.RU

Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем



  1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.

Ф – феномен в культуре человеч общ-ва, особая область знания, кот своими истоками уходит в глубокую древность, сер. 1 тыс.до н.э. Термин «Ф» в переводе с греч означ любовь к мудрости. Ф пришла на смену мифологии и религии первобытного общ-ва. Ф – это прежде всего рациональное объяснение окружающего мира, основанное на знании и разуме; Ф – знание кот, будучи фрагментом духовной культуры общ-ва (кот нацелено на освоение системы чел-к-мир) претендует на выявление глубинных принципов бытия чел-ка и мира, и связей в этой системе чел-к-мир.

В этом своем кач-ве она оформляется в сер 1го тыс. до н.э. в противоборстве с такими формами освоения мира как мифология. Ф как и мифология – определенный тип мировоззрения.

Что такое мировоззр? М – сов-сть взглядов на чел-ка на мир и на место чел-ка в этом мире.(Представление чел-ка о мире, о чел-ке и о своем месте в этом мире) . М. обладает сложной внутрен. организацией. Она представляет собой (Стр-ра М.) знания, убеждения, ценности, эмоцион.-чувственная компонента. Мир для чел-ка ценностно окрашен, эмоционально представлен. В этом специфика М-я.

М. развивается вместе с эволюцией человеч общ-ва, структурировать м. по разному а) (обыденное м., теоретическое). Разные формы М.: б) общественное, индивидуальное. Осн. типы м-я в историч плане, в) исторически I типом М-я выст. миф-я, затем религия, затем Ф., и затем м. назвать науку, но это спорное утверждении\ .

2.2.Особенности мифологии: превалирующими над знаниями были убеждения и эмоции, синкретизм – разные версии понимания мира, ориентации на различные фрагменты мира сплавлены единое целое и знания, и убеждения, и эмоции, и представления человека. Мифология апеллирует к воображению, эмоциональной сфере человека, не к рациональному, не к человеческому интеллекту. Отличительная черта – образность, художественность, яркость. Наделяет мир сверхъестественными качествами, обожествляя мир. Ориентация на генезис мира: ориентация не на то как устроен мир , а как он произошел. В мифологической традиции превалируют предки животные-предки, предки природного происхождения.

Мифологическое знание это исторически первая форма освоения духовного мира, на том этапе развития человеческого общества, когда его социальная структура весьма и весьма не развита, и когда его социальная практика находится в зачаточном состоянии.

2.3.Следующий этап – середина первого тысячелетия до н. э. С 8-6 век рождаются религия и первые фил. знания. Китай – конфуцианство, даосизм, Индия – Буддизм, Иран, Персия – заостризм(огнепоклонники- религиозно-фил. концепция с больщим превалированием религиозности, сохранились до середины 20 века, проторелигия, первобытные формы религиозных культов), ближний восток, Палестина – появляются пророки, и предпосылки для возникновения мировых религий – религий спасения (указывают человеку его земной путь ведущий к спасению, регламентируют его поведение в этом мире (сюда также относится даосизм, буддизм) , всем этим религиям присуще наличие нравственного кодекса).

2.4.В Греции, это же время появляются первые философские системы, этому способствовало зарождение полисов. Это начало зарождения истории. Изменилась социальная практика начинают зарождаться городские поселения, информационно избыточная среда (кстати она необходима для зарождения науки). В земледельческой культуре наука не развивается. На ряду со скотоводством и земледелием возникает ремесло, усиливается интенсивность обмена, возникает торговля, стремительно меняется структура общества, помимо полово-возрастной структуры, которая существовала до этого возникает социально-классовое деление (касты, классы, сословия). Этот новый принцип деления об-ва обнаруживает недостаточность мифологии. Мифология консолидирует всех членов маленького об-ва, мифология задает единое представление о мире и том что такое хорошо и что такое плохо. Это социальные эталоны, процесс социализации идет в русле этих эталонов. Что касается разделенного по другим критериям об-ва такой синкретичный взгляд на мир не устраивает новое об-во, и картина мира возникает с позиции разных социальных групп, разных социальных сил, разных сословий и в этой связи само мировоззрение структурируется, усложняется и появляются такие его типы как религиозное и философское мировоззрения. В основе возникновения новых типов мировоззрение события происходящие в социальной жизни.

