.RU

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе


Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков

на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе.

Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. С.Ф. Романова»

В настоящее время образование строит на пути инновационного развития. С каждым годом наращивается научно-технический потенциал, возникает потребность в возрождении духовных и исторических традиций. Век компьютеризации и инновационных технологий требует от сегодняшних выпускников не только прочных знаний, но способности к самообразованию и саморазвитию; умения хорошо ориентироваться в потоке информации, работать с ней; способности жить в социуме.

Все эти новшества требуют от учителей новых подходов к обучению и воспитанию, применению развивающих образовательных технологий, активных методов, которые позволяют выпускникам овладевать социальным опытом, получить навыки практической деятельности в современном обществе. Поэтому целью образования в начальной школе становится формирование личности:

1) самостоятельной, познающей (компетентность решения проблем)

2) информационно-грамотной ( информационная компетентность)

3) умеющей жить среди людей ( коммуникативная компетентность)

Эти ключевые компетентности стали основными. Над ними работают творческие группы учителей Жуковского района.

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков при изучении темы «Корень слова» происходит эффективнее, если использовать компетентностно-ориентированные задания.

Наряду с решением учебных задач перед учащимися ставятся задачи, которые способствуют формированию определенных ключевых компетентностей, формируют умения планировать свою деятельность, работать с информацией, общаться друг с другом, объективно оценивать свою деятельность.

На этапе объяснения нового материала учащимся предлагается текст. В однокоренных словах пропущены безударные гласные в корне. Возникает проблема: какие буквы нужно вставить и что для этого нужно сделать. При разрешении данной проблемы дети делают вывод о единообразном написании корня в однокоренных словах. (Приложение 1)

Полученные знания учащимися применяют уже на другом материале. А именно предлагается другой текст и к нему несколько компетентностных заданий. Выполнение этих заданий позволяет закрепить полученные знания по нахождению корня, выделению его в слове, подборе однокоренных слов.

В ходе выполнения задания учащиеся учатся распознавать однокоренные слова и не путать их с формой одного и того же слова, работать с информацией, оценивать себя самостоятельно. На примере таких заданий у детей воспитывается интерес к своему родному языку, они учатся замечать его красоту и необычность, учатся смотреть в глубину слова, пробуждается желание узнать новое. (Приложение 2.)

Работа над формированием надпредметных умений и навыков продолжается на этапе закрепления. Детям предлагается задание, в котором нужно подобрать однокоренные слова. В словах для справок есть слова-ловушки. Дети хорошо справляются с заданием. Им очень нравиться их выполнять, они не боятся таких заданий.

^ Проверка и самооценка проводится в форме игры. На этом этапе подводится итог проделанной работы по теме. Детям предлагается план, по которому они должны составить рассказ о корне и привести свои примеры. Здесь формируются навыки составления связного текста. Кроме того ученики учатся общаться друг с другом, слушать и слышать собеседника. (Приложение 4)

Результатами трехлетней работы по систематическому применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках стали сформированность определенных умений и навыков: учащиеся умеют поставить цель при решении проблем, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты; ребята не боятся публичных выступлений, продуктивно работают в группах, парах сменного состава; приобретают навыки работы с информацией, то есть умеют пользоваться справочниками, энциклопедиями, электронными ресурсами, переводят текстовую информацию в графическую, символическую и наоборот.

Данное направление работы является актуальным, отвечающим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Литература

  1. А.Г. Асмолов и др. Формирование универсальных учебных действий : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

  2. Гурин Ю.В. Школа занимательных наук. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 400 с.

  3. Комплексный проект модернизации образования в Калужской области: инвестиции в будущее: из опыта работы/ под ред. Н.С.Вощенковой- Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2008. – 252 с.

  4. Т.В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 3 класс. (Пособие для начальных классов)/ М: «Грамотей», 2006 г. 128 с.

  5. Т.В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 2 класс. (Пособие для начальных классов)/ М: «Грамотей», 2006 г. 128 с.



Приложение 1.


За грибами.

Наша дача стоит на опушке гр…бного леса. Вчера день был дождливый. Появилось много гр…бов. Обязательно надо идти в лес!

Мы шагаем по узенькой тропинке. А вот и первые гр…бочки! Срезать их нужно осторожно, чтобы не повредить гр…бницу. Мы выходим на лесную опушку. А вот и крепкие подберёзовики! Наши корзинки становятся тяжёлыми.

Вот какие мы гр…бники!


Приложение 2.

Случай в лесу

Л…сник Фёдор Иванович шёл через перел…сок. На берегу л…сного ручья, в зарослях черники и голубики, он увидел утёнка. Утёнок лежал и не шевелился. Других уток поблизости не было. Видно, утиную стаю спугнули охотники. Фёдор Иванович взял утёнка и понёс домой. Там он отогрел и накормил птенца. Через неделю утенок окреп.



Ключ:

утёнка (1балл)

утиную (1балл)

уток (1балл)


Найдите в тексте названия растений.

- По названию растений догадайтесь об их особенностях и напишите об этом по образцу.


Образец:

Кислица – это растение с кислыми на вкус листьями.


Черника – это растение с чёрными ягодами. (2 балла)


Голубика – это растение с голубыми ягодами. (2 балла)


Приложение 3.

Подбери к каждому слову однокоренные слова. Используй слова для справок. Запиши их.

Сказка –

Гора –

Мороз –

Гореть –

Холод-

Слова для справок: горочка, морозный, горелый, пригорок, заморозки, подсказка, подгорел, морозить, сказочный, холодильник, гороховый, снежный, холодный, пожар.


Приложение 4.


- В таблице, используя слова для справок составьте план рассказа о корне слова.

