.RU

Г. Д. Адеев > Г. И. Геринг, председатель > Л. А. Еловиков > А. И. Казанник > Е. И. Лавров > Б. И. Осипов > А. В. Ремнев > Р. С. Сагитуллин > В. И. Струнин, зам председателя


ВЕСТНИК


ОМСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА


Серия

ПРАВО


№ 4 (21)


Омск – 2009


ВЕСТНИК ОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ «ПРАВО»

Ежеквартальный научный журнал

Основан в 2004 г.


Редакционный совет

Г.Д. Адеев

Г.И. Геринг, председатель

Л.А. Еловиков

А.И. Казанник

Е.И. Лавров

Б.И. Осипов

А.В. Ремнев

Р.С. Сагитуллин

В.И. Струнин, зам. председателя

Н.А. Томилов

К.Н. Югай



^ Редколлегия журнала

В.А. Азаров, д-р юрид. наук, профессор, ОмГУ

С.Н. Бабурин, д-р юрид. наук, профессор, РГТЭУ (г. Москва)

А.В. Бутаков, д-р юрид. наук, профессор, ОмГУ

М.С. Гринберг, д-р юрид. наук, профессор, ОмГУ

О.В. Дмитриев, канд. юрид. наук, д-р экон. наук, профессор, ОмГУ

Р.Л. Иванов, канд. юрид. наук, доцент, ОмГУ

А.И. Казанник, д-р юрид. наук, профессор, ОмГУ

М.П. Клейменов, д-р юрид. наук, профессор, ОмГУ

В.Б. Коженевский, канд. юрид. наук, профессор, ОмГУ

А.Н. Костюков, д-р юрид. наук, профессор, ОмГУ

Л.Р. Литвинцева, председатель Восьмого арбитражного апелляционного суда

Е.Л. Невзгодина, канд. юрид. наук, профессор, ОмГУ (гл. редактор)

В.Л. Слесарев, д-р юрид. наук, профессор, Высший Арбитражный Суд РФ (г. Москва)

М.Ю. Федорова, д-р юрид. наук, профессор, Конституционный Суд (г. Санкт-Петербург)

М.С. Фокин, канд. юрид. наук, доцент, ОмГУ (зам. гл. редактора)

А.С. Фролов, канд. юрид. наук, профессор, ОмГУ

Б.Л. Хаскельберг, д-р юрид. наук, профессор, ТГУ (г. Томск)

С.Ю. Чуча, д-р юрид. наук, профессор, ОмГУ

Т.Ф. Ящук, д-р юрид. наук, доцент, ОмГУ (отв. редактор)


Адрес редакции:

644077, Омск-77, пр. Мира, 55а,

ОмГУ, юридический факультет

E-mail: kmarina84@mail.ru


ISBN 978-5-7779-1040-0 © ГОУ ВПО «Омский госуниверситет

им. Ф.М. Достоевского», 2009

Содержание


ПО МАТЕРИАЛАМ всероссийской НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«Проблемы правоприменения в современной России»,

посвященной 30-летию юридического факультета

Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

(13 марта 2009 г.)


^ ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ


ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Вижевитова Т.А. Повышение правовой культуры в муниципальном образовании

(опыт города Омска)

^ Подгорбунских А.В. Способы осуществления органами местного самоуправления

контроля за деятельностью управляющих организаций

Клейменов М.П. Понятие уголовно-правовой политики

Иванов Р.Л. Правоотношение как форма реализация права

^ Симонов В.А. Общетеоретические проблемы конституционного регулирования

государственной национальной политики в России

Сухова Н.В. Роль гражданского и арбитражного судопроизводства в современной

правовой действительности

Ящук Т.Ф. Российский опыт регулирования приема в вузы


^ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Рыбаков В.А. Действие международных договоров в Российской Федерации

Бляхман Б.Я. Формирование правовых позиций в процессе судебного

правоприменения

^ Коженевский В.Б. К вопросу о понятии «применение норм права»

(в порядке обсуждения)

Чечелев С.В. Законодательство о конскрипции и его реализация в годы

гражданской войны в США

^ Червяковский А.В. Актуальные проблемы правового информирования

Липич О.А. Нормативно-правовое регулирование потребительской

кооперации в России: историко-правовой аспект (1917-1920-е гг.)


