.RU

Г. Рассказова Тамбовской области


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Рассказова Тамбовской области





Формирование языкового портфолио учащихся как метод контроля уровня сформированности ключевой компетенции английского языка


Доклад на городском методическом объединении учителя английского языка Перегудовой О. Е.





27 августа 2008 г
Языковой портфель – это документ или пакет документов, позволяющих обучаемому самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении неродными языками в независимости от используемых методов и средств обучения. Сейчас обучение иностранному языку начинается в начальной школе и уже на этом этапе обучение ИЯ должно быть направлено на развитие личности ученика, его способностей и творчества. Приоритет отдаётся созданию мотивации к изучению языков и культур. Возможность осмыслить приобретаемый опыт общения и вместе с тем обеспечить осознанную, продуктивную деятельность по изучению предмета и тем самым формировать автономность ученика как его личностную характеристику предоставляет Европейский Языковой портфель. Российский вариант ЕЯП ля начальной школы основывается на двух европейских документах: “ Общеевропейские компетенции владения иностранным языком,, и “ Швейцарская модель ЯП ,, Стратегические цели ЕЯП состоят в том , чтобы : -внедрять в практику преподавание и изучения современных языков перспективную образовательную идеологию; -вооружить обучающегося надёжным и доступным инструментом для определения своих достижений в овладении языками, а также путей дальнейшего совершенствования своих знаний и умений; - дать учителю возможность оценивать уровень достижений каждого ученика в овладении языком и вносить в случае необходимости , корректировать свою преподавательскую деятельность ; - развивать и поддерживать заинтересованность в изучении языков культур. Детский ЕЯП для России состоит из трёх разделов, предваряемых автобиографической страничкой. Раздел 1 носит название «Языки, которые я знаю « и выполняет социальную функцию : формирование интереса к другим языкам и культурам. Здесь ученик описывает свой опыт культурного общения, а также определяет свой уровень владения соответствующим языком. Раздел 2 называется ,, Мои успехи “ и реализует педагогическую функцию ЕЯП, поскольку предназначен для формирования самостоятельной оценки детьми свои успехов в изучении неродного языка как средства межкультурного общения. Здесь представлены контрольные листы для самооценки по четырём видам речевой деятельности. Внутри каждого вида РД даны дескрипторы ( описание коммуникативной задачи ) для двух уровней: А1 – « Выживание » и А2 –« Допороговый » , которые обозначаются разноцветными страницами : зелёный цвет – для первого уровня ,розовый – для второго.
1
Третий уровень – В1 « Пороговый» , обозначаемый оранжевым цветом , не входит в содержание целей начальной школы. Он представлен в Детском портфеле для того , чтобы показать школьникам новые цели , которые они должны достичь в будущем. Об этом и других уровнях поговорим позже. Раздел « Мои успехи » используется: - при проверке домашнего задания; - на этапе завершения работы над темой; - после презентации творческой работы; - перед изучением новой темы с целью показать , чему ученикам предстоит научиться.
Способы общения


Аудирование Чтение Диалог Монолог Письмо
Уровни




А 1 Я понимаю, когда у меня спрашивают адрес


Я умею извиниться и ответить на извинение Я умею рассказать, где живу Я могу составить список продуктов
А 2


Я умею читать и понимать короткие рассказы
На примере данного раздела можно показать возможные пути интеграции ЕЯП в учебный процесс.
^ Использование дескрипторов для постановки учебных задач и планирование учебной деятельности.


2.


