.RU

Г. Кирова Утверждаю

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вятская православная гимназия

во имя преподобного Трифона Вятского

г.Кирова
Утверждаю:

Директор

МОУ ВПГ г.Кирова
_____________________________

Е.Н.Мошкина

Приказ № 59/02 от 01.0.2009

Программа по музыке для 9 класса
«Сокровища отечественной музыкальной культуры»

Автор-составитель:

Балыбердина И.В., учитель музыки

первой квалификационной категории


Киров, 2009


Пояснительная записка

Причина создания программы и ее актуальность
Одной из основных целей преподавания музыки в современной школе является воспитание достойного гражданина России, любовь которого к Родине основана на понимании и уважении отечественной музыкальной культуры, знании выдающихся образцов музыкального творчества, являющихся вкладом русского народа в сокровищницу мировой художественной культуры. Одним из способов достижения этой цели станет реализация курса «Сокровища отечественной музыкальной культуры», который позволит учащимся, опираясь на ранее полученные знания, более глубоко изучить русскую музыку в процессе ее рождения, становления и исторического развития с древности до наших дней.

Все великие культуры знали и ценили высокий воспитательный потенциал музыки. Еще Аристотель говорил, что музыка «может оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Его современник китайский философ Сюнцзы называл музыку «источником радости мудрых людей» и замечал, что «она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи». Спустя две тысячи лет французский писатель Ромен Ролан писал о музыке: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его».

Отечественная культура не является исключением. Иван Тургенев называл музыку «разумом, воплощенным в прекрасных звуках», а Лев Толстой – «стенографией чувств». Воспитательный потенциал музыки велик именно в силу того, что она может сопровождать рационально выраженные знания (о мире, человеке и обществе) сильным иррациональным «зарядом» из переживаний, эмоций, интонаций и различных оттенков человеческих чувств. С особой силой это начало выражено в духовной музыке, являющейся неотъемлемой частью русской национальной культуры. Неслучайно, ее изучение является важной составляющей курса «Сокровища отечественной музыкальной культуры» и способно в полной мере раскрыть воспитательный потенциал предмета. Русская школа всегда придавала большое значение воспитанию музыкой. Этой традиции ныне стремится следовать коллектив Вятской православной гимназии, что придает особую актуальность предлагаемому курсу.

Вместе с тем, образовательный потенциал данного курса, основанного на культурологическом походе к изучению музыки, соответствует стремлению коллектива гимназии к научному осмыслению окружающего мира, общества и человека. Курс «Сокровища отечественной музыкальной культуры» будет способствовать повторению и обобщению знаний, полученных учащимися на уроках музыки в 1-8 классах, причем, в контексте истории развития отечественной музыки, являющейся составной частью окружающей их культурной среды.

Таким образом, создание нового курса «Сокровища отечественной музыкальной культуры» актуально для реализации образовательных и воспитательных задач Вятской православной гимназии.
Цель и задачи программы
Целью музыкального образования и воспитания является создание условий для самореализации и саморазвития личности учащихся, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. В данном случае эта цель достигается через углубленное изучении учащимися 9 класса истории развития и лучших образцов русской музыкальной культуры.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

- приобщение к русской музыке, как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, имеющему непреходящую ценность для всей мировой культуры;

- теоретическое осмысление путей развития русской музыкальной культуры в контексте ее связей с духовным, политическим и социально-экономическим развитием России;

- постижение особенностей языка русской музыки, его выразительных возможностей в создании художественного образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства;

- развитие в процессе музыкальных занятий через опыт собственной музыкальной деятельности творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, навыков слушания и слышания музыки;

- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством.

Курс рассчитан на 1 год (9 класс), 34 часа, и реализует межпредметные связи с историей, литературой, географией, изобразительным искусством, мировой художественно культурой. Итогом работы по данному курсу могут стать самостоятельные исследовательские работы учащихся: доклады, рефераты, проекты.
Методы преподавания

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики Д.Б.Кабалевского, Л.В.Школяр, Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, Т.И.Науменко и В.В.Алеева.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) освоение общих художественно-эстетических) и частных языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки выражается в соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства.