^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

Кошель Д.Е. Публично-правовые аспекты операций на финансовом рынке

Голушков Д.И. Проблемы правоприменения при назначении состава

избирательной комиссии муниципального образования

^ Бакарджиев Я.В. Формы реализации юридической политики

Предеина Л.В. Проблемные аспекты бинарности законодательства Российской

Федерации в правоприменительной деятельности при осуществлении функций

таможенными органам


^ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Кузнецова О.А. Основания, цели и методы применения общепризнанных

принципов и норм международного права российскими судами

^ Либанова С.Э. Зависимость эффективности норм гражданского права

от единообразия правоприменения

Невзгодина Е.Л. Превышение пределов содержания полномочия

Сорокина С.Я. Раздел жилого помещения как основание изменения

договора социального найма

^ ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Этина Т.С. Институт аналогии процессуального права в правоприменении

Терехова Л.А. Российское дореволюционное законодательство о пересмотре

судебных постановлений, вступивших в законную силу

Фрик О.В. Обязательство как односторонняя сделка в системе правоотношений,

связанных с оформлением прав на материнский (семейный) капитал

^ Кливер Е.П. Пределы рассмотрения дел арбитражными судами апелляционной

и кассационной инстанций

Кайзер Ю.В. Институт раскрытия доказательств в процессуальном законодательстве

Германии и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ


^ СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

Антипьева Н.В. Жилищное обеспечение как способ компенсации социального

риска военнослужащих

Соколова Н.А. Медицинская помощь как элемент государственного социального

обеспечения отдельных категорий граждан


^ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Гринберг М.С. Понятие и система технических преступлений

Степашин В.М. Цели специальных правил назначения наказания

^ Непомнящая Т.В. Соотношение формализации и судейского усмотрения при

назначении наказания

Бибик О.Н. Проблема учета личности несовершеннолетнего преступника

(сравнительно-правовой аспект)

^ Клейменов И.М. Уголовно-правовая политика в сфере противодействия

легализации преступных доходов

Никитина И.А. Мировой опыт законодательной борьбы с финансовым

мошенничеством

Горбунов К.Г. Некоторые социально-психологические аспекты

противодействия терроризму


^ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Максимов В.С. Тактика взаимодействия участников уголовного судопроизводства

Ревенко Н.И. Применение служебно-розыскных собак в раскрытии преступлений

^ Шобухин В.Ю. К вопросу о праве законодательной инициативы прокурора

Чердынцева И.А. Обеспечение прав участников дознания при окончании

расследования

^ Константинов В.В. Преодоление противодействия на первоначальном

этапе расследования уголовных дел о должностных преступлениях,

совершаемых сотрудниками ОВД

^ Константинова В.А. Мотивированность устных определений и постановлений

суда первой инстанции при осуществлении правосудия по уголовным делам


^ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ


ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ

«ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»


Уважаемые коллеги!


На базе юридического факультета Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского проводится третья конференция на тему «Проблемы правоприменения в современной России». Это означает, во-первых, что наша конференция становится традиционной. Во-вторых, состав участников конференции, представленный многими регионами России, свидетельствует о том, что ее тематика актуальна и вызывает интерес. В-третьих, можно с полным основанием констатировать, что мы столкнулись с целым рядом малоизученных и по-настоящему животрепещущих проблем. Это проблемы научные и практические.

С научной точки зрения требует интенсивной разработки теория правоприменения. В этом должны принять участие представители всех отраслей юридического знания, поскольку любая отрасль права может быть успешно реализована только на базе определенной методологии.

В практическом плане эффективное правоприменение является гарантом успешной законодательной деятельности. Оно способно усилить позитивные аспекты законодательства и ослабить его негативные стороны. Законодательная деятельность без учета правоприменения теряет целеустремленность и неизбежно обречено на провалы и ошибки.

Большое значение в процессе правоприменения играет правовая психология. Поэтому в число исследуемых и обсуждаемых вопросов мы включаем субъекта правоприменения.

Таким образом, круг проблематики конференции постоянно расширяется, привлекая специалистов смежных отраслей знания. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с представителями юридической психологии, судебной психиатрии, социологии. Конференция имеет долгосрочные перспективы. Желаю удачи в работе.


Зам. декана по научной работе

юридического факультета ОмГУ

им. Ф.М. Достоевского

доктор юрид. наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ

Клейменов М.П.


Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 4 (21). С.

© Т.А. Вижевитова, 2009

УДК 342

^ ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(ОПЫТ ГОРОДА ОМСКА)


Т.А. Вижевитова


В данной статье освещен опыт органов местного самоуправления города Омска по реализации общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006-2010 годы).


В данной статье освещен опыт органов местного самоуправления города Омска по реализации общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006-2010 годы).


In given article experience of local governments of a city of Omsk on realisation of the city target program «Increase of legal culture in the city of Omsk» (2006-2010) is shined.