Религия как тип мировоззрения – специфичным являтеся обособление двух миров естественного и сверхестественного, природного и сверхестественного, реального и духовного, приоритет веры над разумом (принцип патристики – верую ибо абсурдно), это не просто выполнение культовых обрядов, это следование моральному кодексу, постоянное внутреннее переживание соотнесенности с абсолютом, каким бы ни рисовался этот абсолют, ощущение другого мира и соотнесенности с ним. В этом плане религия выполняет целый ряд функций в усложняющемся социальном организме. Наряду с религией, в контакте с ним развивается философское мировоззрение.

Основные черты фил. мировоззрения: превалирование рационального над эмоциональным, духовным. Любая философия призывает не слепо верить, а рассждать, анализировать, в отличии от мифологии и религии нуждается в обосновании, выработке логических, гносеологических, и разных других способах обоснования полученных знаний, теоретическая форма постижения мира, она не может существовать без развернутой системы логических обоснований. Отличие от мифологии и религии, в том, что миф. и рег. предлагают догматы следование которым безусловно. Следуюцая черта философии –рефлексия – самокопание, рассмотрение самое себя со стороны, взгляд критический, оценивающий, предполагающий как положительную, так и отрицательную оценку. Критицизм – еще одна черта фил. Рефлексия, критицизм, пересмотр не только результатов но и методов которыми эти результаты были получены – отл. черта фил. В этом философия близка к науке. От науки тоже отличается. Если взять на рассмотрение систему СУБЪЕКТ средства деятельности ОБЪЕКТ, то наука преследует цель выделить объект таким какой он есть, потому что главная цель науки преобразование объекта в продукт, все что связано с человеком, его личной судьбой, его ценностными ориентациями, вписанность в культуру в разные эпохи ее не интересует, нет соотнесения с миром ценностей. В отличие от этого философия обращена на исследование связей человека с миром, поэтому знание пропущено через субъективый момент, через ценности, убеждения, традиции, менталитет людей живущих в какой-либо области это «нагруженные» знания. (Кстати ценностно нагруженное знание – это мораль, но моральных норм не много). Нормы морали исторически укоренены, всегда ценностно нагружены, всегда в ним вплавлены ориентиры развития, что касается философии она точно также это демонстрирует. Т.е. для науки необходимо получение объективного знания о мире , а для философии знание всегда ценностно нагружено, это знание о мире, о месте человека в этом мире с позиции социальных сил определенной исторической эпохи, определенного контекста развития общества.

3. Природа философских проблем. В чем отличительная специфика проблем философского знания по отношению к науке? Наука неразрешенные вопросы рано или поздно закрывает, законы доказанные неоднократно догматирует. Научное сообщесво ее больше не рассматривает, кто сильно хочет, конечно, пожалуйста, но в целом проблема закрыта(пример проблема вечного двигателя, до сих пор находятся умельцы, создающие вечные двигатели, сейчас это вызывает только смех). Философские проблемы сквозные, человек находящийся в плену обыденного сознания может сказать, что это за знания, когда нет никогда ответа, ему хочется получить однозначный красивый ответ. Почему это вечные проблемы, сквозные, потому что каждый раз рассмотрение этих глубинных проблем пропускается через человеческую субъективность, проще говоря меняются условия в системе, меняются ценностные ориентации, сами условия функцианирования этих систем, внутренняя структура социальной системы, и все это приводит к возвращению этим казалось бы вечным уже решенным проблемам.

