.RU

Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования




На правах рукописи


Лукашин Юрий Викторович


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ

У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Пенза – 2010


Работа выполнена на кафедре педагогики Педагогического института

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского



Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

профессор

Паринова Галина Константиновна



Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор

Малярчук Наталья Николаевна


кандидат педагогических наук

Лиханова Татьяна Николаевна


Ведущая организация:

Магнитогорский государственный университет





Защита состоится 16 ноября 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.185.01 при Пензенском государственном педагогическом университете имени В.Г. Белинского по адресу: 440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 37, корпус 1, ауд. 234.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского.


Автореферат разослан «_____» октября 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Боликова Л.Ю.
^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена новыми требованиями к выпускнику вуза, среди которых ведущим является профессиональная компетентность и составляющие ее компетенции. Это находит свое отражение во всех сферах общественной жизни, включая образование. Раздвигаются рамки возникающих проблем обучения и воспитания, среди которых особую остроту приобретает ухудшение состояния здоровья детей, дисбаланс его физической, духовной и социальной составляющих. Не случайно в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Законе об образовании», «Конвенции о правах ребенка» среди первоочередных задач выделяется необходимость максимального содействия укреплению здоровья детства, в том числе и на основе внедрения принципиально нового – компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров.

В связи с этим в настоящее время максимально активизировались научные разработки по названной проблеме как в смежных областях – философии (В.П. Зинченко, В.Н. Сагатовский, А.Н. Шимина и др.), психологии (О.С. Васильева, Ж.Г. Гаранина, Р.С. Немов, В.Р. Филатов и др.), культурологии (В.С. Библер, Б.С. Гершунский, Н.Б. Крылова и др.), так и в общей педагогике и педагогике высшего профессионального образования (Н.М. Борытко, О.М. Железнякова, Н.Н. Малярчук, Ю.М. Николаев и др.). Здоровье выходит за рамки узко медико-физиологических исследований и становится предметом изучения его роли в развитии и формировании человека (А.Г. Бусыгин, М.Н. Берулава, А.Г. Щедрина и др.). Рассматриваются его аксиологический потенциал (Е.А. Башмакова, Е.А. Лысенко, О.А. Рагимова и др.), а также различные аспекты благополучия (Н.Н. Никитина, Н.В. Сократов и др.) и успешности в социализации личности (Ю.В. Василькова, О.С. Газман, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.).

Внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, вхождение России в европейское образовательное пространство актуализировали значимость формирования профессиональных компетенций, в том числе и здоровьесберегающей компетенции, дополняющей перечень профессиональных качеств современного педагога готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.

В русле здоровьесберегающего (Г.К. Зайцев, С.Г. Сериков, Н.К. Смирнов, Л.В. Скокова, В.К. Спирин, Л.Ф. Тихомирова и др.) и компетентностного (В.И. Байденко, В.А. Болотов, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.) подходов прослеживается взаимосвязь между состоянием здоровья преподавателя/студентов педагогического вуза и здоровьем их воспитанников (Н.Б. Москвина, К.И. Шишкина, Ю.А. Ярышкина и др.). Разрабатываются альтернативные варианты подготовки будущих педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий (В.В. Лобанов, О.М. Панюкова и др.), к формированию культуры здоровья (Н.В. Гончарова, Е.В. Волынская, З.Н. Литвинова, Н.Н. Малярчук, Н.А. Рыбачук, В.В. Сокорев, И.А. Сорокина, О.Н. Шкитырь и др.) и основ здорового образа жизни (Г. Долинский, Ю.П. Лисицин, В.В. Марков, В.Я. Назмутдинов, В.П. Петленко, С.В. Попов, И.И. Соковня-Семенова, Л.Г. Татарникова, Б.Э. Фатхулин и др.).

Инициируются изыскания (Н.Г. Аникеева, С.Г. Чуркин, М.Ю. Чуркина и др.) в области формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов конкретных специальностей (физической культуры, химии, начального образования). Все отчетливее звучит мысль (О.М. Железнякова, В.В. Лобачев и др.) об объективной необходимости формирования изучаемой компетенции у всех работников образования.

При несомненной значимости проведенных исследований в теории и практике, на сегодняшний день недостаточно представлена сущность здоровьесберегающей компетенции будущих педагогов, не разработана модель формирования, не определены условия ее эффективности.

Актуальность исследования определяется противоречиями между:

− социальным заказом общества на сохранение, совершенствование здоровья подрастающего поколения и слабой подготовкой выпускников педвуза к организации и осуществлению здоровьесберегающей деятельности;

− определением высшей школы в качестве приоритетной цели – формирование у будущих педагогов здоровьесберегающей компетенции и недостаточной проработанностью теоретических оснований и практических механизмов данного процесса.

Стремление разрешить указанные противоречия определило проблему исследования, состоящую в необходимости теоретического обоснования и разработки модели формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза и выявлении условий, обеспечивающих эффективность ее реализации.

Недостаточная научная разработанность проблемы, ее актуальность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза».

^ Цель работы – теоретически обосновать, разработать и внедрить в процесс профессиональной подготовки модель формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза.