Ключевые слова: местное самоуправление, правовая культура, муниципальное образование.


Key words: local government, legal culture, municipal union.


На современном этапе построения правовой государственности в нашей стране, в условиях перехода к новым принципам организации жизни общества в целом, и правовой составляющей общественного устройства в частности, правовая культура приобретает новое и как никогда актуальное значение.

Важнейшая задача развития правовой культуры на сегодняшний день видится в том, чтобы сформировать социально активную личность, развить в человеке с одной стороны – ответственное отношение к своим правам и обязанностям, а с другой – воспитать в нем способность адекватно защищать свои права.

Показателем правовой культуры является достаточное знание гражданами и должностными лицами юридических норм, их правовая грамотность, умение и навыки использования законов в практической жизни.

Уже четвертый год в городе Омске действует общегородская целевая программа «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006 – 2010 годы) (утверждена Решением Омского городского Совета от 1 марта 2006 года № 335).

Программой предусматривается проведение долгосрочных и оперативных мероприятий образовательного, информационного, организационного характера, направленных на создание разнообразных форм правового просвещения и обучения граждан, муниципальных служащих, эффективного и профессионального правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Омска.

Программа реализуется в двух направлениях:

1) развитие правовой культуры деятельности органов местного самоуправления;

2) правовое просвещение населения.


^ 1. Повышение правовой культуры деятельности органов местного самоуправления

В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Из данного определения следует, что законность является одним из основополагающих принципов деятельности органов местного самоуправления и должна неуклонно соблюдаться ими при реализации каждого из своих полномочий.

Должностные лица местного самоуправления при реализации возложенных на них функций ежедневно вступают в правоотношения, комплексно регулируемые нормами различных отраслей права. Широта спектра правовых отраслей, нормы которых применяются муниципальными служащими, предполагает наличие у них определенного уровня правовой культуры, необходимого для соблюдения законности в осуществляемой деятельности.

Высокий уровень правовой культуры необходим муниципальным служащим также потому, что они призваны осуществлять в муниципальных образованиях политику государства, выраженную в Конституции Российской Федерации, законах и иных нормативно-правовых актах.

При этом, правовая культура является одним из базовых компонентов культуры управленческой деятельности муниципальных служащих. Она означает углубленное изучение ими правового материала, умение и навыки создания правовых актов и их грамотного применения – что является залогом повышения культуры нормотворчества и правоприменения в муниципальном образовании.

Одной из основных целей общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006-2010 годы) является повышение правовой культуры органов местного самоуправления.

Для ее достижения Администрацией города Омска реализуются следующие мероприятия:

- повышение квалификации муниципальных служащих;

- проведение заседаний юридической коллегии Администрации города Омска;

- проведение еженедельных совещаний с юристами Администрации города Омска;

- организация ежемесячных лекций и семинаров для муниципальных служащих на правовую тематику;

- еженедельная подготовка обзоров изменений действующего законодательства и ознакомление с ними муниципальных служащих;

- ревизия муниципальных правовых актов;

- контроль за законностью деятельности структурных подразделений;

- проведение деловых игр среди юристов органов местного самоуправления города Омска и городов-членов Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.

Повышение квалификации работников является неотъемлемым этапом совершенствования правовой деятельности органов местного самоуправления.

За период с 2006 по 2008 год курсы повышения квалификации и переподготовки прошли 52 % муниципальных служащих органов местного самоуправления города Омска.

Помимо программ повышения квалификации по специализации государственного и муниципального управления юристы органов местного самоуправления города Омска имеют возможность в соответствии со своими индивидуальными потребностями выбрать обучающие курсы по разнообразным программам правовой специализации.

Для повышения правовой культуры муниципальных служащих, не имеющих юридического образования, юристами структурных подразделений Администрации города Омска проводятся еженедельные совещания со специалистами структурных единиц соответствующего структурного подразделения по проблемным вопросам, возникающим в текущей деятельности, а также лекции и семинары на правовую тематику («О муниципальной службе в Российской Федерации», «О применении трудового законодательства», «О реализации положений законодательства об административных правонарушениях», «Вопросы размещения муниципального заказа», «Изменения в бюджетном законодательстве» и др.).

За время действия Программы состоялось более 350 семинаров и лекций.

До сведения муниципальных служащих еженедельно доводятся обзоры действующего законодательства, в которых применительно к сфере деятельности соответствующего структурного подразделения актуализируется и обобщается информация об изменениях в правовых актах всех уровней.

