уже подписано", - добавила Чернышова. По ее словам, помимо нее решили уволиться ее заместитель и онлайн-редактор.


IV. Судебные преследования редакций, юридическое давление на прессу


1. Экс-глава Банка Москвы Андрей Бородин подал в Савеловский суд Москвы два иска к журналу "Огонек". Как сообщил адвокат истца Александр Арутюнов, Бородин требует компенсации размером 1 млн рублей за вторжение в личную жизнь и распространение сведений, порочащих его честь и достоинство. Оба иска связаны с публикацией статьи Павла Шеремета и Ольги Филиной "Концы в Лондон", в которой распространялась недостоверная, по мнению истца, информация о его поведении во время и после развода с женой.

Бородин в исковом заявлении отмечает, что допускаемые в публикации утверждения затрагивают его право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. В иске также говорится, что статья нанесла ему моральную травму, он "глубоко переживает по поводу распространенной о нем указанной недостоверной информации, поскольку уверен, что произошедшее может серьезно повлиять на его отношения с детьми".


2. 3 ноября в арбитражном суде Саратовской области состоялось заседание по иску ООО «Экорос», в качестве ответчика выступили ООО «Медиа-холдинг «Дом прессы» и журналист Владимир Спирягин. Рассматривала дело судья Ольга Лузина.

По мнению представителя истца, в материалах газет указаны цитаты, порочащие честь и достоинство «Экороса». Также, истец попросил суд привлечь в качестве 3-го ответчика ФГУ «ГосНИИЭНП», так как ее сотрудник дал комментарий, и высказал свое мнение, о том, что вода из озер расположенных вблизи с предприятием забирает 10 лет жизни у тех людей, которые ей пользуется.

После этого Владимир Спирягин передал судье копии писем, посланные президенту России Дмитрию Медведеву, генпрокурору Юрию Чайке и губернатору Саратовской области Павлу Ипатову. Журналист предоставил результаты проб взятых в непосредственной близи от «Экороса», и подписи жителей ВСО Ленинского района, которые требуют остановить вредоносную деятельность предприятия.

На суде законный представитель «Дома прессы» Роман Малков заявил о необоснованности претензий представленных истцом: «Я считаю иск полностью не обоснованным. Нет ничего оскорбительного в тех цитатах, которые истец пытается опровергнуть по суду. Журналист Спирягин пишет: «большинство воротил мусорного бизнеса…» и дальше жестко критикует это большинство. Если истец является законопослушным юридическим лицом, то не понятно, зачем он относит себя к этому большинству. Я считаю, что данный иск – это попытка ограничить свободу слова в нашей демократической стране. Свобода выражения своего мнения и суждения, является основной из конституционных ценностей, и не может быть ограничена».

Судья Ольга Лузина взяла паузу для ознакомления с представленными материалами. Следующее заседание состоится 14 декабря в 16:00.


3. Савеловский суд Москвы частично удовлетворил иск молодежного движения «Наши» к Интернет-порталу BFM.ru и генеральному директору сети супермаркетов «Азбука вкуса» Владимиру Садовину. Иск был подан из-за статьи «Хрюши против «Ашана», напечатанной на сайте BFM.ru в мае 2011 года. Материал касался проверок продуктов на качество и срок годности, которые проводили «Наши» в московских супермаркетах. В статье, в частности, приводились высказывания Владимира Садовина, утверждавшего, что эти проверки являются «больше внутренним пиаром, чем реальной борьбой за потребителя».

По решению суда ответчиков обязали официально опровергнуть информацию, которая, как утверждают «Наши», оскорбляет их честь, достоинство и деловую репутацию. Также в качестве компенсации сайт BFM.ru должен будет выплатить движению «Наши» 22 тысячи рублей, а «Азбука вкуса» – 12 тысяч.

В своем иске «Наши» просили по 500 тысяч рублей компенсации с каждого из ответчиков, а также 12 тысяч рублей за госпошлину и оплату судебных издержек в размере 60 тысяч рублей. Таким образом, компенсации, которые суд обязал выплатить BFM.ru и Владимира Садовина, даже не покроют всех расходов движения «Наши» на судебное разбирательство.