Пример: проблема пространственно временного континуума, первым наткнулся на противоречивость пространственно-временного континуума и на этом основании заключил, что движение невозможно Зенон (априори Зенона), у элеатов эта проблема закрыта, дальше классическая механика, рождается субстанцианальная концепция пространства и времени, пространство и время – вместилище объектов их свойства не от чего не зависят, дальше в начале ХХ века возникает Теория относительности и Реляционная концепция пространства и времени. И для современной науки и философии данная проблема не закрыта, отправные точки размерность пространства и времени, сущесвование различных типов пространственно временных структур в живой и не живой природе, специфика физического, биологического, социального пространства и времени, т.е. проблема остается открытой, но это касательно природы там, где наука подбрасывает все новые и новые идеи, которые философия обязана анализировать. А если рассмотреть другие проблемы касающиеся самого человека: что такое добро, зло, что такое благо, что такое истина, что такое свобода. Как быстро меняется представление о свободе – в архаическом обществе: свобода – это вольность (что хочу, то ворочу), дальше возникает техногенное общество с ее регламентацией всех сторон жизни, прежде всего в отношении к природе и тогда понимание свободы как «осознанной необходимости»- Спиноза, наряду с ним понимание свободы стоиков, христиан свобода – это внутренняя характеристика человека, и человек заточенный в темнице, и перед лицом самых страшных жизненных обстоятельств остается свободным, дальше ХХ век понимание свободы – это не только благо, но и бремя человека, обремененность асациируется с проблемой выбора и ответственности, и так казалось бы многократно решенная проблема обретает все новые и новые смыслы.

Философские проблемы весьма и весьма многочисленны, но вместе с тем их можно подвергнуть классификации, и выделить целые проблемные поля, и тогда важнейшие философские проблемы – это натурфилософия и онтология, следующий массив проблематики – социальная реальность (как функционирует об-во, на что может рассчитывать в обществе отдельный человек, как связаны интересы отдельного человека и об-ва ), в историческом процессе (смысл истории, движущие силы исторического процесса, субъект исторического процесса).

Существенным отличием философии от науки являтеся то, что наука ограничивает класс каких-либо объектов, и больше ни на что не претендует, а философия претендует на рассмотрение открытого практически бесконечного класса, поэтому ее знание не может быть завершенным, и не может быть однозначного решения.

Следующая область знания: духовная реальность – мир индивидульного и надиндивидуального, так же как и природа и социальная среда.

На перекрестке всех этих трех проблем – этика(1.Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы Партийная э. Врачебная э. Научная э. 2.Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.), эстетика(Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии Курс эстетики.), теория познания, философия науки, она не изучает природу, она изучает то как человек изучает природу, обращена к духовной сфере.

Человек как квинтэссенция этих форм, человек – природное существо, человек – социальное существо, человек – существо несущее духовное начало. И называется эта область знания философская антропология.

В соответствии с проблематикой возможно структурирование философского знания.



  1. Философия и национальное самосознание. Культурные традиции Востока и Запада т типы философского мышления.




  1. Определение философии.

  2. Специфика философии. Ф. – это освоение мира, пропущенное сквозь систему ценностей и особенностей социально культурного развития того или иного социального организма, продуцирующего это знание.

  3. Философия с одной стороны интернациональный инвариант, с другой связана с историей различных социумов, различных этносов.

    1. сравнение с наукой

    2. примеры этнических различий философии

    3. исторические предпосылки различия философии

  4. Философия Востока и Запада

4.1. единение с миром – освоение мира

4.2. традиции и новации

4.3. проблемные поля(человек – мир, человек мир, человек)

4.4. безымянность – великие имена

3. О национальной самобытности можно говорить в разных ракурсах, в частности можно связывать с развитием различных этносов, различных национально-государственных образований. (И имеет смысл тогда говорить о Русской фил, Белорус. Фил.).

Отсюда философия – это с одной стороны интернациональное явление, это феномен культуры всего человеческого общества, но общество само по себе внутренне структурировано и исторически меняется, значит, в таком случае, вот это интернациональное в философии сцеплено с самобытностью развития философского сознания в разных социокультурных контекстах. Это все вытекает из специфики философского знания.

3.1.Теперь посмотрим на науку, наука интернациональна? ДА, а есть ли в ней специфические национальные привнесенные черты, нюансы? В науке: ну например «белорусская наука» – это не более, чем указание на географическое расположение научных центров, и может быть происхождение людей которые в науке добились каких-либо результатов. Почему наука интернацианальна? Потому что она нацелена на объект. И о самобытности стиля национального мышления в науке говорить не приходится, а в философии да.