В целях координации деятельности юридических служб структурных подразделений и повышения уровня работы специалистов по правовым вопросам в Администрации города Омска действует совещательный орган – юридическая коллегия.

В ее работе принимают участие сотрудники юридических служб органов местного самоуправления – Администрации города Омска, Омского городского Совета, Контрольно-счетной палаты города Омска, – и прокуратуры.

На заседаниях коллегии, которые проводятся ежемесячно, на основе анализа деятельности юридических служб вырабатываются решения рекомендательного характера, реализация которых способствует повышению уровня правоприменительной деятельности в структурных подразделениях Администрации города Омска.

Кроме того, в департаменте правового обеспечения Администрации города Омска – структурном подразделении, созданном в целях реализации единой согласованной правовой политики в структурных подразделениях администрации города Омска, – еженедельно проводятся рабочие совещания с руководителями юридических служб структурных подразделений, где рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в их деятельности.

Вышеперечисленные мероприятия в большей степени призваны способствовать повышению уровня правоприменительной деятельности органов местного самоуправления. Наряду с ними программой «Повышение правовой культуры в городе Омске» предусмотрены меры, направленные на повышение правовой культуры нормотворчества. В их числе:

- взаимодействие органов местного самоуправления города Омска с законодательным собранием Омской области по вопросам законопроектной деятельности и законодательного процесса в Омской области, правовой деятельности органов местного самоуправления города Омска;

- аналитическое, информационно-справочное и документальное обеспечение деятельности постоянных представителей Мэра города Омска, Омского городского Совета в Законодательном Собрании Омской области;

- участие в работе комитетов Законодательного Собрания Омской области;

- организация взаимодействия органов местного самоуправления города Омска, их структурных подразделений с комитетами Законодательного Собрания Омской области;

- взаимодействие с Омским городским Советом по вопросам законопроектной деятельности и законодательного процесса и участие в работе комитетов Омского городского Совета;

- подготовка и организация исполнения ежегодных планов нормативно-правовой деятельности Администрации города Омска и Омского городского Совета;

- разработка и участие в исполнении планов нормотворческой деятельности в связи с реализацией отдельных федеральных законов, законов Омской области, решений Омского городского Совета;

- анализ действующего законодательства, правоприменительной практики других регионов, подготовка аналитических материалов, рекомендаций и предложений по совершенствованию нормотворческой деятельности;

- взаимодействие со структурными подразделениями Администрации города Омска и оказание им практической и методической помощи по вопросам подготовки проектов правовых актов.

В Администрации города Омска введен комплекс внутренних мер по обеспечению законности в деятельности органов местного самоуправления. Он включает в себя проведение ревизии правовых актов органов местного самоуправления и организацию контроля за рассмотрением структурными подразделениями Администрации города Омска актов прокурорского реагирования.

Функция по контролю за деятельностью структурных подразделений Администрации города Омска возложена на департамент правового обеспечения Администрации города Омска.

Система контроля за законностью деятельности структурных подразделений построена таким образом, что распорядительные документы структурных подразделений Администрации города Омска и ответы на акты прокурорского реагирования проходят двойную правовую экспертизу и процедуру согласования: как с юридической службой и специалистами по правовым вопросам структурных подразделений Администрации города Омска, так и со специалистами департамента правового обеспечения.

Такой алгоритм работы позволяет оперативно устранять недостатки и восполнять пробелы в правовом регулировании деятельности Администрации города Омска.

В результате проведения экспертиз распорядительных актов структурных подразделений наблюдается снижение количества актов прокурорского реагирования, принесенных в адрес структурных подразделений Администрации города Омска, на 42% (в 2008 году по сравнению с 2006 и 2007 годами) и повышение общего уровня юридической техники нормотворчества в Администрации города Омска.

Отдельным направлением повышения правовой культуры органов местного самоуправления в городе Омске является проведение с муниципальными юристами деловых игр.

В целях эффективного правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, обучения муниципальных служащих, повышения правового уровня и качества нормотворческой деятельности, обеспечения соответствия действующему законодательству правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления города Омска, в 2006 и 2007 годах были организованы две деловых игры по применению правил подготовки муниципальных правовых актов в Администрации города Омска.

Данные мероприятия не только позволили оперативно выявить и устранить имеющиеся в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления города Омска недостатки, но и способствовали общему повышению ее уровня.

Положительный опыт проведения деловых игр подвигнул Администрацию города Омска на дальнейшую разработку данного направления деятельности, и в мае 2007 года в городе Омске состоялась Первая Межрегиональная юридическая олимпиада городов Сибири и Дальнего Востока.

