Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
.RU

Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования


На правах рукописи


ГЕХТ Ирина Альфредовна


ФОРМИРОВАНИе профессионально-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ будущих специалистов

социальной работы в вузе


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Челябинск – 2009


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»



^ Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

Киприянова Елена Владимировна.


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

^ Литвак Римма Алексеевна,





кандидат педагогических наук, доцент

Казаева Евгения Анатольевна.


^ Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский региональный институт

развития профессионального образования»



Защита состоится 18 декабря 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И.Ленина, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

Текст автореферата размещен на сайте университета: http:// www.susu.ac.ru.


Автореферат разослан 18 ноября 2009 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент




Кийкова Н. Ю.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Переживаемый российским обществом мировой экономический кризис характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности. Стремительно изменяется социальный облик общества. Растет социальное напряжение. В этих условиях сложившийся круг социальных и личностных проблем настоятельно требует своего оперативного разрешения через развертывание всесторонней многофункциональной социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной и социокультурной ситуации своего развития.

Социальная работа является одним из главных способов организационного и социально-технологического реагирования общества на новую социальную ситуацию. Ее роль в жизни современного общества определяется тем, что она выступает в качестве фактора социальной стабильности. Деятельность социального работника направлена на гармонизацию межличностных отношений, отношений личности и социума и, в конечном итоге, на гуманизацию и стабилизацию общества.

Специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированности у специалиста социальной работы глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации. Однако опыт показывает, что в практической работе специалиста нередки случаи нарушения поведенческих этических норм, принципов взаимодействия с клиентом, отсутствия осознанной гуманистически ориентированной цели профессиональной деятельности. В связи с этим в социальной сфере возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. В данном контексте особую актуальность приобретают проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы: особенности профессиональных ценностных ориентаций, профессиональной социализации, формирование у студентов компетентности и готовности к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Между тем анализ кадровой ситуации в социальной сфере свидетельствует о недостаточной эффективности процесса профессиональной подготовки специалистов социальной работы в вузах.

В социологических, психологических и педагогических исследованиях представлены теоретические предпосылки для решения проблемы повышения эффективности формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы.

В исследованиях философов С.Ф. Анисимова, Л.П. Буевой, Ю.А. Замошкина, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Л.П. Фомина, В.Н. Сагатовского, И.Т. Фролова, В.П. Тугаринова и других оформился категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации».

Спецификой развития и становления социальной работы как самостоятельной научной отрасли занимаются ведущие российские исследователи, такие как С.А. Беличева, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.В. Дармодехин, И.Г. Зайнышев, И.А. Зимняя, Э.Ш. Камалдинова, В.В. Колков, И.М. Лаврененко, А.И. Ляшенко, А.В. Мартыненко, В.П. Мошняга, В.А. Никитин, П.Д. Павленок, А.М. Панов, В.А. Сластенин, Л.В. Топчий, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др.

Определяющее значение для нашего исследования имеют педагогические исследования по проблемам профессиональной подготовки (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Д.Ф. Ильясов, Н.В. Кузьмина, B.C. Леднев, В.А. Сластёнин и др.), психологические исследования (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.). Вопросам профессионального становления личности посвящены работы М.А. Ахметовой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Т.К. Клименко, И.В. Резанович, А.В. Роговой, Е.Э. Смирнова, В.А. Ядова и др.

Конкретные вопросы профессиональной подготовки специалистов социальной работы, особенности профессионально-личностного развития, формирование профессиональной компетентности и готовность к профессиональной деятельности рассматриваются в работах Н.Ш. Валеевой, Н.Н. Галагузовой, Н.В. Долматовой, В.И. Жукова, Р.А. Литвак, О.А. Овсяник, Г.И. Осадчей, Н.М. Платоновой, Н.А. Ручковой, Л.В. Топчия, Т.Н. Третьяковой, Н.Б. Шмелевой, С.Д. Чигановой, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Анализ научных разработок показал, что при наличии исследований феномена ценности и ценностных ориентаций, особенностей профессиональной подготовки специалистов социальной работы, потенциал теоретического и практического компонентов высшего образования по формированию профессионально-ценностных ориентаций у специалистов социальной работы раскрыт не полностью.

Таким образом, ситуация, сложившаяся в теории и практике формирования ценностных ориентаций специалистов социальной работы в условиях вуза, характеризуется рядом противоречий:

На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы содержательные, процессуальные и организационно-педагогические средства формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе?

^ Цель исследования – разработать и апробировать в ходе опытно-экспери-ментальной работы модель формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы и педагогические условия её успешного функционирования.

^ Объект исследования – профессиональная подготовка будущих специалистов социальной работы в вузе.

Предмет исследования – научно-педагогическое обеспечение процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе.

^ Гипотеза исследования: формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы будет проходить успешно, если:

1) данный процесс осуществляется на основе педагогической модели, разработанной в соответствии с основными положениями системно-структурного, деятельностного и личностного подходов;

2) реализация модели обеспечивается совокупностью педагогических условий: предусматривающей: а) включение студентов в разнообразную по форме и содержанию учебную деятельность, нацеленную на освоение профессиональных ценностей социальной работы; б) использование в учебном процессе видео-кейсов, предполагающих анализ социальных проблем, нравственных последствий профессиональной деятельности; в) формирование нравственной позиции студентов посредством ценностно-рефлексивного проживания ситуаций различной социальной помощи населению в процессе прохождения производственной практики;

3) в практику профессиональной подготовки в вузе внедряется методика формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние проблемы исследования с целью обоснования актуальности выбранной темы и определения продуктивных способов ее решения.

2. Определить теоретико-методологическую стратегию исследования и на ее основе разработать и реализовать модель формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе.

3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий успешной реализации модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе.

4. Разработать методику формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе.

^ Теоретико-методологическую основу исследования составляют: основные положения системно-структурного (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, В.С. Тюхтин, Э.Г. Юдин и др.), деятельностного (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) и личностного (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, В.В. Сериков и др.) подходов; теоретические концепции, вскрывающие механизм формирования ценностных ориентаций (Н.А. Асташова, И.С. Батракова, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, М.И. Бурова-Ильина, В.П. Зинченко, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова и др.); научные исследования в области профессионального становления специалиста (Л.И. Божович, Е.А. Климов, С.П. Кряже и др.); теоретические разработки в сфере создания профессионального портрета специалиста социальной работы (Н.Ф. Басов, С.А. Беличева, К.В. Кузьмин, В.И. Курбатов, А.И. Лященко, Б.Н. Миронов, Е.И. Холостова, П.Я. Циткилов и др.).