3.2. Но есть специфика например для немецкой классической философии, ее рационализм, системность, логические доводы доведенные до панлагизма(идеалистическое философское учение, согласно которому бытие есть воплощение разума, законы бытия определяются законами логики, которые являются основой и движущей силой развития всего существующего).

Француский стиль философствования: публицистика, философские ессе, работы, которые аппелируют не столько к логике сколько к образно-эмоциональному складу человеку, это воплощение философско-религиозного творчества в художественных произведениях, не даром экзистенциализм развивался во Франции в форме литературных произведений.

А философия России также неразрывно связана с художественной литературой (Толстой, Достоевский), русская философия очень религиозна. Французская в отличии от нее – светская философия. Потому что государство стало светским, религия была отделена от государства, а православие в России было национальной религией. Т.е. эти нюансы есть, но они для нас не столь существенны как различия проистекающие из различия цивилизационного процесса.

3.3.Специфику философского знания можно вычленять по разным основаниям, связывать с исторической судьбой разных этносов и философия всегда играла роль в этой судьбе помогая самоопределению. В исторической перспективе развитие философии всегда предворяло буржуазно демокртические преобразования, в ходе которых оформлялось национальное государство. Всегда в области философии вырисовывались проблемы развития, ориентиров этого развития. И они становились особенно актуальны в конкретной национальной истории в преддверии наступления буржуазных революций, тогда образовывались национальные государственные образования. Поэтому не совпадение для Франции расцвет философии ХVIIIв это эпоха просвещения, она готовит к возникновению великой буржуазной революции во Франции. А что такое Италия в ХVIIIв – разрозненные провинции, и не случайно что в культуре этого этноса, выдающиеся идеи в философии появляются в начале ХХ в. Государство скрепляют не границы, а внутреннее единство системы, и вот это внутреннее единство системы рождает культура, в том числе и художественная, в нашем контексте это еще и развитие философии. Различные типы цивилизационного развития обнаруживают разные культурные традиции, и разные особенности возникающего философского знания.

4. Если мы говорим о специфике основанием для противопоставления также является история отдельных стран, и в таком случае мы можем говорить о философии Англии, Франции, Германии, но более принципиально особенно в условиях современного развития выступает рассмотрение в контексте соотнесения не этносов, а цивилизаций.

Сегодня начинает играть роль специфика не этнического не национально-государственного, а развития Востока и Запада.

Философия Востока и Запада, это такие мотивы знаний внутренне деференцированные что противопоставлять их можно по некоторым только принципам.

Чем они отличаются эти типы философского мышления, если мы соотнесем их с культурными традициями разных цивилизаций?

4.1. Из специфики развития – специфика культурных программ в формировании которых принимает участие философия (культурная программа Востока направлена на поддержание единства с внешним миром, Западная – на освоение мира, поэтому ядром этой культуры со временем становится наука).

Цивилизации Востока отличаются от цивилизаций Запада 1) для всех цивилизаций Востока характерно стремление к единению с окружающей средой, акцент в культуре на этот же момент, а в Западной цивилизации – подчинение природы, ее преобразование; в восточной цивилизации человек ощущает себя существом которое обязано восстановить и поддерживать связь с природой, поддерживая эту гармоническую связь, а на Западе человек ощущает себя противопоставлением природе, как существо отличное от природы, которое стремится к гармонизации засчет преобразования природы.

4.2. Специфика культ. программ разная – значит и специфика фил. разная(там на традиции здесь на инновации, там на поддержание гармонии с религией, здесь появление светской фил. , там фил. претендуюцая на воспроизведение духовного опыта в новых и новых поколениях, здесь появление новых желательных или не желательных моделей будущего развития общества, природы и человека)