^ Объект исследования – профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования – формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза.

^ Гипотеза диссертационного исследования: формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза будет эффективным, если:

− раскрыта сущность, конкретизирован компонентный состав здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза, выявлены личностные, содержательные и организационные возможности ее формирования в процессе профессиональной подготовки;

− теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель формирования здоровьесберегающей компетенции у будущих педагогов;

−выявлен и экспериментально проверен комплекс условий, обеспечивающих эффективность реализации модели формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов педвуза.

− изучить сущность, определить компонентный состав здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза и раскрыть личностные, содержательные и организационные возможности ее формирования в процессе профессиональной подготовки;

− разработать и внедрить в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов теоретическую модель формирования здоровьесберегающей компетенции, определив критерии, показатели и уровни ее сформированности;

− выявить и охарактеризовать условия, связанные с обеспечением эффективности реализации модели формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов педвуза.

^ Методологической основой исследования являются компетентностный (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.), здоровьесберегающий (Е.А. Башмакова, Л.Б. Дыхан, О.М. Железнякова, Г.К. Зайцев, М.М. Поташник, Н.К. Смирнов, Л.В. Скокова, Л.Ф. Тихомирова, Е.В. Утишева и др.), личностно ориентированный (Н.М. Борытко, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.), системный (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, Г.П. Щедровицкий и др.) и деятельностный (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.) подходы.

^ Теоретическую основу исследования составили: философские законы о единстве человеческой природы, гармонии ее физических, духовных и социальных составляющих (В.М. Бехтерев, А.Г. Бусыгин, С.И. Гессен, В.П. Кащенко, М.К. Мамардашвили, С.Г. Сериков П.Г. Щедровицкий и др.); теория высшего педагогического образования (А.Г. Бермус, И.А. Колесникова, М.М. Левина, А.М. Новиков, В.А. Попков А.В. Коржуев, Е.В. Титова и др.); теоретические разработки в области педагогического моделирования (В.П. Беспалько, А.Н. Дахин, А.М. Новиков и др.); идеи культурологии образования (Е.А. Александрова, Е.В. Бондаревская, И.Е. Видт, Н.Б. Крылова и др.); положения гендерного подхода (Е.В. Базуева, С.Н. Бегидова, И.С. Кон, Л.И. Столярчук и др.); социально-педагогические идеи сохранения здоровья подрастающего поколения (Н.Ф. Голованова, Ш. Зауш-Годрон, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.Н. Никитина, С.Д. Поляков и др.).

Из числа теоретических методов использованы: сравнительно-сопоставительный, аналитический методы, метод моделирования, системный анализ, прогнозирование. Эмпирические включали: опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, рейтинг, шкалирование, ранжирование, оценка и самооценка), беседы, опытно-экспериментальную работу, методы математико-статистической обработки полученных данных: критерий χ2-Пирсона.

^ Экспериментальная база исследования: ФГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского. Педагогический институт». В эксперименте приняли участие 272 студента и 43 преподавателя факультетов педагогики, психологии и начального образования, русской словесности и физической культуры.

^ Диссертационное исследование осуществлялось в период с 2002 по 2010 годы в три этапа.

На первом поисковом этапе (2002-2004 гг.) – осуществлен анализ научной литературы по исследуемой проблеме, определена степень ее разработанности, сформулированы цель, рабочая гипотеза и задачи, выбраны объект и предмет исследования, уточнен понятийный аппарат, обобщен и проанализирован материал по сущности и компонентному составу здоровьесберегающей компетенции студентов.

На втором этапе – экспериментальном (2004-2006 гг.) – в ходе дальнейшего научного поиска была разработана модель и обоснованы условия, способствующие формированию здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза разных факультетов в ходе профессиональной подготовки. В процессе работы уточнялась гипотеза исследования, критериально-диагностический аппарат определения уровней сформированности искомой компетенции. Были проанализированы и интерпретированы данные, полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы.

На третьем – результативном этапе (2006-2010 гг.) – осуществлено внедрение авторской модели, определена эффективность условий формирования здоровьесберегающей компетенции, обобщены и систематизированы полученные результаты экспериментальной работы, сформулированы выводы, оформлен материал диссертационной работы, намечены перспективы исследования.

^ Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем:

− уточнена сущность здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза, компонентный состав и в личностные, содержательные и организационные возможности ее формирования в процессе профессиональной подготовки, связанные с необходимостью включения студентов в организацию различных видов здоровьесберегающей деятельности;

− разработана авторская модель, суть которой заключается в поэтапном формировании здоровьесберегающей компетенции у студентов в логике целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-диагностического блоков, реализация которых позволит будущим педагогам овладевать системой знаний о здоровье (телесное, душевное, духовное), технологиях его сохранения и развития; умениями организовывать здоровьесберегающую деятельность и формировать опыт ее анализа и коррекции;

− выявлены, научно обоснованы и экспериментально проверены условия, обеспечивающие эффективность реализации модели формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов педвуза: целенаправленная теоретико-методическая подготовка профессорско-преподавательского состава по проблеме здоровьесбережения и формирования ЗСК; методическое сопровождение студентов в процессе формирования здоровьесберегающей компетенции; единство теоретической, практической подготовки будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности в процессе аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности.