Ее целью стало выявление юристов органов местного самоуправления городов Сибири и Дальнего Востока высокой квалификации, их поддержка и поощрение; разработка программы дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки сотрудников юридических служб; создание условий для профессионального общения специалистов по правовым вопросам (юристов) органов местного самоуправления городов Сибири и Дальнего Востока.

В Олимпиаде приняли участие юристы пяти городов: Омска, Новосибирска, Барнаула, Красноярска и Кемерово.

Соревнования проходили в два тура: первый включал в себя представление команд, второй – непосредственно конкурсные задания, которыми были охвачены конституционное, муниципальное, гражданское, трудовое, семейное, жилищное, административное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право.

По итогам конкурсных испытаний жюри, в состав которого входили видные представители юридического сообщества города Омска, был определен победитель – команда города Барнаула.

Олимпиада позволила провести обмен опытом и выработать наиболее эффективные направления в дальнейшей работе.

В 2008 году в целях стимулирования профессионального роста муниципальных юристов города Омска был проведен конкурс «Лучший муниципальный юрист 2008 года».

Конкурс проходил в два этапа. В первом участники должны были проявить свои способности в написании реферата на заданную тему. Второй состоял из тестовых заданий и беседы с членами жюри, в которой конкурсант после непродолжительной подготовки должен был выразить свое отношение к обозначенной правовой проблеме.

По итогам конкурса 3 декабря 2008 года – в День юриста - состоялось торжественное награждение победителей конкурса.

Проведение конкурса «Лучший муниципальный юрист 2008 года» способствовало повышению уровня профессионализма юристов Администрации города Омска, совершенствованию их деятельности.

Общегородская целевая программа «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006-2010 годы) демонстрирует комплексный подход к повышению правовой культуры органов местного самоуправления. В ее рамках реализуются мероприятия, призванные повысить индивидуальную правовую культуру муниципальных служащих, а также культуру нормотворческой и правоприменительной деятельности органов местного самоуправления.

Использование в данном направлении различных по своему характеру методов: от императивных предписаний главы муниципального образования, устанавливающих порядок осуществления контроля за структурными подразделениями, до внедрения игровых форм стимулирования профессионального роста муниципальных служащих, - предоставляет органам местного самоуправления, у которых практика города Омска вызовет интерес, обширное поле для собственной деятельности.


^ 2. Повышение правовой культуры населения в муниципальном образовании.

Сегодня российское общество приходит к осознанию фундаментальной роли правовой культуры в построении правового государства.

Дискуссии о необходимости повышения правовой культуры россиян активно ведутся как в политических кругах, так и в средствах массовой информации.

Но для того, чтобы претворять планы в жизнь, необходимы эффективные механизмы их реализации, которые, применительно к правовой культуре, позволят каждому гражданину, испытывающему дефицит в информации о своих правах и способах их защиты, получить ее в достаточном количестве.

До недавнего времени в нашей стране наблюдалась тенденция ослабевания внимания к правовому воспитанию населения, в особенности, по месту жительства граждан. Однако в настоящее время в Российской Федерации активно внедряются различные формы повышения правовой культуры населения, в том числе и силами органов местного самоуправления, которые в силу своей непосредственной близости и принадлежности народу выступают в роли связующего звена между населением и государством.

Практика муниципальных образований дает основания полагать, что органы местного самоуправления способны внести весомый вклад в повышение правовой культуры населения в нашей стране.

Целью общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» применительно к повышению правовой культуры населения является создание условий для формирования правовой культуры граждан, системы непрерывного и последовательного правового образования, организации правового всеобуча, который бы охватил широкий круг слоев населения, с учетом их образовательных, профессиональных, возрастных и других социальных особенностей.

Для достижения поставленных целей Администрацией города Омска реализуется комплекс мероприятий, направленных на:

- правовое просвещение населения города Омска;

- оказание бесплатной юридической помощи;

- предоставление населению прямого доступа к нормативно-правовым актам всех уровней, оказание справочно-консультационных услуг.

Работа по правовому просвещению населения строится на основе мониторинга интересов граждан в правовой сфере – выявления отраслей законодательства и правовых вопросов, в дополнительной информации о которых население заинтересовано в большей мере.

В правовом просвещении активно задействуется телевидение и печатные средства массовой информации.

В целях реализации принципа открытости власти в конце 2006 года был запущен цикл телевизионных передач «Вы и Ваше право».

В телепередачах рассматриваются наиболее актуальные для населения вопросы, освещается деятельность органов местного самоуправления, проводятся круглые столы. К участию в них привлекаются представители различных сфер юриспруденции: нотариусы, судьи, представители правоохранительных и надзорных органов.