До начала работы над уроком ( темой, разделом ) учебника учитель просматривает его материал и вносит в таблицу те коммуникативные умения из ЕЯП , формирование которых является содержанием данного урока ( см. Таблиц у ). Это один из способов интеграции ЕЯП в учебный процесс. Который помогает « привязать» учебник к реальному использованию изучаемого языка. Соотнесение дискрипторов с определённым , упражнением, заданием. Учитель просматривает материал урока и выделяет упражнения, выполнение которых развивают те коммуникативные умения из ЕЯП формирование которых является содержанием данного урока, например, формирование таких коммуникативных умений , как « выделить необходимые ученику сведения в текстах», коммуникативных умений «строить высказывание о любимом герое » на основе образца, на основе ключевых слов и выражений, на основе картинки и др.
^ 3.Проверка сформированности того или иного умения у ученика , который отражён в ЕЯП в виде дискриптора, с помощью упражнений.
Например ученик считает, что он умеет понимать всё, что соответствует уровню А 1 в аудировании. А учитель полагает, что это умение сформировано у него ещё не в полной мере. Чтобы доказать это, учитель даёт группе задание послушать сообщение и дописать недостающую информацию. Затем дети обмениваются работами, слушают аудиотекст ещё раз и находят ошибки в работе партнёра. Таким образом, ученики получают дополнительную возможность развивать умения аудирования , увидеть при этом свои недостатки, сотрудничая с соседом по парте, и определить вместе с учителем пути их исправления. Следующая функция ЕЯП – информационная, суть которой состоит в демонстрации учащимися своих достижений в виде конкретного продукта. Этому способствует работа детей с третьим разделом – « Моя копилка » и их участие в выставках. ( один урок раз четверть или полугодие ) .

При переходе на среднюю и старшую ступени обучения учащимся можно предложить другое название разделов (принятых в европейской терминологии )


3.
^ СТРУКТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ






^ ПАСПОРТ: ЯЗЫКОВАЯ БИОГРАФИЯ ДОСЬЕ:
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ:
  1. Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят ближай- шие родственники;
  2. Где я училась?
  3. Языки, которые я изучала в школе;
  4. Языки, которые я изучала вне школы;
  5. Пребывание за границей;
  6. Проекты, в том числе общеевропейские и международные.
  7. Таблицы для самооценки (общеевропейский шкала – 6 уровней).



1.Контрольные листы для самоанализа (дескрикторы - параметры,по которым уточняются и оцениваются знания учеников ). Направления оценивания: а) стратегические умения; б)компенсационные умения (стратегии общения ); в)качественные характеристики устных и письменных высказываний обучающегося с точки зрения норм изучаемого языка ).


Документы, подтверждающие первых два раздела.



4.
^ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОССИЙСКИХ ПОРТФОЛИО:

-титульные листы; - краткая история успехов ученика по предмету; -записи , доклады, домашние работы; - контрольные работы, самостоятельные работы, тесты; - использование; -оценка рецензента или родителей.

Основные принципы работы с языковым портфолио.

- самооценка результатов ( промежуточных, итоговых); - систематичность и регулярность самомониторинга, который включает в себя отборные и наиболее интересные с точки зрения ученика работы, краткую самооценку, а также возможно своё мнение по поводу оценки учителей, родителей, учеников групп; -структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность письменных пояснений; - целостность и тематическая завершённость представленных в портфеле материалов; - наглядность и обоснованность презентации портфеля ученика.


5.


Система уровня владения языком

А Элементарный уровень владения языком В Самостоятельный уровень владения языком


С Свободный уровень владения языком

А 1

А 2

В 1

В 2

С 1

С 2



Уровень выживания

( понимаю, могу спросить,..)

-достигается при обучении с 5-го по 9-ый класс(3-4 урока в неделю в общеобразо- вательных школах)



Предпорого- вый

- если обучение ведётся сщ 2-го по 11 класс




Пороговый

- в школах с углубленным изучением языка 4-8 уроков в неделю




Пороговый

Продвинутый

- достигается отдельными учащимися с лингвистического уклона



Профессио- нальное владение языком



Владение языком в совершен- стве






6.
Литература

1.Бим И. Л., Вайсбург М. Л.,Грачёва Н. П., Лытаева М. А., Щепилова А. В. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на филологический портфель ( иностранные языки). Обнинск – «Английский язык в школе», № 3,2003 2. Никитенко З. Н. Европейский языковой портфель для начальной школы.М.- «Иностранные языки в школе», № 5, 2008