Разработанные теоретические положения о возможности формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза расширяют научные представления о путях совершенствования подготовки будущих педагогов в системе высшего профессионального образования.

^ Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что апробирована и внедрена в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов модель формирования здоровьесберегающей компетенции; разработан диагностический инструментарий (критерии, показатели, уровни, методики) выявления ее эффективности.

Практическую ценность имеет прикладной материал диссертации: программа спецкурса «Здоровьесберегающая компетенция будущего педагога как условие его витальной и профессиональной успешности», программа семинара для преподавателей вуза и методистов «Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки», учебно-методическое пособие «Теоретические и методические вопросы формирования здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза».

Материалы исследования могут применяться при разработке учебных пособий, в практике средних и высших педагогических учебных заведений, в системе повышения квалификации работников образования.

^ На защиту выносятся следующие положения.

1. Здоровьесберегающая компетенция студентов педагогического вуза есть готовность будущих педагогов квалифицированно осуществлять, анализировать и корректировать деятельность по здоровьесбережению в профессиональном и личностных аспектах на основе стойкой мотивации здорового образа жизни и принятии единства телесного, душевного и духовного здоровья всех субъектов образовательного процесса.

2. Модель формирования здоровьесберегающей компетенции (ЗСК) представляет собой теоретическое видение путей, механизмов и возможностей (личностные, содержательные и организационные) осуществления данного процесса на факультетах педагогического института через реализацию целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-диагностического блоков, отражающих специфику здоровьесберегающей деятельности и ведущих к формированию искомой компетенции у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки.

3. Эффективность реализации модели обеспечивается комплексом следующих условий: целенаправленная теоретико-методическая подготовка профессорско-преподавательского состава по проблеме здоровьесбережения и формирования ЗСК; методическое сопровождение студентов в процессе формирования здоровьесберегающей компетенции в вузе; единство теоретической и практической подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности в процессе аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности.

^ Достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью исходных методологических и теоретических положений; использованием комплекса методов, адекватных предмету, объекту, цели и задачам исследования; экспериментальной проверкой положений, составивших гипотезу исследования; репрезентативностью выборки, 8-летним опытом работы автора преподавателем общеинститутской кафедры физического воспитания и кафедры спортивных игр Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского.

^ Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на международных (Саратов – Уральск (Республика Казахстан) – 2006, 2009, 2010), межрегиональных (Воронеж – 2007, Саратов – 2010), межвузовских (Саратов – 2005, 2007, 2009) научно–практических и научно-методических конференциях, аспирантских семинарах кафедры педагогики, заседаниях кафедр спортивных игр, социальной педагогики, психологии образования ПИ СГУ (2002 – 2010 гг.). Модель формирования здоровьесберегающей компетенции внедрена в процесс профессиональной подготовки студентов ФГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Педагогический институт», ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет», ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет».

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 12 публикациях, общим объемом 11 печатных листов.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 235 наименований, приложения (общим объемом 60 страниц). Текст диссертационного исследования содержит 10 рисунков и 20 таблиц.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены объект, предмет исследования, сформулированы гипотеза, цель и задачи, выделена методологическая основа, представлены положения, выносимые на защиту, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приведены сведения об апробации полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов.

^ В первой главе «Научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза» определяются основополагающие понятия исследования, рассматриваются теоретико-методологические подходы к изучению проблемы.

Категория «здоровье», традиционно трактуемая с позиций анатомо-физиологических и медицинских аспектов жизни человека, в настоящее время представляет собой достаточно многоаспектное понятие. Исследование проблемы здоровьесбережения позволило проследить эволюцию знаний о здоровье с позиции валеологического (Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Л.В. Дыхан, Г.К. Зайцев, К.И. Шишкина и др.), биосоциального (В.М. Бехтерев, И.М. Быховская, З.Н. Литвинова и др.), ноосферного (В.И. Вернадский, А.Ф. Бугаев, А.Г. Бусыгин, А.И. Субетто и др.) и культурологического (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, М.К. Мамардашвили и др.) подходов.

Данные разработки привели к оформлению самостоятельного научного направления – здоровьесберегающего подхода (Е.А. Башмакова, Л.Б. Дыхан, Л.В. Скокова, В.К. Спирин, Л.Ф. Тихомирова, Ю.А. Ярышкина и др.). Закрепив гармонию телесного, духовного и душевного здоровья (В.В.Гриценко, Л.Ф.Знаменская, Ю.П. Лисицин, Н.Н. Никитина и др.), подход делает акцент на паритетности здоровьесбережения в общей структуре педагогической деятельности и служит основой для внедрения здоровьесберегающей педагогики (Ю.Д. Железняк, В.В. Стригин, Е.В. Утишева и др.) в широкую образовательную практику.

