.RU

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе


Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков

на примере изучения темы «Корень слова» в 3 классе.

Улитина Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 им. С.Ф. Романова»

В настоящее время образование строит на пути инновационного развития. С каждым годом наращивается научно-технический потенциал, возникает потребность в возрождении духовных и исторических традиций. Век компьютеризации и инновационных технологий требует от сегодняшних выпускников не только прочных знаний, но способности к самообразованию и саморазвитию; умения хорошо ориентироваться в потоке информации, работать с ней; способности жить в социуме.

Все эти новшества требуют от учителей новых подходов к обучению и воспитанию, применению развивающих образовательных технологий, активных методов, которые позволяют выпускникам овладевать социальным опытом, получить навыки практической деятельности в современном обществе. Поэтому целью образования в начальной школе становится формирование личности:

1) самостоятельной, познающей (компетентность решения проблем)

2) информационно-грамотной ( информационная компетентность)

3) умеющей жить среди людей ( коммуникативная компетентность)

Эти ключевые компетентности стали основными. Над ними работают творческие группы учителей Жуковского района.

Формирование у учащихся надпредметных умений и навыков при изучении темы «Корень слова» происходит эффективнее, если использовать компетентностно-ориентированные задания.

Наряду с решением учебных задач перед учащимися ставятся задачи, которые способствуют формированию определенных ключевых компетентностей, формируют умения планировать свою деятельность, работать с информацией, общаться друг с другом, объективно оценивать свою деятельность.

На этапе объяснения нового материала учащимся предлагается текст. В однокоренных словах пропущены безударные гласные в корне. Возникает проблема: какие буквы нужно вставить и что для этого нужно сделать. При разрешении данной проблемы дети делают вывод о единообразном написании корня в однокоренных словах. (Приложение 1)

Полученные знания учащимися применяют уже на другом материале. А именно предлагается другой текст и к нему несколько компетентностных заданий. Выполнение этих заданий позволяет закрепить полученные знания по нахождению корня, выделению его в слове, подборе однокоренных слов.

В ходе выполнения задания учащиеся учатся распознавать однокоренные слова и не путать их с формой одного и того же слова, работать с информацией, оценивать себя самостоятельно. На примере таких заданий у детей воспитывается интерес к своему родному языку, они учатся замечать его красоту и необычность, учатся смотреть в глубину слова, пробуждается желание узнать новое. (Приложение 2.)

Работа над формированием надпредметных умений и навыков продолжается на этапе закрепления. Детям предлагается задание, в котором нужно подобрать однокоренные слова. В словах для справок есть слова-ловушки. Дети хорошо справляются с заданием. Им очень нравиться их выполнять, они не боятся таких заданий.

^ Проверка и самооценка проводится в форме игры. На этом этапе подводится итог проделанной работы по теме. Детям предлагается план, по которому они должны составить рассказ о корне и привести свои примеры. Здесь формируются навыки составления связного текста. Кроме того ученики учатся общаться друг с другом, слушать и слышать собеседника. (Приложение 4)

Результатами трехлетней работы по систематическому применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках стали сформированность определенных умений и навыков: учащиеся умеют поставить цель при решении проблем, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты; ребята не боятся публичных выступлений, продуктивно работают в группах, парах сменного состава; приобретают навыки работы с информацией, то есть умеют пользоваться справочниками, энциклопедиями, электронными ресурсами, переводят текстовую информацию в графическую, символическую и наоборот.

Данное направление работы является актуальным, отвечающим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Литература

  1. А.Г. Асмолов и др. Формирование универсальных учебных действий : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.

  2. Гурин Ю.В. Школа занимательных наук. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 400 с.

  3. Комплексный проект модернизации образования в Калужской области: инвестиции в будущее: из опыта работы/ под ред. Н.С.Вощенковой- Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2008. – 252 с.