^ Методы исследования: теоретические методы – анализ философской и психолого-педагогической литературы, понятийно-терминологический анализ базовых определений исследования, системный анализ; эмпирические – анкетирование, тестирование, опросы, изучение личных дел студентов, педагогическая экспертиза, методы математической статистики.

^ База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» и ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»; отдельные направления методики апробировались в ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Всего в опытно-экспериментальной работе были задействовано 320 студентов и 67 преподавателей.

Исследование проводилось в три этапа (2004–2009 гг.). На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

^ На первом этапе (2004–2006 гг.) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по теме исследования, выявлялось состояние изучаемой проблемы в практике вузов. Осуществлялась разработка модели формирования ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы и определение педагогических условий, обеспечивающих ее успешное функционирование в вузе. Проводился констатирующий эксперимент. Полученные данные позволили сформулировать рабочую гипотезу, определить цели и задачи, объект и предмет исследования

^ Второй этап (2006–2008 гг.) связан с организацией формирующего эксперимента по внедрению модели формирования ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе. Проводилось отслеживание результатов внедрения модели и педагогических условий ее успешного функционирования.

^ На третьем этапе (2008–2009 гг.) анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материла, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. Данные исследования были обобщены в методических рекомендациях, положены в основу докладов, сделанных на всероссийских и международных научно-практических конференциях.

^ Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Определена теоретико-методологическая стратегия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы – системно-структурный, деятельностный и личностный подходы.

2. Сконструирована педагогическая модель формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы. В качестве структурных компонентов модели рассмотрены: целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуальный и результативный блоки. Основными этапами реализации модели являются: ценностно-ориентационный, ценностно-деятельностный и ценностно-рефлексивный.

3. Теоретически обоснована и экспериментально проверена совокупность педагогических условий успешного функционирования модели: а) включение студентов в разнообразную по форме и содержанию учебную деятельность, нацеленную на освоение профессиональных ценностей социальной работы; б) использование в учебном процессе видео-кейсов, предполагающих анализ социальных проблем, нравственных последствий профессиональной деятельности; в) формирование нравственной позиции студентов посредством ценностно-рефлексивного проживания ситуаций различной социальной помощи населению в процессе прохождения производственной практики.

4. Разработана методика, раскрывающая механизм поэтапного формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе.

^ Теоретическая значимость работы состоит:

^ Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что: реализация предложенной модели формирования профессионально-ценностных ориентации позволит устранить противоречия между этико-нравственными требованиями профессии к личности специалиста социальной работы и существующим уровнем подготовки специалиста к деятельности в социальной сфере; разработана комплексная программа формирования профессиональной этики будущих специалистов социальной работы; разработан методико-дидактический инструментарий, включающий программное, научно-методическое обеспечение и дидактическое сопровождение процесса формирования ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе; разработан критериально-оценочный инструментарий, позволяющий определить уровни сформированности ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе.

Результаты исследования и полученные на их основе теоретические выводы положены в основу научно-методических рекомендаций по формированию ценностных ориентаций, влияющих на профессиональное становление будущих социальных работников в учебно-воспитательном процессе вузов. Материалы исследования могут быть использованы при модернизации действующих учебных программ подготовки будущих специалистов социальной работы, в разработке спецкурсов и спецсеминаров.

^ Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наук; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования; целенаправленной опытно-экспериментальной работой, ее количественным и качественным анализом; подтверждением гипотезы исследования, обработкой результатов опытно-экспериментальной работы методами математической статистики; репрезентативностью полученных данных; реализацией методических материалов исследования в педагогической практике.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель формирования профессионально-ценностных ориентаций отражает целостный процесс актуализации у будущих специалистов социальной работы системы мотивов, потребностей, интересов и норм поведения, определяющих их установки на гуманистическое отношение к клиентам, толерантность, ответственность, чувство долга и эмпатию при осуществлении взаимодействия с населением.

2. Педагогические условия обеспечивают успешную реализацию модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы. Первое условие касается нацеленности содержания и форм учебной работы студентов на освоение профессиональных ценностей социальной работы. Содержательная основа второго условия предполагает осуществление анализа социальных проблем и нравственных последствий профессиональной деятельности с использованием видео-кейсов. В последнем условии подчеркивается роль ценностно-рефлексивного проживания ситуаций различной социальной помощи населению для формирования нравственной позиции студентов в ходе производственной практики.

3. Методика формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы описывает поэтапное осуществление процесса интериоризации ценностей социальной работы (человек, творчество, профессиональное общение, эмпатия, нравственные нормы и ценности) во внутренний план личности студентов.

^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: посредством выступлений на международных конференциях: «Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации» (Челябинск, 2009 г.); «Вузовское преподавание: стратегия инновационного развития в условиях модернизации высшего профессионального образования» (Челябинск, 2009 г.); «Безопасность жизнедеятельности в третьем тысячелетии» (Челябинск, 2009 г.); выступлений с докладами на первом и втором Южно-Уральском социальном форуме (Челябинск, 2007 и 2008 гг.); внедрения результатов диссертационного исследования в методическую работу кафедры «Социальная работа» ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет».

^ Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 225 наименований. В тексте 17 таблиц, 10 рисунков. Объем диссертации 183 страницы.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, объект и предмет, формулируются гипотеза и задачи исследования, рассматривается теоретико-методологическая основа, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, указываются сведения об апробации и внедрении результатов.

В первой главе «^ Теоретические основы формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе» проводится анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; анализируются основные понятия исследования и теоретико-методологические подходы к решению проблемы приобщения будущих специалистов социальной работы к профессионально значимым ценностям; осуществляется решение задачи построения педагогической модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе; исследуются педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели.