Кампания «Наших» по борьбе с некачественной продукцией началась в 2010 году и называлась «Хрюши против». Руководство супермаркетов несколько раз подавало заявления в милицию на участников кампании. Кроме того, участников «Хрюши против» не раз задерживали за хулиганские действия.

4. Хамовнический суд Москвы перенес в связи с неявкой ответчика на 2 декабря рассмотрение иска о защите чести и достоинства основателя девелоперской компании Mirax Group Сергея Полонского к периодическому электронному изданию "Вслух.ру".

Представитель заявителя Вахтанг Кизирия уточнил, какие именно сведения просит опровергнуть. Так, по его словам, не соответствуют действительности и порочат честь Полонского сведения о его сотрудничестве с криминальными элементами, информация о фабрикации им уголовных дел, о применении им актов физического насилия, а также об использовании им таких методов, как ложь и шантаж.

Согласно иску, 24 июня 2011 года на сайте интернет-издания была размещена статья "Дровосеки Полонского", в которой были описаны преступления, назывались лица, причастные к их совершению, и указывалось на их связь с Полонским. "У нас принципиальная позиция: мы не требуем денежной компенсации, а только опровержения", - заявил Кизирия. В связи с отсутствием ответчика по причине недолжного уведомления заседание перенесено на декабрь.

Так как автор статьи на сайте не был указан, ответчиком по делу выступит учредитель электронного издания ООО "МедиаГрафикс".


5. В Москве бывший муж участницы телевизионной программы «Давай поженимся» Розы Сябитовой Юрий Андреев подал в суд на ведущего программы "Пусть говорят" Андрея Малахова.

Поводом для обращения в суд послужила передача от 18 октября, в которой подруга Андреева Наталья Славицкая обвинила его в своем избиении. Выходит, что экс-муж Сябитовой поднимал руку не только на свою жену, но и на любовницу.

"Я подаю иск в суд на свою знакомую Наташу и телеведущего Андрея Малахова о защите чести и достоинства. Пусть ответят за их клевету, произнесенную обо мне в эфире! На шоу меня звали, но я отказался, несмотря на то, что Андрей лично предлагал за участие в этом балагане десять тысяч долларов. Теперь у Малахова будет личный разговор со мной! Поверь, у меня тоже есть, что рассказать о нем – мы знакомы с 2009 года… Я никого не бил. Ни Розу, ни Наталью. Все фото побоев – это фотошоп!"


6. 9 ноября в Пресненском районном суде Москвы состоялось предварительное заседание по гражданскому делу по иску обвиняемого в организации поджога ухтинского торгового центра «Пассаж» Фарида Махмудова о защите чести, достоинства и деловой репутации к журналисту радиостанции «Эхо Москвы» и «Новой газеты» Юлии Латыниной. В качестве компенсации морального вреда за распространение, по мнению Фарида Махмудова, несоответствующих действительности сведений он потребовал от журналиста один миллион рублей.

По мнению истца, журналист Юлия Латынина в авторской передаче «Код доступа» представила его жестоким, беспринципным бандитом, якобы возглавлявшим организованную преступную группировку и якобы совершившим поджог «Пассажа».

«Я никогда не входил в преступные группировки и тем более не возглавлял их. Я ни разу не привлекался к уголовной ответственности, тем более не был судим. Организация и участие в преступном сообществе органами следствия мне даже не инкриминируются», - указал в своем заявлении истец.

Махмудов в исковом заявлении просил суд признать несоответствующими действительности распространенные Юлией Латыниной сведения о нем, обязать ее распространить опровержение в эфире радиостанции «Эхо Москвы» и принести ему публичные извинения перед аудиторией программы.

Интересы Юлии Латыниной на процессе представлял председатель адвокатской коллегии «Иваниченко и партнеры» Анатолий Иваниченко.