Метод эмоциональной драматургии урока состоит в разработке учителем сценария урока – определении последовательности учебных задач, содержания и объема звучащей музыки, момента кульминации урока, последействия, эмоционального тонуса в зависимости от акцента на том или ином сочинении, уровня общего и музыкального развития учащихся и т.д.

Метод концентрической организации музыкального материала выражается в повторении одних и тех же произведений с разными задачами на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы).

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) реализуется в результате связи конкретных музыкальных произведений с художественными творениями других видов искусства литературы, изобразительного искусства, кино, театра).

Содержание программы:

Раздел I: Музыка Древней Руси (9 часов)

Неиссякаемый источник русской музыкальной самобытности. Значение народного творчества для развития музыкальной культуры дохристианской Руси. Скоморошество и гуслярство. Виды обрядового фольклора: календарно-обрядовые, хороводные, плясовые, семейно-бытовые песни. Святки и колядки. Масленица. Былина и историческая песня. Колядка «Добрый вечер». Песни «О взятии Казани в 1552 году», «Во кузнице», «Заинька».

Православные основы богослужебного певческого искусства. Крещение Руси и его влияние на развитие отечественной музыкальной культуры. Византийское учение об «ангелоподобном пении». Труд распевщика. Знаменное пение и его значение для развития мелодического начала русской музыки. «Царю Небесный» большого знаменного распева.

Формы византийской гимнографии. Роль Византии в генезисе музыкальной культуры Православия. Тропарь, кондак как основные формы византийской и древнерусской гимнографии. Принципы построения канона. Гимнограф преп. Роман Сладкопевец. Тропарь празднику Рождества Христова. Тропари и кондаки вятским святым преп. Трифону, блаженному Прокопию, Матфею Яранскому. Стихира – краткое хвалебное песнопение в честь праздника или святого. «Стихира преп. Иову Почаевскому». Разделение стихир в зависимости от их назначения на евангельские, догматики, богородичны, хвалитны, стиховны. «Стихира всем русским святым» - непревзойденный по красоте и глубине содержания гимн в честь Святой Руси.

Система Осмогласия. Связь осмогласия с годовым кругом церковного календаря. Глас как совокупность мелодических формул-попевок. Виды гласов. Вклад гимнографа преп. Иоанна Дамаскина в становление системы византийского осмогласия.

Расцвет древнерусского хорового пения. Возрождение русского государства как одно из условий национального подъема XIV-XV веков. Рождение русской кантилены. Мелодическая выразительность церковных гимнов. Подобны. Возникновение крюковой нотации. Напевы Киево-Печерской, Почаевской, Троице-Сергиевой Лавры.

Древние распевы. Многораспевность как новое явление в русской музыкальной культуре. Москва как новый центр певческого искусства. Хор государевых певчих дьяков. Распевщики Савва и Василий Роговы, Федор Христианин, Иван Нос. Происхождение и виды распевов: знаменный, демественный, путевой, строчный.

Становление многоголосия. Раскол русского общества в результате общественных потрясений XVII века. Проникновение в церковное искусство принципов, свойственных светскому стилю барокко – динамизма, контрастности, декоративности и праздничности. Замена системы богослужебного пения системой композиторского творчества. Изобретение киноварных помет распевщиком Иваном Шайдуровым – новый шаг в развитии нотной нотации. Знаменная запись Александра Мезенца. Возникновение и распространение партесного пения. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Жанр партесного концерта. Композитор Василий Титов (ок. 1650- ок.1710) и его концерты.

Раздел II. Русская музыка эпохи Просвещения (7 часов)

История и культура эпохи Просвещения. Решительное обновление общественной и культурной жизни России в результате реформ императора Петра I (1672-1725). Франция как родина идеалов Просвещения XVIII века. Отказ от средневекового канона как одна из главных идей «века Разума и Просвещения». Классицизм как ведущий стиль эпохи Просвещения. Деятели русского Просвещения: поэт и ученый М.В.Ломоносов, живописец Ф.С.Рокотов, архитектор Д.В.Ухтомский, издатель Н.И.Новиков, писатель Д.И.Фонвизин. Партесные концерты В.П.Титова. Создание Придворной певческой капеллы. Ф.Г.Волков (1729-1763) и рождение русского театра. Вклад Ф.Арайи в создание русской оперы.