Изучение практики высшей школы показало, что повышение качества подготовки будущих специалистов социальной работы должно осуществляться на фоне развития эмоционально-личностных регуляторов их поведения и деятельности. Было установлено, что в ряду таких регуляторов на передний план выдвигаются профессионально-ценностные ориентации социальных работников. Особую значимость данная проблема приобретает на современном этапе, что обусловливается направленностью деятельности социальных работников на гармонизацию межличностных отношений, обеспечение гуманизации и стабилизации общества. По оценкам большинства экспертов, социальная сфера становится важнейшей частью всего воспроизводственного механизма. От того, насколько эффективно она организована, насколько профессионально подготовлены социальные работники зависит политическая обстановка в стране и общий экономический климат на предприятиях и производствах.

Профессионально-ценностные ориентации являются необходимой составляющей профессионализма будущих специалистов социальной работы. Поэтому в диссертационном исследовании акцент ставится именно на формировании у будущих социальных работников профессионально-ценностных ориентаций.

При построении понятийной базы мы опирались на современные исследования, проведенные в области аксиологии. Исходя из укоренившихся здесь представлений о ценностях как значимых в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов объектов и явлений окружающей действительности, как осознанных личностью общих смыслов жизни, которые определяют нравственную позицию человека, нами было установлено, что идея формирования у будущих специалистов социальной работы профессионально-ценностных ориентаций является отображением складывающейся тенденции перехода от знаниево-направленного содержания профессионального образования к личностно-ориентированному, обеспечивающему единство и связь социокультурного пространства и развивающейся личности.

При определении понятия «профессионально-ценностные ориентации будущего специалиста социальной работы» мы учитывали особенности и характер деятельности данной категории работников. Специфика профессиональной деятельности специалистов социальной сферы раскрыта Н.Ф. Басовым, С.А. Беличевой, Л.А. Беляевой, К.В. Кузьминым, В.И. Курбатовым, А.И. Лященко, Б.Н. Мироновым, С.В. Тетерским, Е.И. Холостовой, П.Я. Циткиловым и др. Отмечается направленность социальной работы на индивидуальное решение повседневных проблем людей, гуманистический, субъект-субъектный характер взаимодействия социальных работников и клиентов, стремление к комплексному подходу в оказании помощи (К.В. Кузьмин, Б.Н. Миронов, П.Я. Циткилов и др.). Исследователи указывают на многоплановость и трудоемкость профессиональной деятельности социальных работников, а также ее посреднический характер (Н.Ф. Басов, А.И. Лященко, С.В. Тетерский и др.). Многие ученые в качестве главной особенности социальной работы называют наличие гуманистически ориентированных личностных качеств специалистов социальной сферы: моральную ответственность, милосердие, эмпатию, толерантность и др. (С.А. Беличева, Л.А. Беляева, В.И. Курбатов, Е.И. Холостова и др.).

Профессиональные ценности ориентируют социальных работников на профессиональное осуществление своей деятельности, обеспечивают соблюдение определенных обязанностей. Из достаточно большого числа профессиональных ценностей социального работника нами выделены следующие главные ценности: человек как наивысшая ценность; творчество как способность человека действовать в неопределенных ситуациях, реальное преобразование предметной действительности; профессиональное общение с людьми для активизации их самостоятельности и способности к самоопределению; эмпатия, рассматриваемая в качестве основы профессионального общения; нравственные нормы и ценности (ценности долга, ответственности, гуманизма, семьи, коллективизма, достоинства и др.).

Ценности социального работника экстериоризуются в его профессионально-ценностных ориентациях. Мы отталкивались от того, что в ценностных ориентациях проявляется органическое единство ведущих интересов личности и общества. При этом главной функцией ценностных ориентаций является регуляция социального поведения личности. Мы также основывались на том, что ценностные ориентации определяют социальную активность личности, ее социальную зрелость, в которой серьезную роль играют сформированные потребности и интересы.

В соответствии с этим профессионально-ценностные ориентации будущего специалиста социальной работы рассматриваются в диссертации как личностное образование, которое включает систему мотивов, потребностей, интересов и норм поведения, определяющих его установки на гуманистическое отношение к клиентам, толерантность, ответственность, чувство долга и эмпатию при осуществлении взаимодействия с населением. Структурными компонентами профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы являются: когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивно-оценочный.

Когнитивный критерий выполняет ориентационную функцию и отражает в сознании студентов представления о содержании и ценностях социальной работы, методов ее осуществления с разными категориями нуждающихся людей, понимание важности и необходимости социальной деятельности в современных социально-экономических условиях. Мотивационный критерий представлен системой устойчивых мотивов осуществления социальной помощи населению, а также совокупностью ценностей и смыслов, определяющих нравственную устойчивость и стремление осуществлять социальную помощь. Деятельностный критерий характеризует практический, действенный характер профессионально-ценностных ориентаций. Он проявляется во владении ценностно-ориентировочными действиями в социальной работе, расширении приемов и способов оказания реальной социальной помощи нуждающимся людям, обладании методами коммуникации с различными категориями людей. Рефлексивно-оценочный критерий несет в себе содержательную сторону профессиональных ценностей в сознании и поведении социального работника, оценку социальной деятельности с позиции личностной значимости. Рефлексивно-оценочная деятельность протекает через анализ существующей социальной действительности и собственных действий, самоанализ и самокорректировку, рефлексию образа «Я» в процессе осуществления социальной работы.

Выделенные критерии позволили раскрыть механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы. В диссертации этот процесс определен как закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры профессионально-ценностных ориентаций и внешних форм их проявления, в результате чего возникает новое качественное состояние, основой которого выступает диалектическое единство возможного и действительного в поведении субъектов социальной деятельности.

Целостный и целенаправленный процесс формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе представлен в виде педагогической модели. При ее проектировании мы принимали во внимание следующие обстоятельства: требования, предъявляемые государством и обществом к качеству профессиональной подготовки социальных работников; основные педагогические идеи исследований по проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций; разработки в области теории и технологии формирования ценностных ориентаций.

Проектирование модели осуществлялось в соответствии с основными положениями системно-структурного, деятельностного и личностного подходов. Системно-структурный подход подчеркивает целостность и структурированность процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций, позволяет выделить и обеспечить полноту структурных компонентов модели, выявить связи и зависимости между ними. Деятельностный подход позволяет рассматривать исследуемый процесс комплексно, с учетом особенностей совместной деятельности всех ее субъектов. В контексте деятельностного подхода результат формирования профессионально-ценностных ориентаций определяется организацией целенаправленных системных воздействий на процесс профессиональной подготовки и обеспечением его деятельностного характера. Личностный подход позволяет учесть особенности студентов как будущих специалистов социальной работы и, в соответствии с этим, определить адекватные формы, методы и средства формирования профессионально-ценностных ориентаций.