7. В Екатеринбурге разгорелся скандал. Предприниматели, обвиненные газетой «Ведомости-Урал» в рейдерстве, выступили с ответным заявлением. По их мнению, редакция газеты, не имеющей, вопреки названию, ничего общего с федеральным деловым изданием, занимается информационным шантажом, используя для этого традиционные технологии «черного» PR. =

Конфликт между «Ведомостями-Урал» и владельцами спорткомплекса «Рингс» в Екатеринбурге начался в 2008 году. На основании информации так называемого антикоррупционного комитета под руководством Леонида Андреева в газете начали появляться материалы, в которых утверждалось, что спорткомплекс отобрали у законного владельца – Николая Зуева. Причем, в первой публикации по этой теме захватчиком назывался сам Николай Зуев, но через некоторое время Зуев, несмотря на все свои действия, оказался имеющим все права на имущество спорткомплекса, а главным виновным, по версии журналистов, стала Надежда Андреенко, занимавшая пост гендиректора ООО «СФ «Рингс». В список «преступлений», найденных сыщиками-любителями из «Ведомостей-Урал», вошли мошенничество, вывод имущества и попытка захвата спорткомплекса. В результате запросов газеты в адрес правоохранительных органов ими были проведены многочисленные проверкам ООО СФ «Рингс», результатом которых стало постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Для сотрудников газеты «Ведомости-Урал» это стало лишь поводом для обвинений в адрес правоохранительных органов и публикации очередного материала под заголовком «Силовикам Екатеринбурга никто не указ?». Корреспонденту «УралПолит.Ru» представители спорткомплекса рассказали, что неоднократно обращались в редакцию с просьбой предоставить им площадку для ответного выступления. Журналистам предлагали ознакомиться с результатами проверок, проведенных правоохранительными органами, но пока в ответ на все просьбы владельцы «Рингс» получали лишь отказы. В своем очередном материале авторы газеты утверждают, что они якобы готовы пообщаться с Надеждой Андреенко и ее представителями, но «не видят в этом смысла».

В настоящее время Надежда Андреенко и Георгий Егоров, с легкой руки журналистов «Ведомостей-Урал» записанный в ее «подельники», вынуждены обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства. Истцы требуют опровергнуть высказывания, порочащие их репутацию, и готовы отстаивать свою правоту с документами в руках.


8. Певец Валерий Меладзе подал в суд на Bauer Media Group. Певца возмутила заметка в журнале "Звезды и советы", принадлежащем этому медиахолдингу.

Как пояснили в судебной инстанции, рассматриваться будут сразу два исковых заявления о защите чести и достоинства. Источник в Bauer Media Group сообщил, что певца возмутила публикация фотографии в журнале "Звезды и советы", где изображена его подруга Альбина Джанабаева. На опубликованном в журнале фото показано (с помощью увеличения кадра), что у нее покрасневший глаз. В тексте же статьи приводится мнение медицинского специалиста, который объясняет, что такое покраснение происходит от сильного стресса. Далее в материале журналист делает вывод, что именно певец — источник нервных потрясений своей подруги.


9. Басманный суд Москвы удовлетворил иск управления делами президента РФ против "Новой газеты" о публикации сведений, порочащих деловую репутацию, сообщил РИА "Новости" пресс-секретарь управделами главы государства Виктор Хреков.

Иск был подан в связи со статьей "Госкорпорация "Пустышка", опубликованной в мае этого года. "Суд обязал редакцию опубликовать опровержение", - сообщил Хреков.

Хреков напомнил, что в настоящее время в производстве находятся еще два иска управления делами: в Басманном суде против "Новой газеты" и в Савеловском суде против газеты "Аргументы недели". В частности, речь идет о статье "Ничего святого - только бизнес", опубликованной в "Новой газете" 16 мая. В материале речь идет о высоких расходах на реставрацию Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду. По утверждению издания, стоимость реконструкции памятника составила 177 миллионов рублей, а более половины этой суммы было потрачено на оплату "сомнительных контрактов" на строительство и монтаж тех объектов, что уже были построены и смонтированы. Управделами после публикации заявило, что содержание статьи не соответствует действительности и ведомство намерено призвать к ответу за клевету тех, кто пытается опорочить управление.


10. Бывший сенатор Владимир Слуцкер направил в Генеральную прокуратуру и МВД заявление о возбуждении в отношении жены бизнесмена Алексея Козлова журналистки Ольги Романовой уголовного дела по статьям УК "клевета" и "ложный донос". Об этом сообщили в пресс-службе Слуцкера.