Еще одним способом информирования населения является создание в газетах города Омска правовых рубрик, в которых специалистами Администрации города Омска даются ответы на вопросы, поступающие в адрес редакции непосредственно от населения.

Использование средств массовой информации в целях повышения правовой культуры населения города Омска позволило предельно расширить круг целевой аудитории Программы, популяризировать право, а также максимально облегчить доступ населения к правовой информации.

В целях оказания населению оперативной правовой поддержки по злободневным вопросам, связанным с управлением многоквартирными домами, получением мер социальной поддержки, оформлением прав на земельные участки, Администрацией города Омска издаются информационные листовки, в краткой и доступной форме освещающие отдельные положения законодательства.

Более подробные комментарии нормативных правовых актов издаются в форме тематических сборников.

Всего за время реализации Программы выпущено 62 сборника на такие темы, как:

- «Многоквартирный дом: решение проблемы капитального ремонта»;

- «Вопросы тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере на территории города Омска»;

- «Практические вопросы управления многоквартирными домами»;

- «Потребитель, знай свои права» и многие другие.

Листовки и сборники распространяются бесплатно через комитеты территориального общественного самоуправления и администрации административных округов города Омска.

С целью разъяснения действующего законодательства юристами Администрации города Омска проводятся встречи, лекции и семинары для населения. При этом темы выбираются с учетом анализа тех категорий вопросов, с которыми чаще всего обращаются граждане в Администрацию города Омска.

Это, прежде всего, вопросы:

- о реализации Жилищного кодекса Российской Федерации (управление жилыми домами, создание товариществ собственников жилья, оплата коммунальных услуг и др.);

- о применении норм трудового законодательства;

- о социальной защите населения и другие.

Проведение лекций позволяет гражданам в живой беседе со специалистом выяснить все волнующие их вопросы и уточнить непонятные моменты.

Вторым направлением повышения правовой культуры населения города Омска является оказание бесплатной юридической помощи.

Наиболее востребованным и эффективным его мероприятием является деятельность «юридических клиник», также называемых «общественными приемными».

В «юридических клиниках», которые открыты в каждом административном округе города Омска, граждане могут получить правовую консультацию по интересующим их вопросам. Отдельным категориям населения – малоимущим, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям – оказывается бесплатная помощь в составлении исковых заявлений, жалоб, претензий.

В основу практики создания «юридических клиник» в городе Омске положено взаимодействие органов местного самоуправления с образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Такое сотрудничество взаимовыгодно и направлено как на оказание гражданам правовой помощи, так и на обучение студентов юридических факультетов навыкам практической работы.

Консультации обратившимся в «юридическую клинику» гражданам даются студентами старших курсов под наблюдением преподавателей.

В целях совершенствования навыков консультирующих студентов работниками Администрации города Омска осуществляется постоянное методическое сопровождение их деятельности, разъясняются вызывающие затруднение вопросы, проводятся обучающие семинары.

«Юридические клиники» успешно зарекомендовали себя как инструмент повышения правовой культуры социально незащищенных жителей города Омска.

Ряд мероприятий общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» основан на оказании гражданам правовой помощи непосредственно юристами Администрации города Омска.

Так, юристами структурных подразделений Администрации города Омска еженедельно проводятся приемы отдельных категорий граждан, в ходе которых обратившиеся имеют возможность получить юридическую консультацию по вопросам, относящимся к компетенции органов местного самоуправления.

С целью оказания правовой помощи гражданам, проживающим в отдаленных районах города, специалистами по правовым вопросам Администрации города Омска осуществляются выездные приемы в комитетах территориального общественного самоуправления.

Данное мероприятие направлено на то, чтобы житель города Омска имел возможность получить юридическую помощь в непосредственной близости от места своего проживания.

Для граждан, которые не имеют возможности посещать приемы юристов Администрации города Омска по состоянию здоровья, в силу занятости или других жизненных обстоятельств, организованы «горячие» телефонные линии по правовым вопросам.

В них принимают участие как рядовые юристы, так и руководители высшего звена Администрации города Омска, что позволяет населению получать помощь более высокого уровня.

Вышеописанные мероприятия проводятся постоянно в соответствии с графиками, широко публикуемыми в средствах массовой информации.

Помимо мероприятий, проводимых на регулярной основе, Администрацией города Омска проводятся единичные масштабные акции оказания правовой помощи. Они приурочиваются к таким важным событиям в жизни города и страны, как выборы.