Изучение проблемы здоровьесбережения в рамках высшей школы позволило проследить хронологию оформления ее направлений. Изначально вопросы здоровья рассматривались преимущественно в аспекте подготовки специалистов по физической культуре (Н.Г. Аникеева, М.Я. Виленский, Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов и др.). На этом фоне появились исследования по вопросу использования технологий здоровьесбережения студентов в период их обучения и создания особой здоровьесберегающей среды вуза (Н.В.Гончарова, Г.К. Зайцев, С.Г. Чуркин и др.). И, наконец, все четче оформляется направление, связанное с необходимостью внедрения здоровьесберегающего подхода в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов (О.М. Железнякова, Н.Н. Малярчук и др.).

В логике вхождения России в европейское образовательное пространство критерием качества подготовки будущих специалистов становится компетенция. Интеграция компетентностного (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской и др.) и здоровьесберегающего подходов выразилось в появлении перспективной научной области, связанной с изучением здоровьесберегающей компетенции учителя-предметника. Однако ее формирование рассматривалось исключительно в аспекте подготовки будущих учителей физической культуры (Н.Г. Аникеева, В.В. Лобачев), химии (М.Ю. Чуркина).

Вместе с тем, общее ухудшение здоровья подрастающего поколения (Ю.П. Лисицин, В.Я. Назмутдинов, О.М. Панюкова, С.Г. Сериков и др.), увеличение числа «детей с особыми образовательными потребностями» (О.С. Газман, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Ш. Зауш-Годрон и др.), делает актуальным подготовку будущих педагогов всех специальностей (педагогов ДОУ, УДО, педагогов-психологов, учителей-предметников, социальных педагогов, классных руководителей, тьютеров) к здоровьесбережению в рамках педагогической деятельности.

Здоровьесберегающая компетенция относится к обязательным профессиональным компетенциям и обеспечивает успешность педагогов различных специальностей в вопросах сохранения здоровья подрастающего поколения. Вместе с тем, взаимосвязь ее личностного (ответственное отношение к собственному здоровью) и профессионального аспектов (осознание ценности здоровья подрастающего поколения, всех субъектов образовательного процесса и способность его сохранять) позволяет рассматривать ее как универсальную компетенцию. В этом плане она позволяет педагогам ориентироваться на здоровьесбережение всех субъектов образовательного процесса (педагогов – детей – родителей), не ограничиваясь рамками учебно-предметной деятельности.

Учитывая, что здоровьесбережение строится на реализации трех принципов: сохранения, укрепления и формирования здоровья (Г.К. Зайцев), здоровьесберегающая компетенция должна рассматриваться в единстве здоровьеразвития, здоровьеукрепления и здоровьесовершенствования (Н.Н. Малярчук).

Анализ литературы (А.Г. Бусыгин, И.К. Дракина, Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, Е.В. Шмакова и др.), позволил определить, что компетенция может рассматриваться, как готовность успешно разрешать возникающие проблемы, в том числе и в профессиональной области. Ее сущность может выражаться в единстве приобретенных знаний, умений и способов деятельности (Н.Г. Аникеева, Д.А. Иванов, О.В. Изергина, В.С. Сенашенко, А. Чучалин и др.).

Данные положения, а также обращение к деятельностному, личностно ориентированному и системному подходам позволили выделить компоненты здоровьесберегающей компетенции.

Мотивационно-волевой компонент ЗСК актуализирует личностно и профессионально-ориентированную мотивацию ЗОЖ, значимость волевых усилий в раскрытии потенциальных возможностей по гармонизации телесного, душевного и духовного составляющих здоровья. Обеспечивает стойкую потребность личности в здоровьесбережении, активно-созидательном отношении к своему здоровью и здоровью подрастающего поколения.

Когнитивно-ценностный компонент подчеркивает значимость формирования у каждого педагога междисциплинарных знаний о здоровье с учетом возрастных, индивидуальных и иных особенностей конкретного человека, овладение современными здоровьесберегающими технологиями. Здоровье принимается важнейшей личной и общепедагогической ценностью, регламентирующей всю педагогическую деятельность и служащей связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и здоровьесозидающей миссией и деятельностью педагога (по Н.Н.Малярчук).

Практико-действенный компонент ЗСК предполагает включение на паритетных началах здоровьесбережения во все виды осуществляемой педагогической деятельности через формирование соответствующих умений (аналитические, прогностические, проективные, информационные, социально-коммуникативные, организаторские, рефлексивные) и опыта внедрения здоровьесберегающих технологий.

Рефлексивный компонент предполагает обязательный систематический анализ будущим педагогом осуществляемой им здоровьесберегающей деятельности: выявление ее проблем, поиск возможных путей профилактики и устранения дисбаланса телесной, душевной и духовной составляющих собственного здоровья и здоровья учащихся.

Таким образом, здоровьесберегающая компетенция студентов педагогического вуза всех специальностей есть готовность будущих педагогов квалифицированно осуществлять, анализировать и корректировать деятельность по здоровьесбережению в профессиональном и личностном аспектах, на основе стойкой мотивации здорового образа жизни, принятия единства телесного, душевного и духовного здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Обращение к теории педагогического моделирования (В.Н. Введенский, В.И. Дровяников, Г.П. Щедровицкий и др.), а также авторское видение исследуемой компетенции позволило разработать модель ее формирования у студентов.

