.RU

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе


Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков

на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе.

Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. С.Ф. Романова»

В настоящее время образование строит на пути инновационного развития. С каждым годом наращивается научно-технический потенциал, возникает потребность в возрождении духовных и исторических традиций. Век компьютеризации и инновационных технологий требует от сегодняшних выпускников не только прочных знаний, но способности к самообразованию и саморазвитию; умения хорошо ориентироваться в потоке информации, работать с ней; способности жить в социуме.

Все эти новшества требуют от учителей новых подходов к обучению и воспитанию, применению развивающих образовательных технологий, активных методов, которые позволяют выпускникам овладевать социальным опытом, получить навыки практической деятельности в современном обществе. Поэтому целью образования в начальной школе становится формирование личности:

1) самостоятельной, познающей (компетентность решения проблем)

2) информационно-грамотной ( информационная компетентность)

3) умеющей жить среди людей ( коммуникативная компетентность)

Эти ключевые компетентности стали основными. Над ними работают творческие группы учителей Жуковского района.

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков при изучении темы «Корень слова» происходит эффективнее, если использовать компетентностно-ориентированные задания.

Наряду с решением учебных задач перед учащимися ставятся задачи, которые способствуют формированию определенных ключевых компетентностей, формируют умения планировать свою деятельность, работать с информацией, общаться друг с другом, объективно оценивать свою деятельность.

На этапе объяснения нового материала учащимся предлагается текст. В однокоренных словах пропущены безударные гласные в корне. Возникает проблема: какие буквы нужно вставить и что для этого нужно сделать. При разрешении данной проблемы дети делают вывод о единообразном написании корня в однокоренных словах. (Приложение 1)

Полученные знания учащимися применяют уже на другом материале. А именно предлагается другой текст и к нему несколько компетентностных заданий. Выполнение этих заданий позволяет закрепить полученные знания по нахождению корня, выделению его в слове, подборе однокоренных слов.

В ходе выполнения задания учащиеся учатся распознавать однокоренные слова и не путать их с формой одного и того же слова, работать с информацией, оценивать себя самостоятельно. На примере таких заданий у детей воспитывается интерес к своему родному языку, они учатся замечать его красоту и необычность, учатся смотреть в глубину слова, пробуждается желание узнать новое. (Приложение 2.)

Работа над формированием надпредметных умений и навыков продолжается на этапе закрепления. Детям предлагается задание, в котором нужно подобрать однокоренные слова. В словах для справок есть слова-ловушки. Дети хорошо справляются с заданием. Им очень нравиться их выполнять, они не боятся таких заданий.

^ Проверка и самооценка проводится в форме игры. На этом этапе подводится итог проделанной работы по теме. Детям предлагается план, по которому они должны составить рассказ о корне и привести свои примеры. Здесь формируются навыки составления связного текста. Кроме того ученики учатся общаться друг с другом, слушать и слышать собеседника. (Приложение 4)

Результатами трехлетней работы по систематическому применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках стали сформированность определенных умений и навыков: учащиеся умеют поставить цель при решении проблем, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты; ребята не боятся публичных выступлений, продуктивно работают в группах, парах сменного состава; приобретают навыки работы с информацией, то есть умеют пользоваться справочниками, энциклопедиями, электронными ресурсами, переводят текстовую информацию в графическую, символическую и наоборот.

Данное направление работы является актуальным, отвечающим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Литература

  1. А.Г. Асмолов и др. Формирование универсальных учебных действий : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

  2. Гурин Ю.В. Школа занимательных наук. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 400 с.

  3. Комплексный проект модернизации образования в Калужской области: инвестиции в будущее: из опыта работы/ под ред. Н.С.Вощенковой- Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2008. – 252 с.

  4. Т.В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 3 класс. (Пособие для начальных классов)/ М: «Грамотей», 2006 г. 128 с.

  5. Т.В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 2 класс. (Пособие для начальных классов)/ М: «Грамотей», 2006 г. 128 с.



Приложение 1.


За грибами.

Наша дача стоит на опушке гр…бного леса. Вчера день был дождливый. Появилось много гр…бов. Обязательно надо идти в лес!

Мы шагаем по узенькой тропинке. А вот и первые гр…бочки! Срезать их нужно осторожно, чтобы не повредить гр…бницу. Мы выходим на лесную опушку. А вот и крепкие подберёзовики! Наши корзинки становятся тяжёлыми.

Вот какие мы гр…бники!


Приложение 2.

Случай в лесу

Л…сник Фёдор Иванович шёл через перел…сок. На берегу л…сного ручья, в зарослях черники и голубики, он увидел утёнка. Утёнок лежал и не шевелился. Других уток поблизости не было. Видно, утиную стаю спугнули охотники. Фёдор Иванович взял утёнка и понёс домой. Там он отогрел и накормил птенца. Через неделю утенок окреп.



Ключ:

утёнка (1балл)

утиную (1балл)

уток (1балл)


Найдите в тексте названия растений.

- По названию растений догадайтесь об их особенностях и напишите об этом по образцу.


Образец:

Кислица – это растение с кислыми на вкус листьями.


Черника – это растение с чёрными ягодами. (2 балла)


Голубика – это растение с голубыми ягодами. (2 балла)


Приложение 3.

Подбери к каждому слову однокоренные слова. Используй слова для справок. Запиши их.