Расцвет русской бытовой песни – канта. Кант – трехголосая светская песня без инструментального сопровождения. Популярность канта в эпоху Просвещения. «Кант-виват» Петровской эпохи «Орле российский!». Новигацкий кант «Буря море роздымает». «Виватная поступь» канта в хоре «Славься!», венчающем оперу М.И.Глинки «Жизнь за царя». Зарождение светской лирической песни. «Кант о матери». Кант и современная авторская песня.

Барочное многоголосие в творчестве М.С.Березовского (1745-1777). Итальянское влияние в музыкальной культуре России второй половины XVIII века. Создание в 1738 г. в г.Глухове первой профессиональной музыкальной школы. Максим Созонтович Березовский – талантливый ученик итальянских мастеров, создатель первых в истории русской музыки произведений крупной формы – оперы «Демофонт», хорового концерта «Не отверже мене во время старости», Сонаты для скрипки и чембало. Трагическая судьба М.С.Березовского после возвращения в Россию (умер от горячки).

Становление русской композиторской школы. Оживление театральной и музыкальной жизни в России во второй половине XVIII века. Рождение отечественной композиторской школы как результат становления «русской европейскости» в музыке. Первые русские композиторы – выходцы из народных «низов». Музыкальный гений М.С.Березовского. В.А.Пашкевич (1742-1797) и первая русская опера «Несчастье от кареты». И.Е.Хандошкин (1747-1804) как основоположник «русской музыкальной фольклористики». Литературно-музыкальный кружок Н.И.Львова и его роль в популяризации русской народной песни. Первые русские романсы Ф.М.Дубянского (1760-1796) и О.А.Козловского (1757-1831). «Гром победы раздавайся!» - первый светский гимн России. Музыка Е.И.Фомина (1761-1800) как первые шаги к русскому симфонизму.

Жизнь и творчество композитора Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825). Воспитанник Глуховской музыкальной школы. Десятилетняя стажировка в Италии. Возвращение в Россию. 30-летнее служение русской музыке в должности директора Придворной певческой капеллы. Многообразие жанров в музыкальном творчестве композитора и его прижизненная популярность в России. Его вклад в становление и развитие русской оперы. Песня на слова В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов» прославляющая русских полководцев. «Да исправится молитва моя» Д.С.Бортнянского в исполнении И.С.Козловского.

Д.С.Бортнянский – творец классического хорового концерта. Его интерес к духовной музыке и забота о сохранении древнерусского знаменного распева. «Под Твою милость» - как пример гармонизации греческого распева. Возвышенная простота и сердечность музыки Д.С.Бортнянского. Хоровой концерт как музыкальное завершение и украшение Божественной литургии. Концерт № 35 на псалом № 14 «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем» - как завершение творческого пути композитора. Современная жизнь музыкальных произведений Д.С.Бортнянского. Концерт «Воспойте, людие» в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии.

Раздел III. Музыкальное искусство России XIX века (10 часов)

История и культура первой половины XIX века. «Дней александровых прекрасное начало» (А.С.Пушкин). Отечественная война 1812 года и ее влияние на подъем патриотических чувств и развитие гражданского самосознания. Поражение восстания декабристов и стагнация общественного развития в годы царствования императора Николая I (1825-1855). Разочарование в идеалах эпохи Просвещения как одна из причин смены художественных стилей – от классицизма к романтизму. Особенности русского романтизма. Наиболее яркие и характерные романические произведения русской литературы («Мцыри» М.Ю.Лермонтова), живописи («Кружевница» В.Г.Тропинина), музыки («Руслан и Людмила» М.И.Глинки).