Практика показывает, что консультирование в дни выборов на избирательных участках позволяет за короткий промежуток времени оказать помощь максимальному количеству граждан.

Третьим направлением правового просвещения населения является предоставление жителям города Омска прямого доступа к нормативно-правовым актам всех уровней.

Для этого широко используются муниципальные библиотеки, представляющие собой готовую инфраструктуру, служащую посредником между источником правовой информации и потребителем, которым является население.

Создание центров правовой информации на базе муниципальных библиотек стало важным шагом в реализации Программы. Сейчас в городе Омске действует 5 таких центров – по одному в каждом административном округе города Омска. Они оснащены необходимой оргтехникой, позволяющей обеспечить посетителей библиотек доступом к справочной информационной системе «КонсультантПлюс» и воспользоваться Интернетом.

Теперь жители города Омска имеют возможность самостоятельно знакомиться с законодательством и находить интересующие их правовые акты.

Практика показала, что работа центров отвечает двум основным требованиям: оперативности и общедоступности. В их услугах нуждаются все социальные слои населения – студенты, преподаватели, экономисты, предприниматели, наконец, граждане, которые ищут документы о социальных льготах, пенсионном и жилищном законодательстве. Специалисты центров дают посетителям консультации по работе с правовыми базами данных, оказывают помощь в поиске необходимого документа, обеспечивают доступ к другим источникам информации, данные услуги оказываются бесплатно.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что воспитывать в гражданах правовую культуру необходимо со школьной скамьи. При этом, нужно учитывать, что потребности молодежи в правовом просвещении несколько отличаются от потребностей старшего поколения. Поэтому в повышении правовой культуры молодежи используются формы работы, рассчитанные, в первую очередь, не на оказание правовой помощи, а на правовое воспитание несовершеннолетних граждан.

Программой предусмотрен целый комплекс мероприятий для детей школьного возраста, направленный на повышение их знаний в правовом аспекте.

Для школьников постоянно проводятся классные часы, семинары и деловые игры на правовые темы.

С 1 сентября 2007 года в Администрации города Омска стартовало новое направление работы, ориентированное на повышение уровня правовых знаний у школьников, – это прочтение лекций на правовую тематику.

В целях организации данной работы Администрацией города Омска был проведен анализ школьной программы, а также социологический опрос, который показал, что современных школьников особенно интересуют вопросы правоспособности несовершеннолетних, юридической ответственности, и защиты прав потребителей.

По результатам опроса были подготовлены лекции, позволяющие раскрыть правовые вопросы значительно шире школьной программы, с которыми муниципальные юристы выступают в школах.

Традиционной стала организация конкурсов творческих работ, в которых детям предлагается продемонстрировать знание правовых основ организации нашего государства.

Ежегодно проводится муниципальный конкурс сочинений для обучающихся 8 – 11 классов «Я и мои права». И если в 2007 году в нем принимали участие 75 школьников, то в 2008 году количество участников возросло до 4197 человек, что наглядно иллюстрирует эффективность работы органов местного самоуправления города Омска по правовому просвещению молодежи.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что общегородская целевая программа «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006-2010 годы) успешно реализуется в городе Омске уже четвертый год.

В рамках Программы проводятся мероприятия, направленные на повышение правовой культуры в работе муниципальных служащих, укреплению законности в деятельности органов местного самоуправления, оказанию правовой помощи гражданам, у населения формируются позитивные установки на ценностные ориентиры демократического государства.

За время действия Программы юридическую помощь получили более чем 60 000 граждан.

Деятельность по реализации общегородской целевой программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» (2006-2010 годы) была неоднократно отмечена на конференциях Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, а также на межрегиональном форуме Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления», прошедшем в 2008 году.

Администрация города Омска не собирается останавливаться на достигнутом. В данном направлении ведется постоянный поиск новых форм организации работы и взаимодействия с населением, применяется и актуализируется передовой отечественный и мировой опыт. В разработке находятся новые и интересные мероприятия.