"Основанием для подачи заявления явились публикации, со ссылкой на интернет-блог Романовой Ольги Евгеньевны на сайте радиостанции "Эхо Москвы", а также ее прямые интервью российским СМИ, из которых следует, что якобы готовится совершение заказного убийства ее мужа Алексея Козлова, в отношении которого Пресненским судом Москвы рассматривается уголовное дело по обвинению в мошенничестве. Из этих публикаций, очевидно, следует, что Слуцкер имеет якобы непосредственное отношение к планированию этого особо тяжкого преступления и является его непосредственным заказчиком", - говорится в заявлении бывшего сенатора.

В заявлении подчеркивается, что Романова распространила в СМИ якобы известные ей сведения о деталях и мотивах готовящегося преступления, а также о сумме, оплаченной его исполнителям. "Данные публикации не только позорят честь, достоинство и деловую репутацию Владимира Слуцкера, но и свидетельствуют о наличии в действиях Ольги Романовой признаков преступления, предусмотренных частью 2 статьи 306 УК РФ и частью 3 статьи 129 УК РФ, так как Романова сообщила клеветнические сведения и совершила заведомо ложный донос, соединенные с обвинением лица в совершении особо тяжкого преступления", - сообщили в пресс-службе.


11. В Санкт-Петербурге сын спикера Госдумы, журналист Дмитрий Грызлов выступил в качестве свидетеля на суде по иску фонда "Федерация" к интернет-газете "Фонтанка.ру", журналу "Город-812" и журналистам Татьяне Востроиловой и Александре Гармажаповой. Информация об этом была распространена 22 ноября.

Дело рассматривается в Куйбышевском районном суде. Грызлов-младший сообщил, что присутствовал на вечеринке с участием Орнеллы Мути и Микки Рурка, которая проходила в декабре 2010 года в клубе "ХХХХ" на Каменноостровском проспекте.

Грызлов подчеркнул, что на after-party ведущий вечера Антон Зорькин со сцены объявлял, что мероприятие организовано при поддержке фонда "Федерация". Молодой человек также рассказал, что в клубе прошел аукцион, на котором сумочка Мути была продана за 80 тысяч рублей, деньги на его глазах были переданы каким-то мужчинам, которых представили как сотрудников "Федерации".

На судебном процессе истец уточнил свои требования. Если ранее он просил взыскать с каждого из ответчиков по 1 млн рублей, то теперь считает достаточной сумму по 1 рублю с каждого.

Следующее заседание состоится 15 декабря. В суд будут вызваны Антон Зорькин и управляющий клуба "XXXX" Рамиз Гусейнов.


12. Внук Иосифа Сталина Евгений Джугашвили подал новый иск к Госдуме РФ. Требования внука Сталина не изменились - он просит опровергнуть заявление нижней палаты о том, что расстрел поляков под Катынью был осуществлен по указанию его деда.

Первый иск с Государственной думе с таким требованием Джугашвили подал к депутатам в конце 2010 года, вскоре после того как дума приняла заявление "О Катынской трагедии и ее жертвах". Внук требовал от депутатов опровергнуть фразу о причастности Сталина к расстрелу и выплатить ему компенсацию - 100 миллионов рублей. Из нового иска требование о выплате компенсации исчезло.

Евгений Джугашвили настаивает, что принятое Госдумой заявление по Катыни противоречит обвинительному заключению Международного военного трибунала от 1946 года, согласно которому расстрел польских офицеров был совершен нацистами.


13. Как сообщили 24 ноября, художник Александр Шилов подал иск "о защите чести, достоинства и деловой репутации" к журналу "Караван историй" и своим родственникам. В октябрьском номере издания было опубликовано интервью падчерицы художника Элины Данилиной, в котором она вспоминает о своем детстве.

Статья в "Караване историй" вышла в октябрьском номере под заголовком "Элина Данилина: Мама стала пленницей Шилова". В ней Данилина говорит о напряженных отношениях с отчимом, о разводе Шилова с ее матерью и последующем дележе имущества.