Выбранные методологические основания определили структурное представление и содержательное наполнение модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы. В структуре модели выделены пять блоков: целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуальный и результативный. Основными этапами реализации модели стали: ценностно-ориентационный, ценностно-деятельностный и ценностно-рефлексивный. Особенностью модели является последовательное достижение более высокого уровня сформированности ценностных ориентаций в результате своевременного анализа и выбора педагогических условий формирования ценностных ориентаций на протяжении всего образовательного процесса в соответствии с изменением уровня ценностных ориентаций. В схематическом виде модель представлена на схеме (рис.).

Для обеспечения успешной реализации модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы мы определили следующие педагогические условия: включение студентов в разнообразную по форме и содержанию учебную деятельность, нацеленную на освоение профессиональных ценностей социальной работы; использование в учебном процессе видео-кейсов, предполагающих анализ социальных проблем, нравственных последствий профессиональной деятельности; формирование нравственной позиции студентов посредством ценностно-рефлексивного проживания ситуаций различной социальной помощи населению в процессе прохождения производственной практики.

Целевой блок

Цель – развитие у будущих специалистов социальной работы системы мотивов, потребностей, интересов и норм поведения, определяющих их установки на гуманистическое отношение к клиентам, толерантность, ответственность, чувство долга и эмпатию при осуществлении взаимодействия с населением








Задача: формирование представлений о сущности содержания и методах социальной работы, о ее государственной, общественной и личностной значимости

Задача: развитие приемов ценностно-ориентировочной деятельности, формирование опыта осуществления социальной помощи

Задача: содействие студентам в осознание личной ответственности за последствия предстоящей профессиональной деятельности








Теоретико-методологический блок

Концепции гуманистического и личностно ориентированного профессионального образования


Методологические подходы: системно-струк-турный, деятельностный, личностный


Принципы: гуманизма, сотрудничества, культуросообразности, персонификации индивида, восхождение к культуре












Содержательный блок

Программы факультативов и модульных курсов по направлениям: профессионально-развивающее, творческо-деятельностное, формирования профессиональной этики будущих специалистов социальной работы









Процессуальный блок

Этапы: ценностно-ориента-ционный, ценностно-дея-тельностный, ценностно-рефлексивный


Методы и приемы учебной работы: деловые игры, учебно-ролевые, педагогические, социально-педагогические ситуации, решение проблемно-ситуационных задач профессионального содержания









Результативный блок

Критерии

Показатели






Когнитивный

Представление о содержании и ценностях социальной работы; знание методов ее осуществления с разными категориями нуждающихся людей; понимание важности и необходимости социальной деятельности в современных социально-экономических условиях








Мотивационный

Устойчивость системы мотивов и смыслов осуществления социальной помощи населению; готовность руководствоваться ценностями и идеалами при работе с населением; стремление осуществлять социальную помощь; нравственная устойчивость





Деятельностный

Владение ценностно-ориентировочными действиями в социальной работе; расширение приемов и способов оказания реальной социальной помощи нуждающимся людям; обладание методами коммуникации с различными категориями людей








Рефлексивно-оценочный

Анализ социальной действительности и собственных действий; осуществление самоанализа, самокорректировки и рефлексии образа «Я»; умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих с позиции социальных ценностей












Рис. Модель формирования профессионально-ценностных ориентаций

будущих специалистов социальной работы в вузе

Первое педагогическое условие связано с включением студентов в разнообразную по форме и содержанию учебную деятельность, нацеленную на освоение профессиональных ценностей социальной работы. Необходимость данного условия определяется стремлением обеспечить практико-ориентированный характер профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы как дополнительной возможности реализации личностных профессиональных потребностей, коррекции профессионально значимых качеств личности. Разнообразная по форме и содержанию учебная деятельность предоставляет возможность будущему социальному работнику приобретать новые знания и самостоятельно совершенствовать свои умения. Особое значение при этом имеет личностная ориентированность и социально преобразовательная направленность учебной деятельности.

Включение студентов в социально-культурную деятельность в диссертации предлагается рассматривать в двух направлениях: организация самостоятельной деятельности будущего социального работника как в процессе подготовки к работе в специализированных учреждениях социальной сферы, так и непосредственно практической работы в таких учреждениях. В качестве действенной формы учебной работы выступают открытые семинары по актуальным проблемам социальной работы; факультативы, касающиеся вопросов социальной работы с различными категориями населения; диспуты, посвященные острым социальным проблемам, этики и морали социального работника. Освоение профессиональных ценностей социальной работы предлагается также осуществлять с использованием активных форм проведения учебных занятий. В диссертации обосновано, что такие занятия способствуют формированию у студентов опыта поведения в различных типах социальных коммуникаций.

Второе педагогическое условие касается использования в учебном процессе видео-кейсов, предполагающих анализ социальных проблем, нравственных последствий профессиональной деятельности. Выделение данного условия обусловлено спецификой социальной работы как профессиональной деятельности. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы.

С этой целью предлагается использовать в учебном процессе видео-кейсы, демонстрирующие различные социальные коммуникации (case-method). Нами установлено, что использование видео-кейсов с различными развивающими функциями способствует осознанию студентами собственной роли в решении социальных проблем и принятии личностной ответственности за результаты индивидуально-преобразующей деятельности.

Третье педагогическое условие – формирование нравственной позиции студентов посредством ценностно-рефлексивного проживания ситуаций различной социальной помощи населению в процессе прохождения производственной практики. Наличие данного условия определяется усложнением задач нравственного воспитания молодежи в связи с существенными изменениями в социальной среде, проявляющимися в свободном поведении молодого поколения, антипедагогическом влиянии средств массовой информации, телевидения, печатной и видео продукции, безответственном характере поведения людей, агрессивности и нетерпимости к различным социальным проявлениям. Это требует выработки у студентов защитных реакций, развития умений адекватной оценки собственного социального поведения и поведения окружающих.