Реализация авторской модели в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов на различных факультетах педагогического вуза ведет к формированию у них здоровьесберегающей компетенции (рис.1). Целевой блок модели объединял цель, задачи и принципы (научности, системности, межпрежметных связей, ценности здоровья, корректности), ориентированные на научно-обоснованное, целенаправленное формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза.

Содержательный блок предполагал расширение аспектов здоровьесбережения в блоке преподавания общегуманитарных и социально-экономических, общематематических и естественнонаучных дисциплин. В его рамках предполагалось формирование системных знаний о здоровье, здоровьесберегающей деятельности и технологиях ее реализации. При реализации использовался материал спецкурса для студентов и обучающего семинара для преподавателей и методистов.

Организационно-деятельностный блок объединял формы, методы, средства организации здоровьесберегающей деятельности и условно был разделен на ступени (ориентационно-стимулирующая – I-IV семестры, квазипрофессиональная – V-VIII семестры, профессионально-деятельностная – IX-X семестры), в соответствии с учебным планом и видами учебной деятельности студентов (аудиторная, внеаудиторная, внеучебная).

В рамках результативно-диагностического блока в соответствии с логикой уровневой градации (В.И. Андреев, А.М. Новиков и др.) и структурой ЗСК определены критерии, показатели и соответствующие им уровни (ориентационный, процессуальный, рефлексивный) сформированности ЗСК.

Мотивационно-потребностный критерий определялся по развитию мотивации к здоровьесбережению и актуализации потребности в нем. Когнитивно-ценностный критерий выявлялся на основе анализа, систематизации знаний о здоровьесбережении и интеграции личностных и профессиональных ценностей здоровья. Практико-деятельностный критерий отслеживался по наличию конкретных умений осуществлять деятельность по здоровьесбережению и решать возникающие задачи, связанные с сохранением телесного, душевного и духовного здоровья учащихся. Рефлексивно-оценочный критерий выявлял отношение будущих педагогов к здоровьесбережению в аспекте личных и профессиональных интересов, а также оценку резервных возможностей здоровья.

Реализация авторской модели сопровождалась условиями, как научно систематизированной совокупностью обстоятельств, необходимых для обеспечения ее эффективности.

^ Во второй главе «Экспериментальная проверка эффективности модели формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза» представлены данные констатирующего, формирующего и заключительного этапов экспериментального исследования, проведенного на базе ФГОУ ВПО «Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского» в период с 2004 по 2010 г. Базой эксперимента явились факультеты «Психологии, педагогики и начального образования», «Русской словесности», «Физической культуры».

Валидность, объективность оценки хода и результатов экспериментальной работы на всем ее протяжении обеспечивал сформированный «Пакет диагностических методик». Он объединял методики, прошедшие апробацию и подтвердившие свои диагностические возможности (О.С. Васильева, С.Д. Дерябо, Л.Б. Дыхан, М. Рокич, С.Д. Поляков, В.Р. Филатов, С.В. Хрущев, и др.); авторский тест («Здоровьесберегающая компетенция как критерий профессиональной готовности будущего педагога»).



^ ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель – формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза.

Задачи: развивать стойкую мотивацию на здоровье; систематизировать междисциплинарные знания о здоровье; активизировать практические умения здоровьесбережения; формировать опыт анализа, оценки, коррекции и контроля деятельности по здоровьесбережению.

Принципы: научности, системности, межпредметных связей, ценности здоровья, корректности.



^ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Спецкурс для студентов «Здоровьесберегающая компетенция будущего педагога как условие его витальной и профессиональной успешности»; обучающий семинар для преподавателей и методистов «Формирование ЗСК студентов в процессе профессиональной подготовки»; методическое пособие «теоретические и методические вопросы формирования здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза»; расширение знаний о здоровье, ЗОЖ в преподавании общегуманитарных и социально-экономических, общематематических и естественнонаучных дисциплин.



^ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Организация субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе овладения основами здоровьесбережения посредством использования форм (индивидуальные, групповые, коллективные), методов (наглядные, словесные, практические, проектный, «мозговой штурм», ситуационно-ролевые задачи, игры, метод «case-study» и др.) и средств (учебные пособия, видеоматериалы, тренажеры, разработки системы физических упражнений, кейс-измерители, опорные карточки и др.).

ступени реализации

ориентационно-стимулирующая

(I – IV семестры)



квазипрофессиональная

(V - VIII семестры)



профессионально-деятельностная

(IX – X семестры)



^ РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

достигнутый уровень здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза

Ориентационный:

  • слабая мотивация на ЗОЖ, потребности ограничены сферой только телесного здоровья;

  • поверхностные знания о здоровьесбережении;

  • элементарные умения здоровьесбережения;

  • неразвитость рефлексии здоровьесбрегающей деятельности.





Процессуальный:

  • отношение к ценностям здоровья носит неустойчивый характер;

  • интерес к знаниям обо всех составляющих здоровья, здоровьесберегающих технологиях;

  • фрагментарные умения вести ЗОЖ;

  • потребность в контроле не только собственного здоровья, но и здоровья ближайшего социального окружения.