Реакция на публикацию последовала незамедлительно: уже в октябре художник подал в суд в один из районных судов Москвы на свою бывшую жену Анну Шилову, Элину Данилину и редакцию "Каравана историй". В нем он требует от ответчиков не только опровержения, но и материальной компенсации за поруганные честь и достоинство — 5 млн рублей.

Сам Шилов попытался исправить ситуацию до суда. От журнала он потребовал опровержения, но "Караван" на это не пошел. "Как только стало известно, что Александр Шилов недоволен статьей, мы предложили ему интервью, в котором он смог бы выразить свой взгляд на вещи, — рассказала главный редактор "Каравана историй" Ольга Орлова. — Но он отказался и предложил нам письмо, которое в итоге было опубликовано в "Литературной газете". Мы не могли напечатать такой текст. Я называю этот слог "советским".

Среди подписавшихся под текстом открытого письма "настоящих друзей художника Шилова" (опубликованного "Литературной газетой") — певец Иосиф Кобзон, поэт Илья Резник, врач Леонид Рошаль и многие другие. Само письмо адресовано именно бывшей жене, а не падчерице. Авторы письма уверены, что именно ее интересы лоббировала Данилина, а публикация была проплачена.

Юристы издательства "Семь дней", которое выпускает "Караван историй" тоже готовятся к процессу. Главред журнала Ольга Орлова говорит, что интервью Данилиной было опубликовано на безвозмездной основе. Сам Александр Шилов отказался комментировать ситуацию до заседания суда.


14. Как стало известно 24 ноября, Савеловский суд Москвы частично удовлетворил иск Анны Чапман к сайту Life News о защите чести и достоинство.

Истица заявила, что журналисты этого издания обманом заманили ее на фотосессию, тайно сделали видеозапись и, несмотря на ее запрет, опубликовали снимки.

Суд запретил Life News в дальнейшем использовать эти материалы и постановил выплатить Чапман 100 рублей в качестве компенсации.

Адвокат Анны Чапман заявил, что они не довольны результатом суда – бывшая разведчица требовала 10 миллионов рублей – и собираются подать жалобу.


15. В Москве Фонд "Федерация" подал два иска. Один к газете "Аргументы недели" от имени самого Фонда, второй, аналогичный иск, подан от лица главы Фонда Владимира Киселева.

Фонд требует от издания опровергнуть информацию, опубликованную в статье "Амулет от Шэрон Стоун", вышедшей в одном из мартовских номеров газеты. "Федерацию", в частности, возмутила содержащаяся в статье информация о Фонде и его руководстве.

Претензии Фонда "Федерация" касались освещения СМИ нескольких организованных им концертов с участием мировых знаменитостей и, в частности, концерта 10 декабря 2010 года в Санкт-Петербурге. Из публикаций некоторых СМИ следовало, что организаторы концерта не перечислили деньги от его проведения на помощь больным детям, как обещали.


^ Юридическое преследование по иным основаниям


Отказ в условно-досрочном освобождении (УДО) журналиста Олега Лурье, осужденному за мошенничество и вымогательство денег у сенатора Владимира Слуцкера и его супруги, признан законным. Такое решение вынес 9 ноября Московский городской суд. Жена журналиста Наталья Лурье заявила, что намерена подать жалобу в Верховный суд РФ.

Ранее районный суд отказался освободить Лурье, ссылаясь на то, что у него есть непогашенный выговор, полученный в московском СИЗО в июне. Как утверждает Наталья Лурье, выговор был получен за то, что Лурье переговаривался с кем-то через окошко в двери камеры, когда его вели по коридору. Она добавила, что вопреки требованиям законодательства осужденного не известили о полученном взыскании, и он не расписывался в соответствующих документах. Наталья Лурье также отметила, что в колонии Мурманска, где Лурье отбывал основную часть наказания, ему было выписано около десяти поощрений, и руководство колонии выдало ему положительные характеристики.


V. Ограничение в профессиональной деятельности журналистов и редакций, давление на прессу


1. Петербургские журналисты расстроились, потому что не смогли услышать президента России Дмитрия Медведева, который должен был обратиться к ним по видеосвязи. Как сообщает пользователь murab на сайте ИА «Росбалт» 3 ноября, «журналистов трижды обыскивали, проверили аппаратуру, а потом усадили в конференц-зал института перед проекционным экраном. Когда президент прибыл в институт, из конференц-зала журналистов не выпускали даже в туалет».