Нравственная позиция определяется в диссертации как оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую будущий специалист социальной работы должен сам осознать и принять ее как ориентир для своей профессиональной деятельности. Процесс формирования нравственной позиции длителен и требует педагогически выверенных подходов, где важную роль играет развитие самооценки, выполняющей регулятивную функцию в деятельности социального работника. Поэтому нами предлагается оказывать содействие студентам в формировании нравственной позиции в процессе прохождения ими производственной практики. При этом действенным средством развития нравственной позиции студентов в диссертации выбрано эмоционально-рефлексивное проживание студентами ситуаций различной социальной помощи населению. Именно такое эмоционально-рефлексивное проживание влияет на характер отношения студентов к предстоящей профессиональной деятельности, стимулирует их нравственный выбор в различных ситуациях.

В диссертации доказывается, что выделенный комплекс педагогических условий способствует успешной реализации модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе» описываются логика и содержание педагогического эксперимента, диагностика его результатов, раскрывается методика формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе, анализируются и обобщаются результаты эксперимента.

Целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка эффективности модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы при реализации соответствующего комплекса педагогических условий. Эта цель обусловила характер основных задач, решаемых в ходе эксперимента: 1) разработать диагностический инструментарий; 2) экспериментально проверить влияние выделенных педагогических условий на эффективность функционирования модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы; 3) апробировать методику формирования у будущих специалистов социальной работы профессионально-ценностных ориентаций; 4) обобщить полученные результаты с помощью методов математической статистики.

При разработке диагностического инструментария мы опирались на структуру профессионально-ценностных ориентаций специалистов социальной работы и принципы обоснованности, устойчивости, правильности и точности информации. Это позволило нам выделить оценочные критерии и показатели, в соответствии с которыми подобрать диагностические методики (табл. 1).

Таблица 1

^ Критерии, показатели и диагностические методики профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы

Критерии

Показатели

Диагностические

методики

Когнитивный

  • Представление о специфике содержания и ценностях социальной работы;

  • знание содержания и методов социальной работы с разными категориями нуждающихся и осознание их как ценности;

  • понимание важности и необходимости социальной работы в сложных ситуациях экономического развития России.

  • Разработанные тестовые материалы;

  • контрольные работы;

  • изучение направленности на приобретение знаний (Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова);

  • Сочинение на тему «Мир ценностей личности»;

  • Методика ЦОЛ-8 (Г.Е. Леевик).

Мотивационный

  • Устойчивость системы мотивов и смыслов осуществления социальной помощи населению;

  • готовность руководствоваться ценностями и идеалами при работе с населением;

  • стремление осуществлять социальную помощь;

  • нравственная устойчивость.

  • Методика оценки уровня притязаний (Ф. Хоппе);

  • выявление осознанности различных компонентов мотива (А.В. Ермолин и Е.П. Ильин);

  • мотивация обучения в вузе (Т.И. Ильина).




Деятельностный

  • владение ценностно-ориентировоч-ными действиями в социальной работе;

  • расширение приемов и способов оказания действенной социальной помощи нуждающимся людям;

  • обладание методами коммуникаций со сложными людьми».

  • изучение особенностей формирования ценностных ориентация (А. Гоштаутас, М.А. Семенов, В.А. Ядов);

  • многофакторный личностный опросник Р. Кеттела;

  • методика М. Рокича, адаптированная А. Гоштаутасом, М.А. Семеновым, В.А. Ядовым.

Рефлексивно-оценочный

  • Анализ существующей действительности и собственных действий;

  • осуществление самоанализа, самокорректировки, рефлексии образа «Я»' в процессе социальной работы;

  • умение адекватно оценивать свое поведение и поведение других людей с позиции социальных ценностей.

  • Разработанные тесты, опросники, педагогическое наблюдение;

  • самооценка;

  • методики САН 25.

На основе теоретических разработок и практических исследований были выделены пять уровней профессионально-ценностных ориентации будущих специалистов социальной работы: деструктивный, пассивный, эмоциональный, фрагментарно-рефлексивный, устойчиво-рефлексивный.

Деструктивный уровень характеризуется крайне низкой осведомленностью студентов о профессиональных ценностях. При выборе своих действий и поступков они не ориентируется на этические нормы, считая их формальностью. Оценка окружающих проводится только с личностных позиций, часто негативных. Собственное поведение отличается принципом: все для себя любимого. Пассивный уровень предполагает некоторую осведомленность студентов о профессиональных ценностях, однако, применение имеющихся знаний часто спонтанно. Основа выбора поведения – личностные предпочтения в поведении. Оценка окружающих осуществляется в соответствии с отношением к человеку, собственное поведение отличается принципом «все что ни делается, все к лучшему». Эмоциональный уровень предполагает наличие осведомленности студентов о профессиональных ценностях, но применение имеющихся знаний полностью зависит от мнения и поведения окружающих. Поведение часто безвольное, эмоциональное. Нет оценочных действий, как собственного поведения, так и поведения окружающих. Фрагментарно-рефлексивный уровень предусматривает достаточные знания студентов о профессиональных ценностях, осознанное их применение. Положительное, уверенное отношение к этическому поведению, однако, собственное выполнение норм и правил не стабильно. Использование знаний этического поведения часто откладывается на будущее. Оценка окружающих адекватна. Устойчиво-рефлексивный уровень предполагает хорошие, осознанные знания профессиональных ценностей, стремление узнать о профессии как можно больше. Поведение отличает самостоятельность и уверенность в этическом поведении. Хорошо проявляются волевые и рефлексивные качества личности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Челябинского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета, отдельные направления методики апробировались в Челябинском государственном педагогическом университете. В процессе исследовательской работы были задействованы 320 студентов и 67 преподавателей.

Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и повторно формирующего этапов работы.

Констатирующий этап работы проводился в 2004-2006 годах в трех вузах, что дало возможность сравнить полученные данные, а также исключить возможность случайных вариантов, обусловленных какими-то внутривузовскими условиями. Диагностика представляла собой комплекс психолого-педагогических мероприятий: тестирование, анкетирование, групповая дискуссия и наблюдение, самооценка и самоанализ.

Результаты, полученные нами на констатирующем этапе эксперимента, позволили сделать следующие выводы:

1. Преподавательский состав, осуществляющий профессиональную подготовку специалистов социальной сферы, понимает важность целенаправленной работы по формированию у студентов профессионально-ценностных ориентаций, однако не обладают должной мотивацией к ее осуществлению.