Сказка –

Гора –

Мороз –

Гореть –

Холод-

Слова для справок: горочка, морозный, горелый, пригорок, заморозки, подсказка, подгорел, морозить, сказочный, холодильник, гороховый, снежный, холодный, пожар.


Приложение 4.


- В таблице, используя слова для справок составьте план рассказа о корне слова.

- Закройте последний столбик (левый) и расскажите друг другу о корне.

- Приведите свои примеры.


План рассказа о корне.



1.


Корень ………………………….


часть слова

2.


……………………………………


основное значение слова

3.


……………………………………




4.


……………………………………


подобрав однокоренные слова

и выделив их общую часть.

5.


…………………………………


В слове зимний корень - зим - :

зимний, зима, озимые.



Слова для справок:

это, выражает, например, обозначается, можно найти.


Примеры компетентностно - ориентированных заданий.

1.






















5. Соедини стрелками каждое словосочетание с его значением. Составь предложение с одним из словосочетаний. Запиши его.


Корень зла прочно обосноваться где-то, прижиться


Смотри в корень уничтожить полностью, вместе с причинами


Вырвать с корнем причина зла


Пустить корни ищи причину


……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


6. Догадайся по какому принципу распределены слова. Приведи свои примеры. Запиши их.


дома заезд домик


звёзды выход замок


леса взгляд турист

………….. …………. …………..

…………. …………. …………..

………….. ………….. ……………

german-ivan-ivanovich-oleg-nikolaevich-mihajlov-suvorov.html
german-lomov-gorod-kotorogo-net.html
germanci-srednevekove-poryaz.html
germaniya-chast-3.html
germaniya-federativtk-respublikasinda-konsuldi-s-reketter-zhasau-shn-alinatin-konsuldi-alimdar-stavkalarini-mlsherler.html
germaniya-posle-obedineniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-lekcij-i-seminarskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-za-ochnaya-forma-obucheniya-speckurs.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aza-zhne-ailshin-maal-mteldern-trbielk-mn-zhne-audarilu-mseleler.html
  • school.bystrickaya.ru/buntuyushee-serdce-obraz-bazarova-v-romane-i-s-turgeneva-otci-i-deti.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-polzovatelya-programmnogo-kompleksa-analiz-sistem-1-.html
  • shkola.bystrickaya.ru/psihologicheskie-aspekti-smerti-chast-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-sluzhba-iosif-brodskij-kak-amerikanskij-poet-laureat.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-zachetu-po-kursu-metodiki-prepodavaniya-fiziki-3-kurs.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tyagovij-raschet-lokomotiva-vl-80r.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zadanie-parametrov-v-okne-polzovatelskih-propushennih-znachenij-9-2-format-kolonok-9-2-alignment-viravnivanie-9-stranica-7.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/germaniya-iniciator-dvuh-mirovih-vojn-prichini-i-posledstviya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hyajnan-czi-ii-v-do-n-e-stranica-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-aumainda-zhilzhimajtin-mlk-obektlern-mekenzhajin-ajindau-zhnnde-anitama-beru-sulet-zhosparlau-tapsirmasin-beru-zhne-treu-zhne-orshau-konstrukciyalarin.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-47-organi-nalogovoj-sluzhbi-kirgizskoj-respubliki-2-oktyabrya-2008-goda.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-3-bibliograficheskaya-deyatelnost-bibliotek-i-informacionnih-centrov-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-zakonu-voennogo-vremeni-stranica-17.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vostochnaya-vetv-semi-voroninih.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anna-karenina.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predsedatelej-sudov-hotyat-izbavit-ot-korrupcionnih-podozrenij-kommersant-gazeta-moskva-mariya-plyusnina-ekaterinburg-maksim-ivanov01-02-2011-14-stranica-58.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-bileti-po-novejshej-istorii-2001-2006-gg-bilet-1.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vesti-radio-rossii-03042009-1400-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-9-tv-9.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/korporativnaya-strategiya-i-kultura-organizacii.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-oshibki-4-rassledovanie-proisshestvij-vina-i-otvetstvennost-7-subekt-razbor-sovershennoj-oshibki-10.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-5-matematicheskie-modeli-teorii-nadezhnosti-statisticheskaya-obrabotka-rezultatov-ispitanij.html
  • reading.bystrickaya.ru/mektep-skele-rpati-trbieleu-zhjesndeg-sheshush-buin-oni-zhas-rpati-trbieleudeg-rl-te-zor-elmzd-zhpotari-mektep-arili-mrge-zholdama-aladi.html
  • literature.bystrickaya.ru/dogovor-strahovaniya-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dagestanskij-gosudarstvennij-universitet-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ozh-371-012-ksptk-oitu-studenttern-innovaciyali-tehnologiyalardi-ksbi-blm-beru-zhjesnde-oldanui-darmenova-rahiya-abrashetovna.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-po-literature-v-6-klasse-na-2009-2010-uchebnij-god.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-s-yarceva-a-o-ismankulov-stranica-25.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vichislitel-universalnij-rukovodstvo-chast-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-obshestvennoj-palati-saratovskoj-oblasti-o-sostoyanii-grazhdanskogo-obshestva-v-saratovskoj-oblasti-v-2008-godu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-fonetika-i-grafika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obrazovatelnogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/massovij-sport-sport-visshih-dostizhenij-studencheskij-sport.html
  • education.bystrickaya.ru/-1-nauka-o-religii-interes-k-issledovaniyu-religii-voznikaet-dostatochno-davno-uzhe-otci-cerkvi-polemiziruya-s.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.