«Часы ожидания оказались бессмысленными. Президента «вживую» журналисты не увидели, не смогли задать ни одного вопроса и даже слышать чужие вопросы и ответы также не смогли из-за крайне низкого качества видео- и аудио трансляции. Собираясь в группы, журналисты обсуждали отдельные фрагменты фраз, услышанные с экрана и пытались расшифровать их коллективно. Показательно, что трансляцию вел не профессиональный телеоператор, а простая вэб-камера, направленная на круглый стол, где сидели врачи и чиновники. Неудивительно будет, если позже окажется, что журналисты исказили большую часть разговоров президента с врачами института», – сетует журналист.


2. Комитет по информатизации и связи скрывает от прессы доходы своего главы. Сотрудники ведомства ответили отказом на официальный запрос Лениздат.Ру, в котором редакция портала попросила предоставить официальные декларации о доходах главы комитета Александра Демидова и его заместителя Бориса Исаева.

27 октября портал Лениздат.Ру опубликовал материал "ГУПам декларации не писаны", в котором указывалось, что с апреля по октябрь 2011 года комитет по информатизации заключил 19 госконтрактов "с единственным поставщиком" на общую сумму почти в 1 миллиард рублей. Подавляющее большинство контрактов передали подведомственному КИС предприятию – ГУП "Информационно-аналитический центр". Это 14 контрактов на полмиллиарда рублей. Что интересно, бывший глава "СПб ИАЦ" Борис Исаев в октябре перешел на должность первого заместителя главы КИСа Александра Демидова.

Корреспонденту Лениздат.Ру не удалось найти в открытом доступе декларацию доходов Демидова за 2010, которую его обязывает предоставить закон от 26.02.2010 N 69-26 "О размещении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Санкт-Петербурга".

Документ, в частности, призывает госслужащих выкладывать в открытом доступе перечень принадлежащей или находящейся в их пользовании недвижимости (с указанием вида, площади и страны расположения), транспортных средств (с указанием вида и марки) и сумме декларированного годового дохода. Аналогичную информацию необходимо предоставлять и по членам семьи.

Кроме того, согласно 4 статье этого же закона, официальные органы обязаны по запросу редакций средств массовой информации предоставить в семидневный срок сведения о своих доходах.

Сотрудники комитета по информатизации решили пренебречь и этим требованием. В официальном запросе, подписанном исполняющим обязанности председателя комитета Романом Панковым, сказано, что "требование по поводу предоставления деклараций о доходах председателя комитета и первого заместителя не может быть выполнено, так как декларация содержит сведения персонального характера, не подлежащие распространению".


^ тип события Количество случаев
за месяц с начала года

Нападения на журналистов




33

Погибшие журналисты




4

Задержания и аресты журналистов

2 – Санкт-Петербург

33

Юридическое и судебное преследование журналистов

16 – Москва

1 – Санкт-Петербург

2 – Саратовская обл.

1 – Свердловская обл.

1 – Костромская обл.

2 – Мурманская обл.

1 – Пермский край

154

Иные формы давления на редакции и журналистов

2 – Москва

1 – Алтайский край

2 – Воронежская обл.

1 – Карелия

1 – Ленинградская обл.

1 – Костромская обл.

2 – Тульская обл.

1 – Якутия

1 – Дагестан

1 – Курская обл.