2. Специалисты учреждений социальной защиты, муниципальных органов власти считают необходимым оказание педагогического влияния преподавателей вузов на будущих специалистов социальной работы с целью формирования у них профессиональных ценностей, обусловливающих готовность и желание к работе с различными слоями населения.

3. Выпускники высшей школы в основном не готовы соотносить свое поведение с социальными ценностями, самостоятельно определять вектор своих поступков, часто полагаются на ситуацию или собственные эмоции.

Полученные выводы подтвердили актуальность избранной темы исследования и необходимость разработки методики формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы.

Положения гипотезы проверялись в ходе формирующего эксперимента, в котором приняло участие 137 студентов. В эксперименте участвовали 5 групп: 4 экспериментальных и одна контрольная. Каждая группа представляла собой студенческую группу, что дало возможность провести сравнительный эксперимент по типу вариативного, то есть в процессе подготовки будущих специалистов социальной работы в каждой из четырех экспериментальных групп были созданы неодинаковые наборы условий педагогического содействия в развитии профессиональных ценностей. В контрольной группе специально выделенные нами условия не создавались.

Методика формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы состоит из трех этапов: ценностно-ориентационный (формирование представлений о сущности, специфике содержания и методах социальной работы, о её государственной, общественной и личностной значимости), ценностно-деятельностный этап (развитие приёмов ценностно-ориентировочной деятельности, формирование опыта осуществления социальной помощи) и ценностно-рефлексивный этап (осознание личной ответственности за последствия профессиональной деятельности). В основу разработки методики были положены принципы: гуманизма, сотрудничества, культуросообразности, персонификации индивида, восхождение к культуре.

Ценностно-ориентационный этап (6 месяцев) является подготовительным этапом, начало которого совпадает с пятым семестром (третьим курсом) обучения в вузе. Работа на данном этапе предполагает обоснование зависимости успешности как учебной, так и профессиональной деятельности от уровня профессионально-ценностных ориентаций студентов.

Ориентация будущих специалистов социальной работы в профессиональных ценностях осуществлялась с помощью включения студентов в разнообразную по форме и содержанию учебную деятельность, нацеленную на освоение профессиональных ценностей социальной работы, что является первым педагогическим условием. Так, в образовательный процесс были включены открытые семинары по проблемам социальной работы: «Социально незащищенные люди – кто они?», «Ценности современного общества», «Социальная ответственность за обездоленных», «Нравственные аспекты в работе с трудными подростками» и др. Работали факультативы «Профессиональные ценности социального работника» и «Особенности социальной работы с разновозрастным населением». Проводились диспуты «Ответственность общества или государства?», «Этический кодекс социального работника».

Содержание работы на данном этапе варьировалось с помощью подбора, систематизации и анализа информации о социальной работе в России, которую студенты могли получить из средств массовой информации; общественно значимых событий, происходящих в городе или районе; фактов и явлений, очевидцами которых они стали в процессе учебно-производственной практики.

На втором – ценностно-деятельностном (6 семестр) - этапе осуществлялся поиск, систематизация, обобщение и классификация информации; разработка и принятие социальных решений в соответствии с нравственными принципами; работа в малой группе. На данном этапе реализовывалось уже два педагогических условия, т.е. продолжало реализовываться первое и добавилось второе условие, предполагающее использование в учебном процессе видео-кейсов, предполагающих анализ социальных проблем, нравственных последствий профессиональной деятельности.

Тематика видео-кейсов, демонстрирующих педагогические ситуации, заимствовалась из видео-фондов университета, а также из кинофонда Челябинской области. Ситуации подбирались с учетом различных направлений деятельности специалиста социальной работы и уровня мотивации на овладение ценностными ориентациями.

Развитие умений нравственного поведения осуществлялось и с использованием активных форм проведения занятий, направленных на получение студентами опыта поведения в различных типах социальных коммуникаций (межличностная; функционально-ролевая, групповая, межгрупповая). При этом студенты осваивали структурные роли поведения в групповой работе.

На третьем – ценностно-рефлексивном (3 месяца) - этапе формирования профессионально-ценностной ориентации будущих специалистов социальной работы, совпадающего в нашем случае с летней производственной практикой и защитой практики в 7 семестре, было реализовано третье педагогическое условие – формирование нравственной позиции студентов посредством ценностно-рефлексивного проживания ситуаций различной социальной помощи населению в процессе прохождения производственной практики. Практика была организована в центрах социального обслуживания и социальной защиты населения Челябинской области, кризисных центрах и благотворительных организациях г. Челябинска.

На этом этапе мы стремились дать студентам соответствующий профессиональный опыт по решению локальных социальных задач в условиях нестабильности общественных отношений, при этом они проводили работу как индивидуально, так и в малых группах. Важным аспектом третьего этапа является максимальная реальность происходящего и, следовательно, респонденты были поставлены в условия необходимости учета многих факторов среды, психологических особенностей нуждающихся в социальной помощи и т.д.

Овладение специальными знаниями, связанными с будущей профессиональной деятельностью, самостоятельная разработка проектов, программ на предыдущих этапах способствовали включению студентов в активную практическую деятельность в различных типах специализированных социальных учреждений. На данном этапе происходила коррекция и закрепление формируемых качеств и умений, развивалась устойчивая профессиональная направленность личности, развивались профессионально значимые качества, совершенствовались рефлексивные навыки будущих специалистов социальной работы.

Основными методами развития ценностно-рефлексивного компонента формируемых ориентаций студентов были: практические задания, обсуждение своего поведения и поведения окружающих в малых группах, поиск решений в нестандартных ситуациях, консультирование с более опытными специалистами, ведение дневника практики; наблюдение за работой сотрудников органов социальной защиты, саморефлексия.

Для подтверждения эффективности разработанной нами модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы и комплекса педагогических условий, способствующих её функционированию, были проведены диагностические мероприятия. По результатам трех диагностических срезов в диссертации построены графики и таблицы, демонстрирующие динамику развития профессионально-ценностных ориентаций студентов в системе высшего профессионального образования.

Для определения статистической различимости результатов мы воспользовались угловым преобразователем критерия Фишера (табл. 2).