Высокий слог вокальной лирики. Русский классический романс – олицетворение музыкальной жизни первой половины XIX века. Скромное положение русских музыкантов-профессионалов и широкое распространение музицирования среди населения. Разновидности бытовой камерно-вокальной лирики: романс, элегия, баллада, застольная песня. Самобытное явление «русской песни». Александр Александрович Алябьев (1878-1851) «Соловей». Александр Егорович Варламов (1801-1848) «Белеет парус одинокий». Александр Львович Гурилев (1803-1858) «Разлука».

Творческий гений М.И.Глинки (1804-1857). Биография композитора и его любовь к народной песне. Певучая мелодичность музыки Глинки. Оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» - «первые произведения написанные в России и для России» (Глинка). Ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря». Музыкальное решение положительных и отрицательных образов оперы «Руслан и Людмила». «Камаринская» и ее значение для развития русской симфонической школы. Богатство и разнообразие творческого наследия композитора.

«Великий учитель музыкальной правды» А.С.Даргомыжский (1813-1869). Биография А.С.Даргомыжского и его роль в развитии симфонизма М.И.Глинки. Эстетика «натуральной школы» - колыбели русского критического реализма. Отражение темы социального неравенства в опере «Русалка». Тема «маленького человека» в сатирическом романсе «Старый капрал». Музыкальное новаторство оперы «Каменный гость». Значение идей А.С.Даргомыжского для творчества композиторов «могучей кучки».

Вершины музыкального эпоса в творчестве А.П.Бородина (1833-1887). Биография композитора. История создания оперы «Князь Игорь». Былинное содержание оперы и соответствующие ему музыкальные приемы автора. Героические образы оперы. Фрагменты оперы: ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу!», «Плач Ярославны», «Хор поселян», «Половецкие пляски». Вторая «Богатырская» симфония. Эпические романсы «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Значение творчества А.П.Бородина для развития традиций русского музыкального эпоса, заложенных М.И.Глинкой.

Темы русской истории в сочинениях М.П.Мусоргского (1839-1881). Великая русская опера «Борис Годунов». Биография композитора. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача». Интерес М.П.Мусоргского к судьбе русского народа в эпоху «разброда и шатаний». Отражение истории «смутного времени» в опере «Борис Годунов». Трагичность образа царя Бориса. Ария-монолог «Достиг я высшей власти». «Русь бунтующая» и «Русь молящаяся» в образах оперы. Диалог Юродивого с царем Борисом. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани». Хор «Расходилась, разгулялась». Высокая реалистичность хоровых сцен. История стрелецкого бунта в опере «Хованщина». Жизненная достоверность образов старообрядцев – старца Досифея, молодой раскольницы Марфы, князя Ивана Хованского. Значение музыкального новаторства М.П.Мусоргского для развития отечественной музыкальной культуры.

Поэтизация русской народной жизни в произведениях Н.А.Римского-Корсакова (1844-1908). Биография композитора и многогранность его таланта. Народная песенная традиция как источник самобытности творческого наследия Н.А.Римского-Корсакова. Использование композитором древнего славянского фольклора в сказочно-эпической опере «Снегурочка». Пролог – сцена проводов Масленицы. Опера-летопись «Псковитянка». Опера-былина «Садко». Оперы-сказки «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный». Вершина творчества Н.А.Римского-Корсокова – опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Сюжет, драматургия и главные герои оперы. Использование композитором интонаций знаменного распева и народных песен. Симфоническая картина «Сеча при Керженце». Хор «Ой, беда идет, люди». Вера автора в торжество духовного начала над превратностями земной жизни. Ариозо Февронии «Милый, как без радости прожить» - духовное завещание композитора.

Вершины музыкального романтизма в творчестве П.И.Чайковского (1840-1893). Биография композитора. Конфликт героев как основа драматургии оперы «Евгений Онегин». «Конфликтный симфонизм» увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Высокая лирика романса «Благословляю вас, леса». Воодушевленная романтическая приподнятость Первого концерта для фортепиано с оркестром. Вечная борьба добра и зла как главная тема балета «Щелкунчик» и Шестой (Патетической) симфонии – вершины романтического творчества композитора.