1 – Хакасия

1 – Башкирия

1 – Ставропольский край


78

Ограничение доступа к информации

2 – Санкт-Петербург

1 – Нижегородская обл

43

Пропавшие без вести







glava-16-po-sledam-tragedii-viktor-fridman.html
glava-16-politicheskie-konflikti-i-krizisi-713-moskva.html
glava-16-posrednicheskie-uslugi-prakticheskoe-posobie-po-usn-chast-i-obshie-polozheniya-glava-usn-specialnij-nalogovij-rezhim.html
glava-16-prilozheniya-k-razdelu-i-metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-voprosov-mestnogo-samoupravleniya-v-sfere.html
glava-16-psihoterapiya-glazami-psihoterapevta.html
glava-16-rassledovanie-prestuplenij-sovershaemih-nesovershennoletnimi-zakon-i-pravo-moskva-1999.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobo-ohranyaemie-prirodnie-territorii-rf.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-mehanizm-upravleniya-realizaciej-programmoj-ob-utverzhdenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sabinskogo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/izrail-bahai.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavnaya-yachejka-obshestva-profil-natalya-sokolova-19052008-019-str-104-gosduma-rf-monitoring-smi-17-19.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-spbgu-sostoyalas-konferenciya-posvyashennaya-problemam-istoricheskogo-naslediya-evropejskih-gorodov-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-iii-dominirovanie-sillabo-tonicheskoj-sistemi-stihoslozheniya-moskva-i-periferiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/times-new-roman-12-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-06-menedzhment-kod-i-nazvanie-disciplini-po.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-socialnaya-pedagogika-200910-uchebnij-god-voronezh-2009-udk-378-bbk-74-46.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-disciplini-oznakomit-studentov-s-sovremennimi-eticheskimi-ucheniyami-o-morali-issledovat-istoriyu-osnovnih-eticheskih-uchenij-v-tom-chisle-otechestvennih.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-lekcij-po-ciklu-poliklinicheskaya-terapiya-dlya-studentov-6-kursa-lechebnogo-fakulteta-stgma-terapevticheskaya-sluzhba-polikliniki-voprosi-pervichnoj-i-vtorichnoj-profilaktiki-ekspertizi-netrudosposobnosti.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-dokladov-formuliruyutsya-v-ramkah-sleduyushih-napravlenij-po-sekciyam-temi-dokladov-v-ramkah-bloka-korporativnij-biznes.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sorta-vinograda-selekcii-belorussii-latvii-i-litvi-na-kollekcii-vniiviv-im-ya-i-potapenko.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvoznanie-komitet-obrazovaniya-nauki-i-molodezhnoj-politiki.html
  • college.bystrickaya.ru/2740100010000015520-1-obshaya-harakteristika-sostoyaniya-rabot-po-formirovaniyu-elektronnogo-pravitelstva-regiona.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/doklad-direktora-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-rastenievodstva-zhivotnovodstva-programma-razvitiya-agropromishlennogo-kompleksa-polesskogo-rajona.html
  • studies.bystrickaya.ru/formirovanie-otvetstvennogo-pravitelstva-v-anglii-v-xviii-v.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-tv-pervij-kanal-drugie-novosti-20-11-2008-babaev-sergej-14-00.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-goroda-vladimira-chast-9.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-globalnih-i-regionalnih-politicheskih-processov-na-primere-centralnoj-azii.html
  • school.bystrickaya.ru/individualno-prisposobitelnaya-deyatelnost-zhivotnih-associativnoe-obuchenie-kognitivnie-processi-chast-6.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-o-podgotovke-zayavok-na-uchastie-v-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-5-stranica-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-kursa-poznakomit-slushatelya-so-statistikoj-na-primerah-vzyatih-iz-razlichnih-prilozhenij-v-socialnih-naukah-i-povsednevnoj-zhizni.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bloh-m-ya-b70-teoreticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-uchebnik-dlya-studentov-filol-fak-un-tov-i-fak-angl-yaz-pedvuzov-stranica-12.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-17.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-19-obolshenie-kniga-istoriya-lyubvi-chast-golos-shuri.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vospominaniya-o-sokrate-kniga-pervaya-kniga-snabzhena-vsem-neobhodimim-spravochnim-materialom.html
  • control.bystrickaya.ru/drevnerusskaya-literatura-v-issledovaniyah-kazanskih-filologov-xix-nachala-xx-vv-10-01-01-russkaya-literatura.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-konkurse-kompyuternih-prezentacij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/psihologicheskoe-napravlenie-v-rossijskoj-sociologii.html
  • grade.bystrickaya.ru/niu-vshe.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-redkollegij-voennij-listok.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osnovnie-gipotezi-o-vozniknovenii-zhizni-na-zemle.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/organizacii-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-programma-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obsheobrazovatelnoj.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-vstreche-21-iyunya-2006-g-moskva-prezident-otel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.