Таблица 2

^ Сравнение результатов исследования экспериментальных и контрольной групп

Характеристики

Группы

Э1 и К

Э2 и К

Э3 и К

Э4 и К

до экспери-мента

после экспери-мента

до экспери-мента

после экспери-мента

до экспери-мента

после экспери-мента

до экспери-мента

после экспери-мента

Когнитивный

0,51

4,46

0,27

3,13

0,18

4,17

2,12

2,84

Мотивационный

0,82

4,35

0,48

1,54

0,41

1,45

0,37

0,16

Деятельностный

1,47

2,52

0,69

5,22

0,18

1,72

0,14

2,63

Рефлексивно-оценочный

0,69

4,63

0,24

0,57

0,27

4,61

0,45

1,96


Прим.: Простой шрифт в ячейках означает отсутствие различий между группами по определенной характеристике (эмпирическое значение критерия попадает в зону незначимости, уровень значимости более 0,05), а жирный без подчеркивания – наличие некоторых различий (эмпирическое значение критерия попадает в зону неопределенности, уровень значимости от 0,01 до 0,05), жирный с подчеркиванием – наличие явных различий (эмпирическое значение критерия попадает в зону значимости, уровень значимости меньше 0,05).


Для анализа изменений, происходящих в результате эксперимента, был использован Т-критерий Вилксона. В диссертации представлено сопоставление оценок по всем индикативным показателям состояния профессионально-ценностных ориентаций у будущих специалистов социальной работы до и после эксперимента во всех группах. Таким образом, значимость положительных сдвигов в экспериментальных группах нами была доказана.

Для сопоставления результатов, полученных при реализации различных комплексов педагогических условий, использовались значения средней арифметической взвешенной. Составляя приращения структурных компонентов профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы и сравнивая их значения в экспериментальных и контрольной группах, мы получили величины приращения во всех группах эксперимента (табл. 3).

Представленные данные позволяют количественно оценить успешность реализации модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы и комплекса педагогических условий, повышающих эффективность разработанной модели.

Таблица 3

^ Качественные приращения по каждому элементу профессионально-ценностных ориентаций после эксперимента

Критерии

Э1

Э2

Э3

Э4

К

Когнитивный

1,38

1,25

0,49

0,91

0,27

Мотивационный

1,39

0,46

0,52

0,33

0,21

Деятельностный

1,48

1,29

0,64

0,96

0,26

Рефлексивно-оценочный

1,45

0,47

1,41

0,54

0,19


Из приведенных данных видно, что самые высокие показатели были отмечены в экспериментальной группе Э1, в которой реализовывался полный комплекс выдвинутых нами педагогических условий. Естественное развитие компонентов профессионально-ценностных ориентаций в К (контрольной) группе было незначительным, так как не осуществлялась систематическая и целенаправленная работа по формированию интересующих нас ценностных ориентаций.

^ В заключении диссертации представлены выводы, сформулированные на основе теоретического анализа и экспериментальной работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.


^ Основные выводы исследования


В ходе исследования была выявлена и изучена разработанность проблемы формирования ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе. Данная проблема является одной из самых актуальных в педагогической теории и практике социального профессионального образования, это обусловлено повышением требований к уровню профессионализма специалистов социальной работы, а также недостаточной разработкой данных вопросов в теории и практике профессионального образования.

1. Проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих социальных работников находится сегодня в ряду важнейших педагогических проблем, требующих глубокого изучения и решения. Ее актуальность обусловлена потребностью общества в специалистах социальной работы, способных к освоению профессиональных ценностей, находящихся на высоком образовательном и профессиональном уровне; а также недостаточной теоретической, практической и методической разработанностью процесса формирования ценностных ориентаций.

2. Для формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы наиболее целесообразным является использование системно-структурного, деятельностного и личностного подходов, на основе которых разрабатывалась модель формирования профессионально-ценностных ориентаций в условиях вуза. Реализация модели осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в экспериментальных группах.

3. Профессионально-ценностные ориентации будущего специалиста социальной работы рассматривается как личностное образование, которое включает систему мотивов, потребностей, интересов и норм поведения, определяющих его установки на гуманистическое отношение к клиентам, толерантность, ответственность, чувство долга и эмпатию при осуществлении взаимодействия с населением. Это понятие уточнялось в соответствии с особенностями профессиональной деятельности социальных работников и с определением уровней сформированности ценностных ориентаций студентов.

4. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность функционирования модели, является необходимым и достаточным для эффективного формирования профессионально-ценностных ориентаций, влияющих на профессиональное становление будущих специалистов социальной работы.

5. Методика развития профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы включает три этапа: ценностно-ориентаци-онный, ценностно-деятельностный и ценностно-рефлексивный, на которых реализовывались соответствующие педагогические условия.

6. Разработанный диагностический инструментарий позволил зафиксировать качественные изменения в развитии профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы во всех экспериментальных группах, а наилучший результат – в первой экспериментальной группе, где были реализованы педагогические условия в полном объеме.

7. Результатами исследования рассмотренной проблемы явились обоснованные теоретические и методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы, которые предоставляют возможность преподавателям общепрофессиональных и специальных дисциплин наиболее эффективно разрабатывать способы и средства организации учебного процесса.

Анализ результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, цель и задачи научного поиска решены.

Данное диссертационное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшие научные изыскания перспективны в разработке таких аспектов, как пакет диагностических программ сформированности ценностных ориентаций; методик, приемов, технологий для преподавателей вузов, осуществляющих данный процесс.


^ Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Монографии

  1. Гехт, И. А.. Гендерные аспекты социальной политики / И. А. Гехт // Социальная работа: региональный аспект: монография / О. В. Авилов и др.; отв. ред. Т. Г. Калугина, А. Ю. Шатин – Челябинск: Взгляд, 2006. – 509 с.


^ Статьи в журналах, включенных в реестр ВАК РФ

2. Гехт, И. А. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе / И. А. Гехт // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. - 2009. – № 6. – С. 291-294.


Статьи в сборниках научных трудов и докладов

на научно-практических конференциях

3. Гехт, И. А. Принципы семейной политики / И. А. Гехт // Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации: материалы XV международной научно- практической конференции. – Челябинск: Уральский социально-экономический институт АТиСО, 2008. – Ч. 1. – С. 39-44.