  4. Т.В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 3 класс. (Пособие для начальных классов)/ М: «Грамотей», 2006 г. 128 с.

  5. Т.В. Шклярова Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 2 класс. (Пособие для начальных классов)/ М: «Грамотей», 2006 г. 128 с.



Приложение 1.


За грибами.

Наша дача стоит на опушке гр…бного леса. Вчера день был дождливый. Появилось много гр…бов. Обязательно надо идти в лес!

Мы шагаем по узенькой тропинке. А вот и первые гр…бочки! Срезать их нужно осторожно, чтобы не повредить гр…бницу. Мы выходим на лесную опушку. А вот и крепкие подберёзовики! Наши корзинки становятся тяжёлыми.

Вот какие мы гр…бники!


Приложение 2.

Случай в лесу

Л…сник Фёдор Иванович шёл через перел…сок. На берегу л…сного ручья, в зарослях черники и голубики, он увидел утёнка. Утёнок лежал и не шевелился. Других уток поблизости не было. Видно, утиную стаю спугнули охотники. Фёдор Иванович взял утёнка и понёс домой. Там он отогрел и накормил птенца. Через неделю утенок окреп.



Ключ:

утёнка (1балл)

утиную (1балл)

уток (1балл)


Найдите в тексте названия растений.

- По названию растений догадайтесь об их особенностях и напишите об этом по образцу.


Образец:

Кислица – это растение с кислыми на вкус листьями.


Черника – это растение с чёрными ягодами. (2 балла)


Голубика – это растение с голубыми ягодами. (2 балла)


Приложение 3.

Подбери к каждому слову однокоренные слова. Используй слова для справок. Запиши их.

Сказка –

Гора –

Мороз –

Гореть –

Холод-

Слова для справок: горочка, морозный, горелый, пригорок, заморозки, подсказка, подгорел, морозить, сказочный, холодильник, гороховый, снежный, холодный, пожар.


Приложение 4.


- В таблице, используя слова для справок составьте план рассказа о корне слова.

- Закройте последний столбик (левый) и расскажите друг другу о корне.

- Приведите свои примеры.


План рассказа о корне.



1.


Корень ………………………….


часть слова

2.


……………………………………


основное значение слова

3.


……………………………………




4.


……………………………………


подобрав однокоренные слова

и выделив их общую часть.

5.


…………………………………


В слове зимний корень - зим - :

зимний, зима, озимые.



Слова для справок:

это, выражает, например, обозначается, можно найти.


Примеры компетентностно - ориентированных заданий.

1.






















5. Соедини стрелками каждое словосочетание с его значением. Составь предложение с одним из словосочетаний. Запиши его.


Корень зла прочно обосноваться где-то, прижиться


Смотри в корень уничтожить полностью, вместе с причинами


Вырвать с корнем причина зла


Пустить корни ищи причину


……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….


6. Догадайся по какому принципу распределены слова. Приведи свои примеры. Запиши их.


дома заезд домик


звёзды выход замок


леса взгляд турист

………….. …………. …………..

…………. …………. …………..