Культура (это же геном цивилизации, она создает практики) – если задача обретение единения с природой то в культуре превалируют формы духовного освоения ориентирующие человека на этом пути, поэтому Восточная философия отличается традиционностью(никаких преобразований, страшатся преобразований, отсюда термин китайской философии «как страшно родиться во время перемен» ), традиция – суперценность, на Западе суперценность – новация, там инновационный путь развития, отсюда сверхвыражение этой ценности – гнига рекордов гинеса «кто дальше плюнул против ветра», эта цель острее проблемы, там традиция, здесь новация, следовательно философия Востока ориентирована на поддержание традиций, на воспроизведение традиций, поэтому философия Востока накрепко связана с религией, и там мы имеем дело с нерасчлененным философским комплексом. Что такое Даосизм – это и религия и философское учение. Итак религиозные и философские идеи связаны и переплетаются в единое целое. На Западе с тенденцией на инновацию, на изменение мира, на преобразование традиция отсупает на второй план, и философия как и культура занимается прорисовыванием картин возможных миров(Лейбниц называл математику – «наукой о возможных мирах» ). Итак в теоретическом мышлении в этой культуре прорабатываются новые возможные модели, и идет их расценка: хорошо – плохо, конструктивно – не очень, полезно – нет, будем воплощать в жизнь – нет (это специфика цивилизационного развития). Тогда философию характеризует то, что наряду с религиозной существует светская философия, и причем важнейшую роль начиная с античности играет разрыв между религиозным комплексом идей и философским.

4.3. Проблемные поля Восток челочек, запад человек – мир, мир и только потом человек.

Философию XX века не интересует проблема природы как таковой, это проблемное поле науки, фил. занимается исследованием того, как наука исследует природу.

Еще один параметр – проблематика. Проблематика для Восточной философии остается практически одной и той же, это очень медленно развивающееся традиционное общество, и большое место среди проблем, уже потом это привлекает Западного человека в XIX в , он в своей культуре этого не находит, это проблема самого человека, философия обращена к миру через человека, мир интересен только через соотнесение с человеком, потому что человек вынужден гармонизировать отношения с этим миром, в Восточной фил. очень слабо выражена натурфилософия, есть какие-то элементы, но не более как отдельные идеи, а не целые концепции, целые проблемные поля. Западная фил. на протяжении долгого времени проблемы человека как таковой не сущесвовало, если взять античность, человек был интересен (у Сократа) тем как он познает мир, и потом в эпоху эллинизма «Как жить в постоянно меняющемся мире» – варианты: стоики, эпикурейцы, киники современные циники и больше ничего о человеке, философская антропология начинает складываться в середине XIX в. Философия нового времени к человеку безучастна, он ей в принципе не интересен. Проблематика, разнесение акцентов тоже различны. Западная философия античности – это зародыш в будущем техногенной цивилизации, там есть все что развивается в техногенной цивил., так безучастна культура к самому человеку, потому что она нацелена на переработку объекта и превращение его в продукт. И поэтому в истоках ее интересует именно внешний мир, а потом естествознание, следующий этап середина XIXв технознания, к концу XIX в научно-гуманитарное знание, а человек как проблема, это вторая половина XX столетия. Взрослеющая цивилизация понимает, что нужны знания не только о природе, но и об обществе, его устройстве, и о человеке, носителе этих преобразований, но это идет постепенно.

4.4.Философия Востока она безымянна за редким исключением, особенно это касается индийской философии (кстати китайская имеет своих авторов, здесь письменная история насчитывает около 5 тысяч лет, они все именовали, и все датировали, в индии перед нами свод текстов, который невозможно связать какими-то именами, и практически невозможно установить их хронологическую принадлежность какому-то времени, более того эти тексты представляют собой постоянное воспроизведение, трактовку, нюансировку уже имеющихся идей, основная задача воспроизвести духовный опыт учителя, не знания, а его духовный опыт, поскольку эти знания связаны практикой медитации, внутренней работой над собой, и усвоение не только информации в чистом виде, но и духовного опыта учителя, отсюда фигура гуру и ученика у его ног, который пытается максимально вписаться в эту систему и воспроизвести опыт учителя ). А на Западе уже в эпоху античности фигура учителя и отца разрываются, уже там появляются эти бродячие учителя мудрости, учитель и отец не в одной ипостаси, соответственно речь идет конечно о усвоении традиций, школа Платона существовала более тысячи лет, но основа в данном случае не традиция, а попытка эту традицию переосмыслить и «взломать», у этих «взломщиков» всегда есть имена, это постоянная привязанность к событиям в жизни об-ва, это всегда бесконечные новации, это всегда выбрасываем на культуру проекции разных миров – социального, культурного, человеческого, философия предлагает этот спектр об-ву и предлагает выбрать, оценить, поэтому в философии наибольшую ценность получает не решение вопроса, а постановка проблемы. Кстати и в науке тоже, запоминаются люди не только решившие вопросы, но и поставившие фундаментальные проблемы.