glava-3-psihologo-pedagogicheskoe-izuchenie-lichnosti-studenta-uchebnoe-posobie-sootvetstvuet-trebovaniyam-gosudarstvennogo.html
glava-3-psihoterapiya-glazami-psihoterapevta.html
glava-3-puti-povisheniya-effektivnosti-investicionnoj-politiki-predpriyatiya.html
glava-3-puti-sovershenstvovaniya-organizacii-nalogovogo-planirovaniya-na-ooo-hhhh.html
glava-3-pyat-tonkih-tel-kniga-otkrivayushaya-novuyu-seriyu-izdatelstva-fenomen-xx-veka.html
glava-3-rabota-s-knigoj-uchebnoe-posobie-otvetstvennij-redaktor-p-e-rizhenkov-novosibirsk-izdatelstvo-novosibirskogo.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatie-8-materiali-dlya-samostoyatelnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080109-buhgalterskij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-i-3-dokumentaciya-ob-aukcione-vladivostok-2008.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-samostoyatelnoj-rabote-studentov-pri-kompyuternom-oformlenii.html
  • reading.bystrickaya.ru/loskutnoe-shityo.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdayu-zaveduyushij-kafedroj.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatel-komissii-avivanov-rsitet-informacionnih-tehnologij-mehaniki-i-optiki-niu-itmo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-teorii-mezhkulturnoj-kommunikacii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnostyam-1-31-03-03-prikladnaya-matematika-po-napravleniyam.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-s-01-09-1997-pravila-po-ohrane-truda-v-cellyulozno-bumazhnoj-stranica-11.html
  • literature.bystrickaya.ru/energoeffektivnoe-obshestvo-na-period-do-2020-2030-gg.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-centra-obrazovaniya-1862-yuzhnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-110800-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-provedeniyu-planovo-profilakticheskih-i-avarijno-vosstanovitelnih-rabot-na-linejno-kabelnih-sooruzheniyah-svyazi-volokonno-opticheskoj-linii-peredachi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-polozheniya-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-6-stranica-12.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-programma-kompleksnogo-razvitiya-sistem-kommunalnoj-infrastrukturi-goroda-kogalima-na-2010-2020-godi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-10-pravila-i-normi-tehnicheskoj-ekspluatacii-zhilishnogo-fonda-i-osnovnie-polozheniya.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzistencializm.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-obshie-principi-postroeniya-vzaimootnoshenij-s-personalom-obshestva-godovoj-otchet-za-2009-god-generalnij-direktor.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perspektivnij-plan-raboti-po-povisheniyu-kvalifikacii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-nablyudatelnogo-soveta-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/punkt-12-m-predvaritelnoj-povestki-dnya-voprosi-nuzhdayushiesya-v-rassmotrenii-i-trebuyushie-prinyatiya-reshenij-so-storoni-komiteta.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovanie-prinyato-na-zasedanii-kolpnyanskogo-rajonnogo-soveta-narodnih-deputatov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tip-aza-halini-oner-tarihi-sipattama-sabati-tr-aralas-saba-sabati-ds-ngmeleu.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskazov-soderzhanie-absolyutnaya-pustota-predislovie-stranica-12.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-navikov-k-professionalizmu-budushie-koncepcii-obucheniya-prolog-12-poisk-innovacionnogo-podhoda-k-obucheniyu-12.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sarvepalli-radhakrishnan-indijskaya-filosofiya-tom-ii-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/lesa-umerennogo-poyasa.html
  • shkola.bystrickaya.ru/p-ya-grigorev-holodnie-blyuda-i-zakuski-chast-14.html
  • write.bystrickaya.ru/geografiya-naseleniya-mira-uchebniki-i-uchebnie-posobiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tjndeme-zertteu-obekts-modelirovanie-i-prinyatiya-reshenij-po-viboru-effektivnogo-vozdejstviya-na-pzs-v-processe.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-e-kryukov-28-aprelya-2006-g-stranica-9.html
  • essay.bystrickaya.ru/diggeri-moskve-ne-ujti-ot-katastrof-novosti-10.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/raspredelenie-pamyati-chast-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/unichtozhit-rabstvo-znachit-unichtozhit-rabskoe-soznanie-stranica-10.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zemlya-kosmos-i-anomalnie-yavleniya-zapresheno.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.