………….. ………….. ……………

german-ivan-ivanovich-oleg-nikolaevich-mihajlov-suvorov.html
german-lomov-gorod-kotorogo-net.html
germanci-srednevekove-poryaz.html
germaniya-chast-3.html
germaniya-federativtk-respublikasinda-konsuldi-s-reketter-zhasau-shn-alinatin-konsuldi-alimdar-stavkalarini-mlsherler.html
germaniya-posle-obedineniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-ugolovnoj-otvetstvennosti-nesovershennoletnih.html
  • studies.bystrickaya.ru/deyatelnost-negosudarstvennih-pensionnih-fondov-na-rinke-cennih-bumag.html
  • shkola.bystrickaya.ru/priznakami-biznesa-yavlyayutsya-biznes.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-sofi-v-komedii-as-griboedova-gore-ot-uma.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchet-arendovannogo-imushestva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtoreferat-dissertacii-rupchev-georgij-evgenevich.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipolnit-zadanie-po-variantu-ispolzuya-odnomernie-massivi-vichislit-summu-a.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hippejskie-imena-antivoennie-protesti-60-ken-kizi-angeli-ada-i-kislotnie-testi-62-kislotnie-testi-63-be-in-san-francisko.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-tvorchestvo-aleksandra-elagina-kak-vesomoe-yavlenie-issledovanie-v-oblasti-kulturologii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-po-predmetu-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-teoriya-otnositelnosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-krizis-vstrechi-so-starostyu-i-osobennosti-psihologicheskoj-podderzhki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-21-02-01-filosofiya-srok-dejstviya-uchebnoj-programmi-do-2011-g-2008-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozheniya-o-nauchno-prakticheskih-konferenciyah-vmezhvuzovskogo-festivalya-morfest-2011.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-rezultate-izucheniya-disciplini-elektricheskij-privod-student-dolzhen-znat.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-fizika-v-zadachah-uchebnij-kurs-profilnogo-obucheniya-dlya-uchashihsya-10-h-klassov-35-chasov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ul-ilarion-dragostinov-26-a-gr-veliko-trnovo-posh-kod-5000-blgariya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vi-povishenie-kvalifikacii-metodicheskie-rekomendacii-generalnogo-shtaba-vooruzhennih-sil-rf-po-vedeniyu-voinskogo.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-saranske-nachala-rabotat-avtomatizirovannaya-sistema-energogorod-prizvannaya-kompleksno-reshit-zadachi-energosberezheniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-po-literature-dlya-postupayushih-v-rgppu-svedeniya-po-teorii-i-istorii-literaturi-hudozhestvennaya-literatura-kak-iskusstvo-slova.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-aprel-2004-goda.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkrit-priem-dokumentov-na-sleduyushie-granti-programmi-fulbrajta-na-2013-2014-akademicheskij-god-dlya-vipusknikov-vuzov-i-aspirantov-magistratura-i-stazhirovka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razvitie-lizinga-v-kazahstane.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-trete-izdanie-stranica-45.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtor-sostavitel-n-a-ionina-2003-stranica-12.html
  • urok.bystrickaya.ru/problema-smisla-zhizni-v-sovremennoj-filosofii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/muzikalnaya-estetika-srednevekovya-i-vozrozhdeniya-stranica-12.html
  • report.bystrickaya.ru/gubernator-novosibirskoj-oblasti-postanovlenie-ot-3-dekabrya-2007-g-n-474-o-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2025-goda-stranica-14.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-po-lego-konstruirovaniyu-dlya-4-klassa-iz-rascheta-deleniya-klassa-na-podgruppi-t-e-2-chasa-po-odnoj-teme-17-chasov-v-god-kurs-sostavlen-nataliej-aleksandrovnoj-bistrovoj.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predlozheniya-po-razrabotke-programmi-raboti-po-peredache-tehnologii-i-tehnologicheskomu-sotrudnichestvu-zapiska-ispolnitelnogo-sekretarya-ispolnitelnoe-rezyume.html
  • student.bystrickaya.ru/2-hozyajstvennie-operacii-za-iyun-mesyac-200-goda-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-buhgalterskij-finansovij-uchyot.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-assortiment-izdatelskoj-produkcii-dlya-komplektovaniya-fondov-bibliotek-muk-cbs-g-irkutska-stranica-35.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-votkinskogo-filiala.html
  • textbook.bystrickaya.ru/investicii-v-osnovnoj-kapital-federalnaya-sluzhba-gosudarstvennoj-statistiki-territorialnij-organ-federalnoj.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofskij-enciklopedicheskij-slovar-stranica-70.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-mezhnacionalnie-i-mezhkonfessionalnie-otnosheniya-polozhenie-korennih-malochislennih-narodov-severa-narushenie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.