Рефлексивный:

  • устойчивая мотивация на ЗОЖ в личностном и профессиональном планах;

  • система знаний о здоровье и здоровьесберегающих технологий;

  • применение на практике умений здоровьесбережения;

  • сформированный опыт анализа, контроля, оценки и коррекции деятельности по здоровьесбережению.

↑ ↑ ↑

^ УСЛОВИЯ, определяющие эффективность реализации модели:

целенаправленная теоретико-методическая подготовка преподавателей вуза по проблемам здоровьесбережения, формирования ЗСК; методическое сопровождение студентов в процессе формирования ЗСК; единство теоретической и практической здоровьесберегающей деятельности студентов в аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности.
Рис.1 Модель формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов педвуза

Их использование позволило на констатирующем этапе эксперимента установить, что у большинства студентов экспериментальной и контрольной группы сформированность ЗСК соответствовала лишь первому – ориентировочному уровню. Это подтвердило актуальность внедрения специально разработанной модели.

На формирующем этапе эксперимента происходила непосредственная апробация модели формирования ЗСК студентов педагогического вуза в логике общего процесса подготовки будущих педагогов. Она включала аудиторную (лекции, семинары, практические занятия, спецкурсы, спецсеминары, факультативы), внеаудиторную (все виды практик) и внеучебную деятельность (досуговая, клубно-оздоровительная, спортивная, волонтерская деятельность) по здоровьесбережению. Так, на ориентационно-стимулирующей ступени реализации модели (I – IV семестры) доминировала аудиторная работа по здоровьесбережению. Во многих учебных дисциплинах («Педагогика», «Психология», «Возрастная физиология», «Анатомия», «Физическая культура» и др.), курсах («Психолого-педагогический практикум», «Специфика общения социального педагога», «Конфликтология» и др.) была усилена здоровьесберегающая проблематика. Внеаудиторная деятельность по здоровьесбережению проходила в период инструктивного лагеря и воспитательной (летней) педагогической практики. Именно на этой ступени осуществлялась теоретико-методическая подготовка преподавателей вуза по проблемам здоровьесбережения и формирования ЗСК через организацию методических семинаров, что является одним из условий эффективности реализации модели формирования ЗСК.

На квазипрофессиональной ступени (V – VIII семестр) происходила отработка практических умений и навыков, приобретение первичного опыта здоровьесбережения в условиях, имитирующих будущую профессиональную деятельность (проект, тренинги, ситуационные задания и др.), а также в период педагогической практики на базе различных образовательных и других государственных учреждений (школы, ДОУ, УДО, реабилитационные центры, приюты и др.).

В рамках содержательного блока реализуемой модели был внедрен авторский спецкурс «Здоровьесберегающая компетенция будущего педагога как условие его витальной и профессиональной успешности». В его теоретическом разделе отрабатывался тезаурус по проблеме здоровьесбережения. Многие вопросы рассматривались с позиции гендерного подхода, научные ресурсы которого позволяли формировать у будущих педагогов четкое понимание биологических, психологических, социальных и педагогических проблем пола. Практический раздел спецкурса предполагал закрепление основных положений теоретического блока через самостоятельный поиск информации о здоровом образе жизни, здоровьесберегающей деятельности и соответствующих технологиях. С помощью ситуационно-ролевых задач отрабатывались умения диагностировать состояние телесного, душевного и духовного здоровья детей с учетом их возрастных, индивидуальных и социальных особенностей. Все это обеспечило реализацию такого условия разработанной модели как единство теоретической и практической здоровьесберегающей деятельности в аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности студентов.

Профессионально-деятельностная ступень реализации модели соответствовала IX, X семестрам и включала второе курсовое проектирование, комплексную педагогическую практику, разнообразную внеучебную деятельность, подготовку и защиту дипломной работы. На всем протяжении овладения студентами теоретическими и практическими основами здоровьесберегающей деятельности осуществлялось методическое сопровождение со стороны профессорско-преподавательского состава педагогического вуза и методистов баз практики.

На заключительном этапе экспериментальной работы был осуществлен сравнительный анализ полученных на всем ее протяжении качественных и количественных данных по каждому показателю ЗСК, подтвердивших позитивную динамику рассматриваемого процесса (рис. 2).

Результаты проведенной статистической обработки данных констатирующего и формирующего экспериментов были проверены с помощью критерия согласия χ2-Пирсона (вероятность ошибки 5%), что подтвердило их достоверность.




Рис. 2. Динамика уровней сформированности здоровьесберегающей компетенции

в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем, формирующем

и заключительном этапах эксперимента (в % соотношении к общему количеству студентов)


В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, подтверждающие правильность исходной гипотезы.

1. Формирование здоровьесберегающей компетенции у студентов педагогического вуза вызвано потребностью современного образования, всего общества в педагоге широкого профиля, компетентном в решении разнообразных профессиональных задач, в том числе по сохранению и совершенствованию здоровья подрастающего поколения. Здоровьесберегающая компетенция интегрировала личностный и профессиональный аспекты здоровья будущих педагогов через формирование системы знаний о здоровье как единстве телесного, душевного, духовного; стойкой мотивации на собственное здоровьесбережение и здоровьесбережение будущих воспитанников.