7.

glava-4-reproduktivnie-strategii-rastitelnoyadnih-kopepod-visokih-shirot.html
glava-4-revmatoidno-artritnie-boli-prakticheskoe-rukovodstvo.html
glava-4-rezultati-peresmotra-psihodinamicheskogo-napravleniya-alfred-adler-i-karl-gustav-yung.html
glava-4-rol-intellektualnih-dlya-studentov-prepodavatelej-aspirantov-ekonomicheskih-vuzov-specialistov-po.html
glava-4-roman-zlotnikov.html
glava-4-rozhdenie-petrovskoj-armii-i-flota-bohanov-a-n-gorinov-m-m-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-sh-halikova-v-agrizskij-municipalnij-rajon-po-voprosu-likvidacii-posledstvij-chs.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-090105-65-informacionnaya-bezopasnost.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-celi-i-zadachi-pravovogo-obespecheniya-socialno-kulturnogo-servisa-i-turizma-pravo-v-sisteme-normativnogo-regulirovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-3-vvedenie-v-specialnost-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/serijnie-prestupleniya-stranica-25.html
  • thescience.bystrickaya.ru/himicheskaya-priroda-promezhutochnogo-vzaimodejstviya-pri-katalize.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-otkritogo-obshestva-s-v-kortunov-nacionalnie-interesi-rossii-v-mire.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kelslgen-rm-f-azmetrin-direktori-ahmerov-r-m.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gercogstvo-burgundiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotirovannij-bibliograficheskij-ukazatel-organizaciya-obucheniya-po-programme-literaturnoe-chtenie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/principi-socialnogo-strahovaniya-tema1-menedzhment-v-zdravoohranenii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/marzhinalnij-analiz-pribili-i-rentabelnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/minfin-rossii-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/2odnovolokonnie-opticheskie-sistemi-peredachi-obzor-sushestvuyushih-metodov-peredachi-na-volokonno-opticheskih-sistemah.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-yuridicheskij-fakultet.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/russkom-zhurnale-roman-istochnik-chingiz-ajtmatov-.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-vneshnetorgovogo-kontrakta-chast-6.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriko-arhivnij-voenno-memorialnij-centr-stranica-37.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/s-lipin-bor-2010-2011-uchebnij-god-obshie-svedeniya-ob-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii-stranica-6.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samoproverki-doneckij-nacionalnij-tehnicheskij-universitet.html
  • lecture.bystrickaya.ru/646-primernaya-tematika-kursovih-rabot-primernaya-programma-modulya-tamozhennij-kontrol-rekomenduetsya-dlya-napravleniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/lomonosov-ob-obyazannostyah-zhurnalista.html
  • school.bystrickaya.ru/infrakrasnoe-izluchenie-i-izmenenie-klimata.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-p-dlhimiya-velikoe-delanie-varakin-a-s-rozenkrejceri-ricari-rozi-i-kresta.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-tehnicheskie-harakteristiki-priobretaemih-tovarov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvennoj-palati-rossijskoj-federacii-po-rezultatam-obshestvennoj-ekspertizi-proekta-federalnogo-zakona-o-zashite-zdorovya-naseleniya-ot-posledstvij-potrebl.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sergej-esenin-28-stihotvorenij-stranica-30.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskie-harakteristiki-hp-designjet-5500-tehnologiya-pechati.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ugolovnoe-pravo-osobennaya-chast-napravlenie-podgotovki-030900-yurisprudenciya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sudebno-ekonomicheskaya-ekspertiza.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sootnoshenie-rezultatov-perevodnih-ekzamenov-s-godovoj-otmetkoj-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-tambovskogo.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-9-noyabrya-2009-goda-n-549.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliografiya-v-l-inozemcev.html
  • school.bystrickaya.ru/harakteristika-osnovnih-vidov-rechi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ocenka-vozdejstviya-na-okruzhayushuyu-sredu-programma-razvitie-atomnoj-otrasli-v-respublike-kazahstan-na-2010-2014.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.