- Закройте последний столбик (левый) и расскажите друг другу о корне.

- Приведите свои примеры.


План рассказа о корне.



1.


Корень ………………………….


часть слова

2.


……………………………………


основное значение слова

3.


……………………………………




4.


……………………………………


подобрав однокоренные слова

и выделив их общую часть.

5.


…………………………………


В слове зимний корень - зим - :

зимний, зима, озимые.



Слова для справок:

это, выражает, например, обозначается, можно найти.


Примеры компетентностно - ориентированных заданий.

1.






















5. Соедини стрелками каждое словосочетание с его значением. Составь предложение с одним из словосочетаний. Запиши его.


Корень зла прочно обосноваться где-то, прижиться


Смотри в корень уничтожить полностью, вместе с причинами


Вырвать с корнем причина зла


Пустить корни ищи причину


……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


6. Догадайся по какому принципу распределены слова. Приведи свои примеры. Запиши их.


дома заезд домик


звёзды выход замок


леса взгляд турист

………….. …………. …………..

…………. …………. …………..

………….. ………….. ……………

german-ivan-ivanovich-oleg-nikolaevich-mihajlov-suvorov.html
german-lomov-gorod-kotorogo-net.html
germanci-srednevekove-poryaz.html
germaniya-chast-3.html
germaniya-federativtk-respublikasinda-konsuldi-s-reketter-zhasau-shn-alinatin-konsuldi-alimdar-stavkalarini-mlsherler.html
germaniya-posle-obedineniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-trebovaniya-k-soiskatelyam-uchenogo-zvaniya-professora.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viktorina-ot-alpindustrii-tur-13-10-08.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-astrahanskoj-oblasti-s-nachala-leta-utonuli-pyat-chelovek-informacionnoe-agentstvo-visota-1020-30062011.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhkolledzhnaya-konferenciya-srednih-professionalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-mz-sk-na-baze-gbou-spo-sk-pyatigorskij-medicinskij-kolledzh.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yurij-dzhibladze-o-svoem-prebivanii-v-minskom-otdelenii-milicii-kyubileyu-bila-priurochena-mezhdunarodnaya-konferenciya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-obshestvoznaniyu-vklyuchaya-ekonomiku-i-pravo.html
  • books.bystrickaya.ru/doshkolnoe-i-dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-ob-ocenke-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delovoj-epistolyarnij-tekst-konca-xviii-nachala-xix-v-v-aspekte-russkoj-istoricheskoj-stilistiki-po-skoropisnim-arhivnim-materialam-yuzhnogo-urala-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posobie-dlya-sdachi-ekzamena-predislovie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvo-i-gosudarstvo-gosudarstvo-v-politicheskoj-sisteme-obshestva.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-koneles-v-yu-k-64-soshedshie-s-nebes-i-sotvorivshie-lyudej.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-filosofiya-ee-rol-v-zhizni-cheloveka-i-obshestva-metodicheskie-ukazaniya-i-plani-seminarskih-zanyatij-po-filosofii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sudebno-medicinskaya-sluzhba-analiz-sostoyaniya-zdorovya-naseleniya-oblasti-demograficheskaya-situaciya-v-oblasti-2009-god.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pyataya-mihail-uspenskij.html
  • writing.bystrickaya.ru/karst-krasnoyarskogo-kraya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/74-foto-geologicheskie-pamyatniki-prirodi-karelii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-bakalavriat-cirkumpolyarnogo-regionovedeniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kapitalnij-remont-podvizhnogo-sostava-avtomobilnogo-transporta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rol-yazika-v-stanovlenii-lichnosti-cheloveka-chast-4.html
  • student.bystrickaya.ru/2-annotacii-programm-disciplin-annotaciya-disciplini-inostrannij-yazik-obshaya-trudoemkost-izucheniya-disciplini-sostavlyaet.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdelno-i-nezavisimo-potomu-chto-voprosi-takogo-delikatnogo-poryadka-ne-mogut-ostavatsya-bez-vnimaniya-avtora.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kogda-slovo-lechit-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhertva-tshetno-vzivavshaya-o-pomoshi-istoriya-kitti-dzhenoveze-dzheff-rolls.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-innovacionnoj-deyatelnostyu-promishlennogo-predpriyatiya-s-uchetom-riskov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-rezultate-izucheniya-anglijskogo-yazika-uchenik-dolzhen-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-oplati-truda-i-stimulirovanie-truda-na-predpriyatii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-rezultatam-samoobsledovaniya-ulyanovsk-stranica-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-nevernaya-dihotomiya-i-nenuzhnie-dilemmi-indoneziya-dejstvitelnost-mnogoobraziya-i-perspektivi-plyuralizma.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov-iv-kursa-specialnosti-290800-vodosnabzhenie-i-vodoootvedenie-vk.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formi-i-metodi-vospitatelnoj-raboti-formiruyushie-rost-cennostej-po-grazhdansko-patrioticheskomu-vospitaniyu-karelova-oksana-evgenevna.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-ajkido-zadachi-kodokan-dzyudo-tehnika-i-metodi-zanyatij-dzyudo-v-nastoyashee-vremya-glava-sedmaya-karate-do.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-1-about-myself-metodicheskie-ukazaniya-krasnoyarsk-sfu-2011.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-lyubvi-razuma-i-zhizni-ogon-privyazannost-belov-v-i-nauka-o-dushe-i-zhizni-doc.html
  • books.bystrickaya.ru/elektorat-zazivayut-v-internet-na-oficialnom-urovne-novosti-8.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/3-teoriya-i-praktika-sovremennogo-strategicheskogo-menedzhmenta-firmi-g-ya-goldshtejn-strategicheskie-aspekti-upravleniya-niokr.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.