2. Готовность к здоровьесбережению является составляющей общей системы профессиональной подготовки будущих педагогов всех специальностей и результатом реализации на практике специально разработанной модели формирования ЗСК. Ее методическое обеспечение представлено в виде спецкурса, обучающего семинара и авторского учебно-методического пособия, включающего пакет диагностических методик. Теоретическое видение путей, механизмов, возможностей (личностные, содержательные и организационные) осуществления процесса формирования ЗСК в ходе профессиональной подготовки на всем протяжении обучения (с I по X семестры) отражало последовательность включения будущих педагогов в теоретическую и практическую деятельность по здоровьесбережению в рамках аудиторной, внеаудиторной и внеучебной подготовки. Критерии и показатели компонентов ЗСК позволили определиться в уровнях ее сформированности (ориентационном – 1, процессуальном – 2 и рефлексивном – 3).

3. Выявленные и экспериментально проверенные условия, связанные с теоретико-методической подготовкой преподавателей вуза по данной проблеме, методическим сопровождением студентов в процессе формирования ЗСК и единством аудиторной, внеаудиторной и внеучебной здоровьесберегающей деятельности, обеспечили успешность реализации всех блоков авторской модели и достижение ее цели.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов рассмотренной проблемы и открывает перспективные направления его дальнейшего изучения: разработка и реализация студентами маршрутов сохранения и развития своего профессионального здоровья; формирование ЗСК в инклюзивном высшем образовании; совершенствование социального здоровья будущего учителя.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора.

Статьи в изданиях, определенных ВАК РФ:

1. Лукашин, Ю.В. Основные факторы, влияющие на здоровьесберегающее обучение младших школьников [Текст] / Ю.В. Лукашин, Г.К. Паринова // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – Кострома: Вестн. Костром. гос. ун-та, 2009. – С. 105 – 110.

2. Лукашин, Ю.В. Здоровьесберегающая компетенция как составляющая профессиональной подготовки студентов педагогического вуза [Текст] / Ю.В. Лукашин // Интеграция образования. Научно-методический журнал.– Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2009. № 4. – С. 102 – 106

Статьи и тезисы докладов научно-практических конференций:

3. Лукашин, Ю.В. Исследование состояния здоровья субъектов образовательного процесса [Текст] / Ю.В. Лукашин // «Продуктивное образование»: мониторинг образовательной деятельности: сб. науч. ст. – М.: Экшэн, 2007. Вып. 9. – С. 134 – 140.

4. Лукашин, Ю.В. Здоровьесберегающее обучение как междисциплинарная научная проблема [Текст] / Ю.В. Лукашин // Теория и практика продуктивного образования в культуросообразной школе: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. 26-27 апр. 2007 г. – Тюмень: Изд-во ТГИМЭУП, 2008. – С. 97 – 105.

5. Лукашин, Ю.В. Исследование проблемы здоровьесберегающего обучения школьников [Текст] / Ю.В. Лукашин // Физкультура и спорт: межвуз. сб. науч. тр.– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Вып. 12. – С. 23 – 34.

6. Лукашин, Ю.В. Учет основных факторов здоровьесберегающего обучения школьников в процессе профессиональной подготовки будущего учителя [Текст] / Ю.В. Лукашин // Актуальные проблемы психологии образования: межвуз. сб. науч. тр.– Саратов: Научная книга, 2008. Вып. 1. – С. 72 – 80.

7. Лукашин, Ю.В. Формирование здоровьесберегающей компетентности будущего социального педагога [Текст] / Ю.В. Лукашин // Социально-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 28-29 мая 2009 г. – Саратов: Научная книга, 2009. – С. 364 – 371.

8. Лукашин, Ю.В. Сущность и специфика здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического ВУЗа [Текст] / Ю.В. Лукашин // Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2009. – С. 176 – 184.

9. Лукашин, Ю.В. Здоровьесберегающая компетентность как составляющая подготовки будущего социального педагога [Текст] / Ю.В. Лукашин // Социально-педагогические возможности и перспективы развития современного образования: Материалы II междунар. науч.-практ. конф. 4 дек. 2009 г. – Уральск (Казахстан): Изд. центр Западно-Казахстан. гос. ун-та, 2009. – С. 26 – 28.

10. Лукашин, Ю.В. Здоровьесберегающая компетенция важнейшая составляющая профессиональной успешности будущих педагогов [Текст] / Ю.В. Лукашин // Актуальные вопросы регионального образования: организация и мониторинговое сопровождение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях: сб. науч.-метод. материалов.– Саратов: Изд. ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. Вып. 4. – С. 126 – 133.

11. Лукашин, Ю.В. Социальный и профессиональный аспекты проблемы здоровьесбережения субъектов образовательного процесса [Текст] / Ю.В. Лукашин // Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 28 – 29 апр. 2010 г.: В 2 ч. Саратов. – Саратов: ООО «Издат. Центр «Наука», 2010. – Ч. I. – С. 379 – 385.