4. Гехт, И. А. Принцип социального партнерства в семейной политике / И. А. Гехт // Семья и демография: региональная политика: материалы II Южно-Уральского социального форума. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2009. – Ч.2. – С. 123-129.

5. Гехт, И. А. Радиационная безопасность: уроки прошлого, стратегия будущего / И. А. Гехт, Л. В. Коржова // Безопасность жизнедеятельности в третьем тысячелетии: материалы IV международной научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – Том 2. – С. 28-31.

6. Гехт, И. А. К вопросу о профессиональном становлении студентов специальности «Социальная работа»/ И. А. Гехт // Вузовское преподавание: стратегия инновационного развития в условиях модернизации высшего профессионального образования: материалы IX международной научно-практической конференции. – Челябинск: ЧГПУ, 2009. – С. 44-53.

7. Гехт, И. А. К вопросу о профессиональном самосознании будущих специалистов социальной работы / И. А. Гехт // Коммуникационные процессы в вузе: материалы III международной научно-практической конференции. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – С. 50-58.


Учебные и методические пособия

8. Гехт, И. А. Организация прохождения практики студентов специальности «Социальная работа». Методические рекомендации /О. А. Вихорева, И. А. Гехт, Н. А. Суркова – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2008. – 25 с.


ГЕХТ ИРИНА АЛЬФРЕДОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Подписано в и печать 16.11. 2009

Формат бумаги 60х841/16. Объем 1,5 усл. п. л.

Заказ № Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии с готового оригинал-макета

ge-07-41236-r-100507-100507.html
geburbulis-programma-konferencii-otkritie-konferencii-mironov-sergej-mihajlovich.html
gefest-vulkan-kniga-rasskazivaet-o-samih-znamenitih-iz-bogov-kotorim-poklonyalis-v-proshlom-a-otchasti-poklonyayutsya.html
gegel-i-ego-vliyanie-diplomnaya-rabota.html
gei-2017-monitoring-po-teme-legalizaciya-ks-internet-25-31.html
gejman-nil-kniga-kladbish-lyubitelskij-perevod-stranica-8.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-smisle-truda-kniga-izvestnogo-avstrijskogo-psihiatra-i-psihoterapevta-v-frankla-yavlyaetsya-izlozheniem-osnovnih.html
  • crib.bystrickaya.ru/igornij-biznes-v-rossii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-a-mitnik-kratkaya-istoriya-korabelnih-nauk.html
  • desk.bystrickaya.ru/pastor-iz-ssha-prizval-zhenatih-prihozhan-udalit-akkaunti-s-facebook-zasedanie-pravitelstvennoj-komissii-po-federalnoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/mi-dostigli-togo-rezultata-na-kotorij-rasschitivali-vechernij-novosibirsk-13092007.html
  • composition.bystrickaya.ru/oprosnik-1-diagnostika-poznavatelnih-sposobnostej-kak-pervoe-didakticheskoe-uslovie-dolzhna-bit-rannej-posledovatelnoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-provedenii-konkursa-semejnogo-audiovizualnogo-tvorchestva-posvyashennogo-mezhdunarodnomu-dnyu-semi-i-235-letiyu-osnovaniya-goroda-lugi.html
  • spur.bystrickaya.ru/leninsk-kuzneckogo-gorodskogo-okruga-reshenie-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/odurachennie-sluchajnostyu-skritaya-rol-shansa-na-rinkah-i-v-zhizni-m-internet-trejding-248-s-stranica-13.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • tests.bystrickaya.ru/kuznecov-boris-vyacheslavovich-kandidat-istoricheskih-nauk-umom-yaponskim-ne-ponyat-priklyuchenie-yaponcev-v-rossii-1783-1792-gg.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofiya-yazika-traktata-logika-yazika-versus-logika-mishleniya-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sushnost-i-metodi-socialnogo-partnerstva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-provedeniya-issledovaniya-i-plan-vipolneniya-proekta-izuchenie-teorii-literaturi-chtenie-i-analiz-skazok-m-e-saltikova-shedrina-izuchenie-kriticheskoj-literaturi-po-teme-proekta.html
  • bystrickaya.ru/vvedenie-v-cifrovuyu-tehniku-partin-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-dlya-6-klassov-po-istorii-rossii-orientirovan-na-ispolzovanie-uchebnika-istoriya-rossii-sdrevnejshih-vremen-do-konca-xvi-v-a-a-danilova.html
  • report.bystrickaya.ru/igra-kot-v-meshke-uchastvuyut-dve-komandi-kazhdoj-komande-neobhodimo-sobrat-svoego-kota-dostavaya-iz-meshka-po-odnoj-chastichke.html
  • literature.bystrickaya.ru/devyat-slov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/soderzhanie-otveta-programma-disciplini-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stati-o-bezdomnosti-zhurnalistov-uchastnikov-konferencii-informacionnij-byulleten-2-28-fevralya-2008-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursi-tovarishestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-kazfosfat.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-rastitelnij-ornament-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-ispolnitelskoe-masterstvo-lakovaya-miniatyura-specialnost.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-administracii-centralnogo-rajona-plan-meropriyatij-po-provedeniyu-nedeli-kachestva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sotovaya-svyaz.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-ucheta-zatrat-chast-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoriya-i-metodika-ekologicheskogo-obrazovaniya-detej-specialnosti.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-dobra-i-krasoti.html
  • desk.bystrickaya.ru/planirovanie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-metodicheskie-trebovaniya-k-organizacii-i-provedeniyu-kontrolya-rukovodstvo-po-gigienicheskoj-ocenke-faktorov.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompleksnie-chisla.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-polnocennogo-otveta-na-voprosi-nado-posmotret-samostoyatelnuyu-rabotu-vchem-zaklyuchaetsya-mudrost-sokrata-.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-iii-kursa-specialnosti-061100-sost-g-s-cvetkova-e-b-rumyanceva-g-a-apaev-joshkar-ola-margtu-2001-23-s.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-katakombi-zona-porazheniya-vasilij-orehov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/professionalnaya-etika-yurista-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/preodolej-bolezni-idya-naperekor-sudbe-i-oficialnoj-medicine-nevidumannie-istorii-iz-zhizni-vrachej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.