Итак : Характер развития цивилизаций, отсюда смещение акцентов по разным параметрам.



  1. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.



1.Констатация того что философия многолика, но тем не менее этот массив может быть структурирован, выделена классическая и посткласическая философия.


1.Западно-европейская философия развивается на протяжении длительного отрезка времени, демонстрируя многообразие школ, подходов, методов, которые в конечном счете могут быть отнесены либо к классической либо к постклассической философии.

2. Хронологические рамки.

3. Отличительные особенности

4. Общее в классике и постклассике.

5. Констатация того что основные стратегии развития, не возможно вычленить на протяжении всего массива, поскольку точка разрыва, примерно середина XIXв, поэтому в классике одно основание для выделения, в постклассике другое, вытекающее из их специфики

Стратегии развития классики и постклассики.

^ Классика: основной вопрос философи��

- что первично материя или сознание

- познаваем ли окружающий мир

Постклассика (течение, от чего отказываются в кл.ф.,какую цель выбирают):

- социально-критическая (Марксизм, отк. От созерцат., эмансипация ч.)

- аналитическая ( __ , от рассмотрения проблемы субстанции мира,

прояснение языка, а следовательно мира)

- социально-феноменологическая (нет человека вне мира, ОВФ снимается,

человек в жизненном мире)

6. И в заключение констатация того, что эти чистые линии развития накладываются друг на друга, что приводит к концу века к образованию гибридных комплексов, в частности примером является современная герменевтика

2.Классическая философия – до середины XIXв. , постклассическая – следующий этап. В середине XIXв. в развитии философии мы наблюдаем разрыв, и поэтому стратегии, единые, цельные тоже развиваются, и поэтому имеет смысл говорить о исследовательских стратегиях классической философии отдельно, и о постклассической тоже отдельно, потому что постклассическая ф. кардинально отличается от классической.

3.Основные отличительные признаки. классическая теория претендовала на охват всех проблем, строятся грандиозные системы в которых содержится знание о всех проблемах природного, социального, духовного развития. Для постклассики характерна фрагментаризация проблемных полей, постклассика в различных теориях направлена на решение отдельных «не больших » казалось бы, но очень важных проблем, проблемное поле диффиренцируется – философия права, философия политики, фил. науки. Поэтому непрерывная стратегия разрывается в этой точке.

Постклассику от классики отличает откат от одинарной позиции человек-мир которая характерна для классики.

Ее отличает понимание познания, в классике это беспредпосылочное знание, знание с чистого листа, осуществляемое биологическим субъектом, в постклассике это социальное существо, знания опираются всегда на традиции, есть некие априорные формы знания, которые идут от культуры, противопоставление человека миру вообще снимается.

И снимается преславутый вопрос «что первично материя или сознание, дух или природа» - этот вопрос не корректен для (пост(моя редакция))классической философии.

В классике рационализм доведенный до жесточайшей степени, а в постклассической философии идеи иррационализма, хотя рационализм тоже сохраняется, но он не занимает собой весь массив философского знания, иррационализм – признание внерационального или не рационального начала в мире.