При этом движущим началом программы «Повышение правовой культуры в городе Омске» и самым действенным стимулом ее развития являются положительные отзывы населения города о нашей работе.


glava-25-recenzenti-doktor-pedagogicheskih-nauk-dejstvitelnij-chlen-rao-professor-g-n-volkov-doktor-pedagogicheskih.html
glava-25-slastenin-v-a-i-dr-pedagogika-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ped-ucheb-zavedenij-v-a-slastenin-i.html
glava-25-syuzen-viggs-dom-u-ozera.html
glava-25-tri-mushketera.html
glava-25-uolter-mishel-i-kognitivno-affektivnaya-teoriya-lichnosti-james-fadiman-personality-personal-growth.html
glava-25-vi-pishete-svoj-scenarij-projdite-test-glava-vi-v-transe-kak-eto-pochuvstvovat-vliyanie-gipnoza-na-sebe.html
  • occupation.bystrickaya.ru/muraveva-i-byulleten-novih-postuplenij-za-iv-kv-2011-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-opitov-programma-utverzhdena-na-kafedre.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/7-infrastruktura-kuratorstva-v-tpu-programma-seminara-3-1-kuratorstvo-uchebno-vospitatelnaya-rabota-v-akademicheskih-gruppah-3.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-17-krisa-kot-i-pes-garri-potter-i-uznik-azkabana.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/olimpijskij-komitet-snyali-za-devyat-mesyacev-rost-rozhdaemosti-sostavil-pochti-3-procenta-fond-socialnogo-strahovaniya-rf.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-predlagaemaya-programma-prednaznachena-dlya-uchashihsya-8-9-klassov-interesuyushihsya-istoriej-strani-izuchaemogo-yazika-i-zhelayushih-poluchit-dopolnitelnie-znaniya-po-stranovedeniyu.html
  • crib.bystrickaya.ru/klichka-antisemit-kak-glavnoe-oruzhie-ubijstva-etih-sovetskih-evreev-ochen-ne-prosta-poskolku-dlya-ee-raskritiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-lekcij-i-prakticheskih-zanyatij-dlya-studentov-4-kursa-lechebnogo-fakulteta-na-vesennij-semestr-2011-2012-uchebnogo-goda.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-istorii-dlya-9-klassa-uchitel-vlasenko-marina-nikolaevna.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverdit-plan-raboti-kontrolno-schetnoj-palati-dumi-goroda-pokachi-na-1-e-polugodie-2011-goda-prilozhenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-kompyuter-rililari-sabati-masati-blmdlk.html
  • student.bystrickaya.ru/1-informacionnie-agentstva-v-sisteme-smi-sushnost-raboti-i-specifika-produkcii-7-zaklyuchenie-12-spisok-literaturi-15.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-i-opisanie-bazovih-ekskursij-i-obektov-ekskursij-s-rascenkami-adres-predlozheniya-i-agentstva-iz-moldavii-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/desinhronizaciya-n-yu-alekseenko-pod-redakciej-d-ra-biol-nauk.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskoe-planirovanie-razdel-uchebnika-urok-uchebnika-tema.html
  • literature.bystrickaya.ru/bukvi-zashitili-ot-ocifrovki-kommersant-voronov-aleksandr-09102008-183.html
  • spur.bystrickaya.ru/liga-zerkalshikov-padayut-v-nebo.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-svyazannaya-s-problemami-zarozhdeniya-zhizni-stranica-6.html
  • education.bystrickaya.ru/1714-rascheti-s-personalom-po-oplate-truda-polozhenie-o-buhgalterii-dolzhnostnie-obyazannosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-konferencii-24-maya-2011-goda-vtornik-den-zaezda-registraciya-v-izmiran-razmeshenie.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-stavropolskogo-kraya-speckursa.html
  • urok.bystrickaya.ru/praktikum-1-posobie-po-vizualnim-kommunikaciyam-dlya-rukovoditelej-institut.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-himii-dlya-specialnosti-060201-stomatologiya.html
  • report.bystrickaya.ru/hyajnan-czi-ii-v-do-n-e-stranica-7.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-deti-riska.html
  • write.bystrickaya.ru/frontoviki-chernobilya-malinovskij-b-n-uchast-svoyu-ne-vibirali.html
  • knigi.bystrickaya.ru/silovoj-transformator-toka-ili-napryazheniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/regulirovanie-nalichno-denezhnogo-oborota.html
  • education.bystrickaya.ru/-55-dvojstvennost-pridnestrovskij-gosudarstvennij-universitet-im-t-g-shevchenko-inzhenerno-tehnicheskij-fakultet.html
  • books.bystrickaya.ru/departament-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
  • reading.bystrickaya.ru/materi-ezici-pripadnika-nacionalnih-maina-zakona-o-izmenama-i-dopunama-zakona-o-osnovama-sistema-obrazovaa.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost-032200-00-fizika-s-dopolnitelnoj-specialnostyu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskazivaj-o-vseh-postupkah-kryadu.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-pravotvorcheskoj-iniciative-grazhdan-territorialnoe-obshestvennoe-samoupravlenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-luchshij-referat.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.