Учебно-методическое пособие:

12. Лукашин, Ю.В. Теоретические и методические вопросы формирования здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза [Текст] / Ю.В. Лукашин: Учеб.-метод. пособие. – Саратов: ООО «Издат. Центр «Наука», 2010. – 96 с.


Лукашин

Юрий Викторович


Формирование здоровьесберегающей компетенции

студентов педагогического вуза


13.00.08 – теория и методика профессионального образования
Автореферат





Подписано к печати 29 июня 2010 г. Формат 60х84 1/16

Бумага ксероксная. Печать методом ризографии.

Усл. печ. л. 1

Тираж 120 экз. Заказ № 412.


Отпечатано с готового оригинал-макета

в типографии ИП Поповой М.Г.

440600, г. Пенза, ул. Московская, 74, к. 3















gidrocilindri-dlya-pum-500-lvovskih-ap-i-drugie-prajs-list-na-zapasnie-chasti.html
gidrodinamika-processa-flotacii-oblagorazhivanie-makulaturi-v-proizvodstve-bumagi-05-21-03-tehnologiya-i-oborudovanie.html
gidrogeologicheskie-osobennosti-severnoj-afriki-na-primere-alzhira.html
gidrogeologiya-i-usloviya-zashishennosti-podzemnih-vod-proektnaya-organizaciya-yuzhnij-gradostroitelnij-centr.html
gidroizolyacionnoe-treshinopodavlyayushee-pokritie-dlya-ekspluatacii-v-tyazhyolih-usloviyah.html
gidroliz-po-anionu-kurs-lekcij-po-himii-dlya-studentov-i-go-kursa-zheleznodorozhnih-specialnostej-vseh-form-obucheniya-samara-2005.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tematika-lekcij-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-pravoohranitelnie-organi-opd-f-23.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vr-dolnik-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-2306000-domovedenie-novosibirsk-2003.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-konferencii-professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yaziku.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-ekspluatacionno-tehnicheskie-dannie-kompleksa-dnepr-2-nauchno-proizvodstvennoe-obedinenie-elektronmash.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zerthanali-zhmis-10.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-sev-osnovnie-ponyatiya-akti-sposobnosti-problema-potrebnostej-e-v-ilenkov-chto-zhe-takoe-lichnost1-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-rajona-nerchinsko-zavodskij-rajona-zabajkalskogo-kraya-stranica-20.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-strategii-proizvodstvennih-predpriyatij-rossii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-inostrannih-i-latinskogo-yazikov-regionalnaya-innovacionnaya-konferenciya-samara-20.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozniknovenie-domennoj-pechi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-reglamente-pravitelstva-moskvi-stranica-17.html
  • credit.bystrickaya.ru/otdel-obrazovaniya-administracii-r-p-kolcovo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podprogramma-152-uslugi-v-oblasti-informacionnih-tehnologij-otchet-o-realizacii-programmi-v-2002-g-dokument.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroitelnij-fakultet-sekciyasistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-sovremennie-otraslevie-rinki-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment-podgotovki-bakalavra.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obraz-fausta-v-odnoimennoj-tragedii-gete-ekzamenacionnie-voprosi-po-iskusstvu-i-literature.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursa-specialnaya-psihologiya-dannij-kurs-realizuetsya-v-ramkah-specialnosti-020400-psihologiya-iotnositsya-k-razdelu-obsheprofessionalnih-disciplin-federalnaya-komponenta.html
  • composition.bystrickaya.ru/okonchaniya-imyon-sushestvitelnih-v-datelnom-padezhe-raamatus-on-piltlikul-kujul-eelkige-tabelites-grammatiline.html
  • exam.bystrickaya.ru/vnutrifirmenoe-planirovanie.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-4-41-morskie-perevozki-polozhenie-o-licenzirovanii-perevozok-morskim-transportom-gruzov-polozhenie-o.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prilozhenie-uchebnoe-posobie-obobshaet-opit-raboti-so-studentami-po-akterskomu-i-rezhisserskomu-masterstvu-v-teatralnom.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primechanie-o-transliteracii-sanskritskih-slov-stranica-42.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-p-kruglyakov-otv-redaktor.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ii-vidi-innovacij-i-organizacionnie-strukturi-innovacionnogo-menedzhmenta.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skerilendrlgen-temr-zhol-kzet-a-filialdarini-atishtar-komandalarina-zhmisa-abildanan-kezde-azamattardi-tapsiratin-zhattarini-tzbes.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenno-no-semanticheski-otkrita-vtoraya-redakciya-v-polnoj-versii.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-r-y-shendrik-e-a-radzhabov-primenenie-scintillyatora-baf.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchetnij-doklad-stranica-5.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnoe-i-pr-soprovozhdenie-politicheskih-reshenij-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-realizacii-programmi-5-programmi-treningov-shkoli-prodazh-6.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-tovarnaya-politika-na-temu-upakovka-tovara-v-sisteme-tovarnoj-politiki-promishlennogo-predpriyatiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primenenie-informacionnih-tehnologij-v-sisteme-obrazovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-konkursi-rezultati.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sam-sebe-kulinar-gazeta-tvoj-den-21032012-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-21-marta-2012-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.