Понимание исторического процесса и социальной реальности: классика – идея исторического прогресса, линейной направленности человеческая история, исторический оптимизм (рождается цивилизация XVIIIв ), постклассика – не линейные модели социального развития, в ряде случаев отказ от самого термина прогресс, в меньшей степени исторический оптимизм, в большей степени построение антиутопии, весьма пессимистического звучания, за этим различием скрывается перестройка оснований техногенной цивилизации, ее вхождение в новую фазу, кто говорит что это новая фаза, кто говорит что это новая цивилизация– информационное или постиндустриальное общество, но то что крупнейший цивилизационный сдвиг это очевидно, и этот сдвиг в нашем восприятии предстает в виде кризиса, кризис не как упадок, распад, кризис как перестройка оснований, ориентиров, это прежде всего духовный кризис, антропологический кризис, социальный кризис. В конце XX о кризисе мы знаем отовсюду – пресса, телевидение, значит цивилизация свой геном свои программы деятельности вынуждена перестраивать, иначе кризис экологический, инче деградация, иначе гибель. Это мироощущение отличается от мироощущения в XVIII в и в начале XIX в.

4. Если это и разные явления, то все равно есть общность. Общность в выполнении своей основной функции, своего основного предназначения – рефлексии над основаниями культуры, и оценивая эти основания, рисует картины возможных миров, т.е. философия осмысливает бытие, узнает она о нем из науки, из мира искусства, из всех фрагментов духовной жизни общества, она их переосмысливает и продуцирует возможные варианты развития. Пример: современная постмодернистская философия рисует картину мира в этой картине мы видим истоки того, что уже есть, на основе этого вырастает мир – хаос, мир-калейдоскоп, мир, в котором господствует случай, мир, в котором нет никакой закономерности, эти мотивы из реальности, в которой живет современный человек и современное общество, далее в этом мире нет никакого прогресса, нет никакого направленного изменения, образ– ризома: движение во все стороны сразу, движение нелинейное, человек понимается, как номад-кочевник, в мире формаций, виртуальном пространстве, в коммуникациях (Интернете), отсюда человек это номад испытывающих эйфорию в коммуникациях. Это образ не воплощенный целиком и полностью, где больше, где меньше, в нашем обществе еще нет, на Западе в большей степени, и когда фил. предъявляет такой образ обществу, это зеркало, в которой общество может посмотреться, нравится – прекрасно, движемся в том же направлении, не нравится, значит надо что-то делать, постмодернистская философия не учит как надо поступать, она говорит, как меняется мир, и в этом ее заслуга, она полна критицизма, она этот мир очень критически представляет в своих теоретических построениях. Так вот оснавная функция философии именно в этом, посмотреть на мир, мир природы, мир об-ва, мир человека, увидеть в нем зародыши этого будущего. Философия всегда плюралистична..

^ Еще разок Философию классическую и постклассическую объединяет рефлексия над миром полученной информации, в основании культуры, она все время работает с базисными понятиями культуры: человек, общество, благо, свобода, субъект познания, объект познания – это базисные понятия культуры, они еще называются универсалии культуры, основополагающие сквозь призму которых мы воспринимаем мир, и философия все время к ним возвращается, критически переосмысливает содержание, это ее всегда объединяет в разных версиях.

  1. Классика базируется на противопоставлении человека внешнему миру, отправная точка – ОВФ, постклассика – проблема сама по себе соотнесение с классическим наследием и понимание своего предназначения – основания для выделения, т.е. не основной вопрос философии а другие параметры, если мы отталкиваемся от этих параметров, то круг вопросов, соотнесение с классикой, что принимаем, что отталкиваем, понимание предназначения, тогда 3 основные стратегии, характеристики стратегий по заданным параметрам

У классики свои стратегии развития, у постклассики свои. Они не могут быть общими, потому что принципиально отличаются друг от друга. Классика – основные стратегии:

Отправная точка классической философии –

glava-selskogo-poseleniya-mihajlovskoe-municipalnogo-obrazovaniya-kurganinskij-rajon.html
glava-semdesyat-pervaya-pyatdesyat-devyataya.html
glava-semdesyat-shestaya-pyatdesyat-sedmaya.html
glava-semejnaya-zhizn-v-p-shejnov-muzhchinazhenshina-poznat-i-pokorit.html
glava-semnadcataya-bibliya-avtor-zabavnoj-biblii.html
glava-semnadcataya-dzhejms-klavell-segun.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-upravlenie-v-oblasti-ohrani-okruzhayushej-sredi-i-prirodopolzovaniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yurij-surenovich-saakov-stranica-16.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-trebovanij-k-ais-02-ponyatie-i-klassifikaciya-trebovanij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-soderzhit-razdeli-istoriya-ekologii-ekologiya-organizmov-ekologiya-populyacij-ekologiya-soobshestv-ekosistema-biosfera-prikladnaya-ekologiya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yak-9t-tankovij-istrebitel-762-mm-pistolet-pulemet-ppsh-41.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-predmet-i-metodi-ekonomicheskoj-teorii-ponyatie-predmet-funkcii-i-razdeli-et.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-razrabotki-obucheniya-anomalnih-detej-osnovnim-shkolnim-predmetam-39-metodi-i-formi-obucheniya-v-korrekcionnoj-shkole-43-urok-kak-osnovnaya-forma-obucheniya-57.html
  • lesson.bystrickaya.ru/masonskij-protokol-i-etiket.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-genetike-vida-chelovek-razumnij-voobshe-uchebnoe-posobie-vtoraya-redakciya-2010-g-udk-2-117-0-bbk-86-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/planirovanie-na-predpriyatii-organizaciya-normirovanie-i-oplata-truda-na-predpriyatiyah-mashinostroeniya-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-valyutnij-fond.html
  • klass.bystrickaya.ru/akcionernoe-obshestvo-nara-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-stazhirovki-na-baze-maou-sosh-8-g-krasnokamenska-s-12-po-14-dekabrya-2011-god.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sledstvie-zahodit-s-volta-pervij-kanal-novosti-26-05-2005-12-00-0013.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kontrolnaya.html
  • essay.bystrickaya.ru/drugoe-tv-gosduma-rf-monitoring-smi-6-8-oktyabrya-2007-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uralskaya-mezhregionalnaya-konferenciya-yunih-issledovatelej-intellektuali-xxi-veka.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-celi-i-zadachi-shemi-territorialnogo-planirovaniya-krasnoarmejskogo-municipalnogo-rajona-9-stranica-17.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zabolevaemost-uchashihsya-2010-2011-uchebnij-god-analiz-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ii-estetika-uilyama-morrisa-v-kontekste-hudozhestvennih-iskanij-v-anglii-xix-v.html
  • studies.bystrickaya.ru/formirovanie-poznavatelnih-interesov-na-urokah-chteniya-u-mladshih-shkolnikov-cherez-proizvedeniya-m-prishvina.html
  • student.bystrickaya.ru/--rasskazat-ne-umeet.html
  • knigi.bystrickaya.ru/severo-zapadnoe-okruzhnoe-upravlenie-obrazovaniya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zapadnoevropejskie-moneti-lekciya-vvodnaya-dlya-chego-neobhodimo-znat-paleografiyu-numizmatiku-metrologiyu.html
  • institute.bystrickaya.ru/evolyucionnaya-epistemologiya-techeniya-i-koncepcii-r-k-merton-osnova-etosa-nauki-4-imperativa-sostavlyayushie.html
  • student.bystrickaya.ru/1-putanica-v-date-okonchaniya-vojni-svyazana-s-dvumya-obstoyatelstvami-vopervih-7-maya-1945-goda-soyuzniki-ssha-i-velikobritaniya-uzhe-prinyali-kapitulyaciyu-gitlerovsk-stranica-18.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-speckursu-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta-omgu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-strukturnaya-teoriya-tryoh-stadij-razvitiya-sprosa-v-gostinichnom-biznese-i-mesto-rossijskoj-gostinichnoj-otrasli-v-etom-processe.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-osnovnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-lic-s-narusheniyami-zreniya-dlya-studentov.html
  • college.bystrickaya.ru/322-religioznaya-sistema-drevnegomezhdurechya-sravnitelnoe-bogoslovie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-2-organizaciya-territorii-oblasti-gradostroitelnij-kodeks-volgogradskoj-oblasti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-svet.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-kursu-organizaciya-sekretarskogo-obsluzhivaniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-na-2010-2011-uchebnij-god-po-napravleniyu-nachalnaya-shkola.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ispolzovanie-kompetentnostno-orientirovannih-zadanij-v-shkolnom-kurse-biologii-sbornik-materialov-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.